День города 2018: трудно точно подсчитать

Насколько удалось и во что обойдется городу и горожанам масштабное празднование 125-летия основания Новосибирска?

Деньги

Многие собеседники «Континента Сибирь» отмечают: юбилейный День города в этом году действительно был сделан нестандартно. В первую очередь благодаря стараниям команды департамента культуры, спорта и молодежной политики мэрии Новосибирска, которым руководит Анна Терешкова, и благодаря ее обширным связям в разных сферах. Безусловно, праздник мог бы быть менее ярким, если бы не участие многочисленных волонтеров и, что особенно ценно, поддержка спонсоров.

Официально говорится о 30 млн бюджетных рублей, выделенных на День города. По словам Анны Терешковой, это традиционная сумма: несмотря на условно «юбилейную» дату, не больше, чем в прошлом году.

«Если бы меня попросили оценить бюджет мероприятия, то 25–30 млн рублей, на мой взгляд, разумная цифра», — отметил директор креативного бюро «ЭНГИРО» Никита Гирин.

По мнению экспертов, 30 млн для Дня города — немного. Корпоративное мероприятие крупной компании, которое готовится около полугода, стоит в среднем 10 млн рублей.

День рождения Новосибирска явно имеет больший размах. «Это не сногсшибательная сумма, когда идет речь о больших мероприятиях, распределенных по городу, которые идут на протяжении всего дня», — рассуждает управляющий партнер PR-агентства InMAR Relations Марина Харитонова.

Некоторые комментаторы в разговоре с «КС» заметили, что в сегодняшних условиях деньгам, потраченным на праздник, можно было найти лучшее применение. Тем более что 125 лет — это не полноценный юбилей. «Стоит помнить, что бюджетные средства изъяты из карманов горожан, в том числе и тех, кто сбежал от Дня города на дачи», — скептически отзывается о прошедшем празднике маркетолог, бизнес-консультант, основатель известного маркетингового агентства «Б-52» Дмитрий Петров.

Марина Харитонова также заметила, что деньги можно было потратить более рационально. «Действительно радует, что с каждым годом подход к празднованию Дня города становится более современным. Горожане видят подготовку — стригли газоны, красили заборчики, оформляли остановки и так далее. Наружной рекламы было очень много. Но отношение к реализации бюджета сегодня у многих иное: есть задачи более актуальные и важные для города, и эти средства стоило направить для их решения. Например, можно пожертвовать выступлением какой-нибудь звезды в пользу того, что останется в городе надолго. Хотя со стороны, конечно, об этом легко рассуждать», — говорит Марина Харитонова.

Экс-министр культуры Новосибирской области, директор Новосибирского института мониторинга и развития образования Наталья Ярославцева не согласна с тем, что праздник можно было сделать скромнее. С ее точки зрения, его стоит воспринимать как своеобразную инвестицию. «Сама сидела и думала: денег было потрачено немало.

Но все-таки Новосибирск — третий город России. К тому же наверняка не все средства взяты из бюджета — помогли компании, депутаты, их фирмы. Если допустить, что каждый второй житель города пошел на праздник, разделить сумму на 600 тысяч человек, получаются не такие большие цифры. Было много туристов из других городов, много иностранцев. Они увидели праздник, вы же понимаете, что они о нем расскажут своим близким и знакомым. День города — это, если хотите, инвестиции в туристический бизнес», — заключает Наталья Ярославцева.

Зрелища

Побывавшие на празднике соглашаются: он был заметно масштабнее, чем те, что проводились в последние годы. Один парад фейерверков чего стоил. На сайте госзакупок можно увидеть несколько лотов по полмиллиона рублей за организацию и декорационное оформление Михайловской набережной и других мероприятий для фестиваля фейерверков. Есть другие тендеры для мероприятий на набережной: на оформление воздушными шарами — 159 625 рублей, техническое обслуживание фейерверка и набережной — 791 501 и 502 927 рублей, предоставление судоходного транспорта — 480 и 150 тысяч рублей. Техобслуживание «Форума мира», который также проходил на набережной, — 1 221 650 рублей. Размещен не один лот, посвященный декорационному оформлению сцены, техническому обслуживанию НГАТОиБ, где проходили торжественное собрание и праздничный концерт, — 1 163 910, 3 334 000 и 2 327 484 рублей. Всего на сайте госзакупок больше двух десятков различных тендеров ко Дню города: изготовление сувенирной продукции, приобретение билетов для участия в концерте, изготовление и поставка сценических костюмов и другое.

Эксперты отмечают: общая сумма празднования, скорее всего, превышает 100 миллионов рублей. Сколько из них взяты из бюджета, сколько дали спонсоры, а какая часть работ является волонтерской и безвозмездной, выяснить трудно.

Только одной «наружки», на профессиональный взгляд Дмитрия Петрова, было примерно на 5–7 миллионов рублей. «Понятно, что пропускают ее как социальную рекламу, но это все равно деньги. Думаю, что нужно считать общие затраты от 100 миллионов и выше. Хитрые бюджетные игры: что-то пишут как текущую деятельность, что-то проводится взаимозачетами, и так далее. 30 миллионов — просто то, что решили нам показать», — полагает Дмитрий Петров.

Анна Терешкова

Анна Терешкова говорит, что 30 миллионов из бюджета — сумма условная. Она планируется на мероприятия, посвященные Дню города, из года в год. Назвать конкретные цифры, по ее словам, невозможно, и сотрудники департамента культуры ее не подсчитывали. «Общей суммы, выделенной на День города, нет, ее невозможно подсчитать, так как каждый департамент, каждое подразделение делал свою часть работы. И большинство, особенно общественники, делали ее бесплатно. Многие площадки были организованы за счет спонсорских денег», — рассказала Анна Терешкова корреспонденту «КС», уже находясь в отпуске за рубежом.

Многие финансовые элементы праздника остались за рамками госзакупок. Речь не только о волонтерской и спонсорской инициативе. В частности, нет данных о расходах на айдентику, внешнее оформление 125-летия Новосибирска. Как ранее писал «КС», разработкой концепции занималось брендинговое агентство «Март» (до ребрендинга — студия Мартдизайн). Оно существует более 15 лет и является одним из лидеров новосибирского рынка корпоративного дизайна. Например, в прошлом году делало ребрендинг кинотеатра «Победа». Заказ от властных структур «Март» получил впервые.

Стиль праздника, в том числе слоган «Это Ново» — работа «Марта», и она не альтруистическая. Основатель компании Николай Запорожский в разговоре с корреспондентом «Континента Сибирь» назвал «внутренней» информацию о том, сколько она стоила бюджету города. Редакция обратилась с соответствующим запросом в департамент культуры, спорта и молодежной политики мэрии Новосибирска. Заказ «Март» получил без конкурсных процедур, так как, по словам руководителя агентства, «сумма за работу была меньше необходимой для проведения тендера».

Как пояснил Николай Запорожский, предложение на разработку концепции Дня города поступило от мэрии Новосибирска, само агентство инициативы не проявляло. «На нас вышел департамент мэрии Новосибирска по культурной политике, поставил задачу разработать соответствующие материалы. Мы сделали концепцию, создали конструктор, который позволил дальше дизайнерам без нашего участия делать макеты, масштабировать их на разные носители, — рассказал Николай Запорожский. — Работали с мэрией на одной волне, сотрудники не изматывали нас постоянными согласованиями».

Это ново?

Руководитель агентства «Март» остался доволен сотрудничеством с мэрией и работой своей компании. «Я считаю, мы предложили городу хорошую концепцию юбилейных мероприятий. Показали, что они могут быть яркими, современными, красивыми, подходящими активному мегаполису с серьезными потенциалом. Много друзей и знакомых мне писали, звонили, благодарили, что наконец-то в Новосибирске общегородское мероприятие было красиво оформлено. От Городовиков и Обинушек отдает нафталином, от них уже люди подустали», — рассуждает Николай Запорожский.

Он считает, что 125-летие Новосибирска смотрелось более современно на фоне 80-летия Новосибирской области, которое отмечалось в прошлом году. С ним солидарна и Марина Харитонова. «Городские мероприятия были сделаны более ярко, современно и интересно, чем 80-летие области. Это мнение моих коллег», — подчеркнула управляющий партнер InMAR Relations.

Иная точка зрения у директора креативного бюро «ЭНГИРО». «Что в Дне города было хорошо: действительно появилось лицо мероприятия, его визуальное оформление. Но заметно это было лишь на площади Ленина, хотя праздник гораздо шире. Я помню 80-летие области. Мое личное мнение: концепция была четко сформулирована и красочно подана. Я имею в виду информационный, образовательный блок, в яркой, игровой форме нас знакомили с тем, что представляет собой область, каждый район региона. Мне самому было очень интересно. Город тоже попытался представить районы — в Первомайском сквере. Но для меня первоочередное значение имеет концепция: что было задумано, донесена ли идея. Конечно, важно показать, что мы гордимся родными просторами, что совершенствуется парковочное пространство, становится легче дышать — что город развивается. Но не менее важно показать, кто мы, из каких людей, предприятий, достопримечательностей состоит Новосибирск. В этом смысле, мне кажется, область справилась лучше», — рассуждает Никита Гирин.

Наталья Ярославцева осталась очень довольна прошедшим Днем города. «Замечательно получилось. Я так и написала в SMS: «Аня (Терешкова — «КС»), я горжусь тобой и командой». Люди были довольны, вдохновлены, с удовольствием поздравляли друг друга. Достойный праздник. Даже полицейские были доброжелательными. Конечно, День города и раньше праздновали, но сейчас масштабностью и организацией переплюнули», — хвалит работу департамента культуры мэрии Наталья Ярославцева.

Марина Харитонова согласна, что праздник прошел на достойном уровне, заметны авангардные черты, новая стилистика — мероприятие организовано и оформлено профессионально. Однако выбранный слоган — «Это Ново» — считает достаточно спорным. Вероятно, авторы хотели сказать что-то большее, чем заключено в начальных слогах названия города, насколько это получилось — вопрос открытый. «По сути дела, слоган не говорит ни о чем. Он хорошо сверстан, он ярко выглядит, он несет фонетическую энергию, но с точки зрения смысловой… Что такого действительно нового на сегодняшний день может представить Новосибирск? Ответов я не увидела. Предпосылки есть, но по факту?» — задается вопросом Марина Харитонова.

Некоторые собеседники редакции усомнились в том, что позвать звезд 90-х годов прошлого века хэдлайнерами Дня города — это ново. На взгляд отдельных профессионалов, Шура и Митя Фомин на таком празднике — проект, больше подходящий для периферии, чем для современного мегаполиса, в котором хорошо представлена молодежная культура. Но это, разумеется, дело вкуса.

Никита Гирин обращает внимание на список исполнителей, приглашенных на День города в Кемерово: Тимати, L’One (в 2017 году выступал на Дне Города в Новосибирске в рамках мероприятия KFC), Полина Гагарина, Олег Газманов и «Любэ».

«С точки зрения и состава участников и бюджета, потраченного на исполнителей, Новосибирск выглядит несколько тусклее, чем соседний сырьевой регион», — констатирует эксперт.

У Дмитрия Петрова очень специфичный взгляд на прошедший праздник. Сами мероприятия он проигнорировал из принципа. «Понимаете, не хочется праздновать победу российской сборной по футболу на фоне повышения налогов и пенсионного возраста. И здесь то же самое. Нас лишили губернаторской и мэрской кампании: несколько человек аппаратно договорились, исключив из этого процесса граждан. Пока город теряет последние гражданские свободы, нам предлагают праздновать и веселиться на придуманном юбилее. Это совершенно кощунственно, вызывает у меня абсолютный когнитивный диссонанс. Шуры, Мити Фомины, скоро будут по городу бродить призраки 90-х», — негодует собеседник издания. При этом дизайн Дня города ему нравится, и он не отказывает ему в смысловой наполненности. «Но дизайн надгробного памятника тоже можно сделать хорошим. Печально, что талантливые ребята участвуют во всем этом, сотрудничают с органами власти», — выражает свою гражданскую позицию Дмитрий Петров, опыт причастности которого к проектам, финансируемым из бюджета, трудно назвать успешным.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

3 КОММЕНТАРИИ

  1. Вообще надо уже на административном уровне заставлять мэрию вести учет трат на любые мероприятия. Они там непонятно сколько денег тратят из бюджета, из наших с вами налогов, а потом интервью дают из отпуска за рубежом.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ