Генеральный директор и владелец Сибирского офиса компании «ИНТАЛЕВ», эксперт по системам управления.

Как повысить эффективность производственной компании?

Торговля гораздо популярнее среди российских бизнесменов, чем производство. Как правило, наши производственники — энтузиасты, которые очень любят свой продукт и думают в первую очередь о совершенствовании технологий, создании уникального ассортимента и т. д. Это «производственное мышление», которое является большим плюсом для бизнеса и стимулом к развитию, иногда мешает им повысить эффективность предприятия.

Если для собственника бизнес не хобби, то ему важна «отдача» — финансовый результат компании. Повышая эффективность бизнеса, вы можете увеличивать прибыль не увеличивая при этом затраты. Дополнительная прибыль — это дополнительные инвестиции в развитие компании, которые вы сейчас, вероятно, берете у банков в виде кредитов, выплачивая за это немалые проценты и имея высокие риски за счет низкой ликвидности. Так как же повысить эффективность?

Задача 1. Управлять продажами

Ошибка многих производственных компаний в том, что они не уделяют достаточно внимания анализу своего клиента и его ценностей. Происходит такой перекос в сторону внедрения ультрасовременного оборудования и повышения качества продукции. Развитию же активных продаж, выстраиванию каналов дистрибуции, инвестициям в продвижение продукта уделяется гораздо меньше внимания. И что мы получаем? Качественный продукт, который мало кто покупает.

Пример

Открывая сеть кофеен, собственники вложили большие средства в закупку самого лучшего оборудования и кофе, но ожидаемых доходов не получили. Почему? При опросе посетителей выяснилось, что для них важнее приятная обстановка и возможность общения, а не вкус или качество кофе. Основными клиентами кофеен были молодые люди, которые не хотели тратить деньги на качественный кофе.

Не всегда клиенту нужно высокое качество: есть покупатели, которых больше интересует низкая цена или наличие товара в магазине рядом с домом. Поэтому важно понять своего покупателя и тратить ресурсы на то, что нужно именно ему.

Часто бывает, что производитель реализует свой товар через посредников — дилеров, дистрибьюторов и т. д. В этом случае производственной компании важно выстроить систему продаж, ориентированную не только на конечного потребителя, но и на сети магазинов или дистрибьюторов.

Задача 2. Управлять затратами

Для повышения рентабельности производства необходимо прилагать много усилий. Так как резервов для снижения затрат мало, руководителю производственного предприятия жизненно важно иметь достоверные данные о финансах с необходимой детализацией: сколько денег вы тратите на конкретный проект, на конкретный станок, на конкретное подразделение и т. д. Как правило, такой детализации на предприятии нет, и учет ведется «котловым» способом.

Например, у многих производственников есть свой парк автомашин, но мало кто ведет учет затрат по каждому автомобилю. А можно обнаружить интересные вещи. Вот эта «газель» с водителем И. И. Ивановым обходится вам в месяц в 20 тысяч, а такая же «газель» с водителем П. П. Петровым — в 50 тысяч. Когда необходимой детализации данных нет, то простор для нецелевого использования у сотрудников значительно выше, а рентабельность предприятия (а значит, и эффективность) — падает.

Затраты нужно планировать, иметь нормы затрат, чтобы вы могли получать ту прибыль, которую хотите. Имея структуру затрат, вы всегда видите, где и какие из них можно урезать или исключить. Откуда берется брак на производстве? Сколько товара портится при транспортировке? Что нужно сделать, чтобы этого избежать? Возможно, нужно автоматизировать часть процессов?

Пример

Крупное предприятие занимается производством геолого-разведовательной техники и бурением скважин, одновременно ведется работа по нескольким проектам. После внедрения автоматизированной системы управления финансами стали учитывать расходы по каждому проекту, относить списание каждого винтика на определенный заказ, и выяснили, что часть заказов убыточна. Предприятие отказалось от них и, тем самым, повысило свою эффективность.

Задача 3. Управлять персоналом

Рассуждая об эффективности производства, многие руководители забывают о своем главном ресурсе — людях. К сожалению, производительность труда в нашей стране очень низкая. Можно выделить 3 пути повышения производительности труда: новейшие средства производства, регламентация производственных процессов (наличие и соблюдение технологии) и мотивация.

Грамотно построенная мотивация — показатели и их нормативы, четкие регламенты по соблюдению сроков и качества, которые лежат в основе оплаты труда — дают возможность напрямую связать доход сотрудника с достижением им определенных результатов, которые нужны вашему бизнесу.

Если ваша стратегическая цель — вывод на рынок нового продукта, то ключевым показателем будет, например, доля продаж данного продукта в общей сумме продаж. А если вы хотите увеличить ваши доходы от сервиса, то надо проанализировать и понять, что на них влияет. Например, если это время ремонта, то вводите норматив на ремонт и обслуживание, и на него мотивируйте инженера. Важно помнить, что показатели должны быть такими, чтобы сотрудник сам мог непосредственно влиять на их выполнение.

Пример

Крупная агропромышленная компания, производитель молока. Главная цель — повышение надоя — была доведена до каждого сотрудника в виде результирующих показателей эффективности его деятельности (например, процент здорового поголовья) и опережающих показателей (количество прививок, расчисток, осмотров). В итоге, сегодня эта компания — одна из самых успешных в своей отрасли, и ее инвестиции в производство составляют 2 млрд рублей в год.

Вам как собственнику или директору нужно решить: а нужна ли вам эта эффективность и ее рост? Если, в принципе, «на жизнь хватает» и «всех денег не заработать», то забудьте все, что прочитали выше. Если нет, то помните, на конкурентном рынке есть закон: выживает и побеждает сильнейший. Как говорила героиня Льюиса Кэрролла, «приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте, а если хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать по меньшей мере вдвое быстрее». То есть, чтобы остаться на рынке, нужно бежать, а если вы хотите быть лидером, то надо бежать вдвое быстрее, или, как минимум, быстрее конкурентов. Поэтому не теряйте время — включите повышение эффективности в план ваших задач на ближайший период.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ