«Я считаю Новосибирск одним из самых лучших городов России»

Анна Гурьева — о битуме, региональном стандарте и любви к родному городу

В канун Дня города директор компании «ВПК-Ойл» АННА ГУРЬЕВА рассказала о том, когда компания рассчитывает запустить битумный терминал, как идет подготовка к производству дизельного топлива класса «Евро-5» и какие проекты реализует компания с точки зрения социальной ответственности бизнеса.

Дела дорожные

— Известно, что одна из главных проблем Новосибирска — плохие дороги. Полгода назад в интервью «КС» вы говорили, что «ВПК-Ойл» выступает за разработку региональных стандартов для дорог Сибири. Что уже удалось сделать в этом направлении?

— Работа большая, мы продолжаем ее вести совместно с представителями региональной власти и ООО «Газпромнефть — Битумные материалы». Определяем порядок заказа битума, его спецификацию, анализируем потребности. В первую очередь принятие региональных стандартов зависит не только от нас, но и от желания потребителя. От того, насколько быстро откликнутся автодорожные компании, строительные подрядные и проектные организации. Действующий в настоящее время ГОСТ не рассчитан на климатические условия отдельных регионов. Как для Сочи, так и для Якутии требования одинаковые. Если мы хотим иметь хорошие дороги, то требования и к материалам, и к строительству должны быть более жесткими. Нужно учитывать все особенности эксплуатации дорог в Западной Сибири

— Какие сдерживающие факторы можно выделить в вопросе внедрения современных материалов?

— Нам мешает отставание нормативной базы в части строительства дорог. И соответственно, отставание проектной документации по данному строительству. Федеральное дорожное агентство, а также государственная компания «Автодор» выступают за применение современных материалов, поскольку от качества битумов зависит и качество асфальтобетонной смеси, а следовательно — прочность и надежность дорожного полотна. Поэтому со стороны дорожников как таковых препятствий нет. Здесь вопрос в том, насколько быстро будут меняться проекты автомобильных дорог. Отмечу, что крупные игроки рынка и регуляторы отрасли уже в течение нескольких лет продвигают прогрессивные стандарты. В том числе Систему проектирования асфальтобетонных смесей (СПАС). В ее основе — разделение по температурным диапазонам эксплуатации вяжущих (так называемый PG-диапазон).

Недавно состоялось совещание в минтрансе Новосибирской области. На нем присутствовали также представители «ВПК-Ойл», подрядные организации. Одной из проблем, которую озвучили дорожные службы, стало отсутствие парка хранения битумов на территории Сибирского федерального округа. Наличие такого парка обеспечит дальнейшее расширение номенклатуры битумных материалов и будет гарантировать стабильное снабжение подрядчиков в высокий сезон. Отмечу, что битумный терминал компания «ВПК-Ойл» будет проектировать и строить в 2018 году.

Проект сложный, за Уралом подобных нет. Он включает битумное хранилище на 50 тыс. тонн с возможностью расширения до 100 тыс. тонн, железнодорожную эстакаду по приемке и отгрузке битумов.

— Сейчас идет подготовка к реализации этого проекта?

— Да, проектная документация практически готова. Мы готовы приступить к строительству уже в августе.

— Когда рассчитываете запустить битумный терминал?

— Полностью проект будет реализован в конце 2019-го — начале 2020 года. Он будет строиться в несколько этапов. Первая очередь — хранилище самого битума. Оно будет сдано в эксплуатацию в начале следующего года.

— Сегодня перед дорожниками стоит задача увеличить межремонтные сроки на федеральных автомобильных дорогах. При этом доля применения ПБВ в Сибири остается низкой?

— Если говорить о Европе, то там доля полимерно-битумных вяжущих доходит до 30% объема всех материалов, использующихся при строительстве автомобильных дорог.

В России ПБВ по-прежнему занимает 10–12% от всего производства битума.

В Западной Сибири ПБВ практически не применяются, поэтому будущее, естественно, за разработкой и внедрением более современных материалов. Я считаю, что развитие производства ПБВ в Западной Сибири целиком отвечает задачам, поставленным по увеличению межремонтных циклов.

— По данным экспертов, рынок современных битумных материалов все-таки постепенно растет…

— Да, спрос на битумы в этом году выше, чем в прошлом. Мы это ощутили, при этом потребитель стал более требовательным. Но львиная доля битума, по крайней мере в Новосибирской области и в СФО, — битум, произведенный по старому ГОСТу.

Я уверена, битумное производство на Коченевском НПЗ было запущено вовремя, учитывая рост федеральной программы. По данным Федерального дорожного агентства, за 2017 год в России в рамках проекта «Безопасные и качественные дороги» было отремонтировано свыше 3,5 тыс. объектов общей протяженностью более 5 тыс. км. Главная же цель — приведение к нормативному состоянию региональных и муниципальных дорог в 38 крупнейших городских агломерациях страны. В том числе в Барнаульской, Омской, Красноярской, Новосибирской, Кемеровской и Новокузнецкой.

В 2017 году для этих работ было направлено 64,8 млрд рублей, в 2018 году финансирование составит 65,4 млрд рублей. Добавлю, что сегодня производство битумов «ВПК-Ойл» полностью загружено. По итогам года мы планируем произвести 118 тыс. тонн, в следующем году — уже около 200 тыс. тонн.

— Коченевский НПЗ выпускает битум как по старому ГОСТу, так и по новому?

— Да, мы можем выпускать битум различной номенклатуры. Лаборатория к этому готова, производство тоже. Сейчас, например, делаем два вида битума — БНД 90/130 и БНД 100/130. Сертифицирован битум марки БНД 70/100.

«Рынок заставляет двигаться быстрее»

— Один из главных проектов для «ВПК-Ойл» сегодня — подготовка к производству дизельного топлива класса «Евро-5». Какие еще приоритеты в развитии Коченевского НПЗ можете выделить?

— Общая стратегия предприятия остается неизменной, а постоянно меняющийся рынок заставляет нас двигаться еще быстрее, и еще быстрее строить. Через четыре года мы должны получить полный комплекс продуктов вторичной переработки. В 2022 году мы рассчитываем запустить производство бензинов. Это значимый этап, включающий комплекс установок реформинга, гидроочистки бензинов. Установки сложные. Для реализации данного проекта нами было решено привлечь известного мирового лицензиара — французскую компанию «Аксенс» (Axens). Что касается производства дизельного топлива класса «Евро-5», проект реализуется в соответствии с графиком строительства. Кроме того, мы получили технические условия по подключению завода к трубопроводу «Транснефти». Это большой шаг вперед.

— Какие новые возможности для компании дает подключение к трубопроводу?

— В первую очередь снижение издержек на поставку сырья, что в свою очередь позволит добиться снижения себестоимости.

— Это отразится на конечной стоимости продуктов?

— Пока сказать сложно. Дело в том, что сейчас проводится масштабная разработка нового налогового маневра в нефтяной отрасли. Он предполагает обнуление экспортной пошлины на нефть, значит, на внутреннем рынке цены на нефть будут расти. Мы будем покупать нефть дороже, соответственно, это будет сказываться на конечной цене нефтепродуктов. Для того чтобы стабилизировать цены, правительство разработало комплекс мер по поддержке нефтепереработки. Поэтому в будущем цена на дизельное топливо будет определяться как рыночными факторами, в первую очередь уровнем цены на нефть, так и в большей степени условиями налогообложения. В отрасли порядка 65–70% в конечной цене нефтепродукта составляют налоги.

По-прежнему мы будем делать ставку на высокое качество, и уверены, что такая стратегия понравится нашим покупателям

— Как ведет себя рынок дизельного топлива?

— Новосибирск — хороший логистический центр. Согласно данным, которыми располагает наша компания, мимо Коченевского НПЗ по трассе «Байкал» проходят 10 млн автомобилей в год. Мы понимаем, что это в основном дизельный транспорт, большегрузы. Отмечу, что рынок дизеля сформирован, игроки на нем имеют прочные позиции. По-прежнему мы будем делать ставку на высокое качество, и уверены, что такая стратегия понравится нашим покупателям.

— Когда нефть растет в цене, маржинальность бизнеса нефтепереработчиков снижается?

— Да конечно, рост цены на нефть снижает маржинальность нефтепереработки, особенно страдают НПЗ, которые ориентированы на внутренний рынок.
Однако ситуация хуже, когда стоимость нефти резко «ходит туда-сюда», это меняет себестоимость продуктов слишком быстро, дает риск снижения прогнозируемости бизнеса. Поэтому мы выигрываем, если цены остановились. Кроме того, очень большое влияние будут оказывать налоги. Они, скорее всего, изменятся с 1 января 2019 года.

— В правительстве РФ прорабатывают вопросы господдержки отрасли. Озвучены ли конкретные решения?

— Правительство рассматривает несколько вариантов. Идут консультации, в том числе внутри Министерства энергетики РФ, в которых мы также принимаем участие. Я убеждена, что в ближайшее время будут приняты решения, которые обеспечат необходимые экономические условия для дальнейшего развития отрасли.

— «ВПК-Ойл» является одним из ведущих промышленных предприятий региона и одним из крупнейших налогоплательщиков. Сегодня крупный бизнес просто обязан быть социально ответственным. В чем вы видите социальную ответственность предприятия?

— Мы оказываем поддержку хоккейной команде «Сибсельмаш», оказываем посильную помощь Коченевскому району, финансируем различные праздники, которые здесь проходят. Недавно одну из школ Коченевского района мы познакомили с ИХНТ КузГТУ. На базе этого сотрудничества планируем сделать химический класс. Соответственно, уже начинаем воспитывать детей и побуждать их к тому, чтобы они становились химиками-технологами, шли работать в нашу отрасль, растим новое поколение кадров для завода. Когда мы пришли в эту школу, ни один из ее учеников на ЕГЭ химию не сдавал. Мы сделали презентацию завода, рассказали о своей деятельности, надеемся, что из этого выпуска кто-то будет поступать на химические факультеты вузов.

— Увеличение производительности компании требует расширения штата сотрудников. Из каких регионов вы в настоящее время привлекаете специалистов?

— Активно к нам едут из Павлодара, Хабаровска, Омска. Людей привлекает хороший уровень производства, социальные условия и, конечно, Новосибирск. Для них он является примером динамично развивающегося города. С начала года мы приняли на работу порядка 45 человек.

— Расскажите о любимом месте в Новосибирске.

— В минувшее воскресенье мы были семьей в зоопарке. Я еще раз порадовалась тому, что он есть в нашем городе. Должна поздравить руководство зоопарка с тем, что он развивается, открыт новый павильон обезьян, на территории зоопарка успешно работает дельфинарий. Новосибирский зоопарк — одно из самых удачных мест для семейного отдыха, что для меня как для мамы очень важно.

— Каковы ваши пожелания Новосибирску в День города?

— Продолжать развиваться и радовать своих жителей. А жителям желаю здоровья, семейного благополучия, счастья. Я считаю Новосибирск одним из самых лучших городов России, а те темпы благоустройства, которые сегодня сложно не заметить, меня очень радуют.

ВПК-ОЙЛЦентральный офис: 630102, Новосибирск, ул. Обская, 2
Тел.: +7 (383) 264–42–97
Факс: +7 (383) 264–43–09

Коченевский нефтеперерабатывающий завод:
632640, Новосибирская область, Коченевский район,
р. п. Коченево, ул. Промышленная, 17
Тел.: +7 (38351) 2–40–07
http://www.vpk-oil.ru

На правах рекламы

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ