«Плодотворная дебютная идея» на новый президентский срок

Премьер-министр России совершил очередной результативный визит в Китай. Китайский вектор российской внешней политики усиливается, что многими воспринимается неоднозначно. Может даже возникнуть ощущение, что «Россия встала с колен» только для того, чтобы тут же на колени и присесть, а именно китайские. Но так способны рассуждать только пессимисты, потому что, как всегда, «у Путина есть план».

Премьер-министр 5 октября опубликовал в газете «Известия» нашумевшую статью «Новый интеграционный проект для Евразии — будущее рождается сегодня». Судя по всему, в этом тексте изложена стратегия следующего президентства Владимира Путина, и ее основой становится задача реинтеграции большей части постсоветского пространства в новое надгосударственное образование — Евразийский экономический Союз (ЕЭС). Высказанные российским премьер-министром идеи сразу встретили поддержку в Минске. На традиционной пресс-конференции для российских журналистов, которая проходила 7 октября, белорусский президент Александр Лукашенко неоднократно возвращался к предложениям, высказанным Путиным, и сказал, что намерен изложить свои мысли по дальнейшему развитию интеграционных процессов в статье, которую также готовит для «Известий».

Аббревиатура ЕЭС не случайно совпадает с другой, когда-то хорошо знакомой, — Европейский Экономический Союз, затем ставший просто Европейским Союзом (ЕС). Путин пишет о том, что «наш ЕЭС» должен стать глобальным центром развития наряду с такими мировыми игроками, как США, Китай, ЕС и страны АТЭС. Конечно, данную статью Путина нельзя рассматривать вне контекста начавшейся избирательной кампании, в данном случае уже не думской, а президентской. И похоже, одной из стержневых идей этой избирательной кампании станет уже не «план Путина» или «стратегия–2020», а программа дальнейшей интеграции государств, вошедших в Таможенный союз и Единое экономическое пространство (ЕЭП) — России, Белоруссии и Казахстана, — с последующим подключением к этому процессу еще ряда постсоветских государств, из которых российский премьер пока называет Киргизию и Таджикистан.

Стоит напомнить, что Таможенный союз вступил в силу с 1 июля сего года, а ЕЭП начнет функционировать с 1 января 2012 года. По своему замыслу оно предполагает создание рынка с более чем 165 млн потребителей, с унифицированным законодательством, свободным передвижением капиталов, услуг и рабочей силы. При этом территориально Россия, Казахстан и Белоруссия — это 20 млн квадратных километров из 22,4 млн, составлявших когда-то СССР. А будущий Евразийский Союз, согласно идеям, высказанным Путиным, должен, во-первых, обеспечить еще более глубокую экономическую интеграцию вошедших в него государств, во-вторых, расшириться, и в-третьих, хотя это открыто и не говорится, но подразумевается от экономической интеграции постсоветских государств перейти к политической.

Возникает естественный вопрос: насколько идеи, высказанные Путиным, являются его предвыборным пиаром, а насколько — реальной политической программой? Конечно, лозунг о необходимости создания Союза государств бывшего СССР привлекательно звучит для многих российских избирателей, и поэтому было странным не использовать его в избирательной кампании, но представляется, что в данном случае Путин имеет в виду нечто большее, чем просто привлекательный предвыборный лозунг.

Конечно, до сих пор разговоров и даже проектов по интеграции бывших союзных республик было много больше, чем реальных шагов. А СНГ превратился в некий клуб лидеров государств бывшего СССР, который давно уже не принимает каких-либо обязывающих решений и уподобился для большинства его членов чемодану без ручки, который выбросить еще жалко, но нести дальше становится все более бессмысленно.

Тем не менее представляется, что в данном случае Путин излагает реальную программу действий, и не потому, что он является фанатом СССР, а потому что для России развитие всесторонней интеграции с бывшими «братьями по Союзу» становится настоятельной необходимостью, а лично для Путина, возможно, вопросом дальнейшего политического выживания. Это тема для большого разговора, здесь же приведем только основные аргументы в пользу такого утверждения.

Сегодня пальму первенства у массового ожидания «конца света» перехватило еще более массовое и гораздо более обоснованное ожидание «новой волны мирового финансово-экономического кризиса». То, что для России она станет гораздо более серьезным испытанием, чем «кризис–2008», признают почти все, кто разбирается в экономике.

В этих условиях развитие всестороннего экономического сотрудничества со странами бывшего СССР — это как минимум попытка «постелить соломку» в то место, о которое предстоит удариться, а как максимум — определенная гарантия от слишком глубокого экономического падения. Все это еще в большей степени касается и наших потенциальных «интеграционных партнеров». Самый несговорчивый и самый важный из них — Украина — вполне может поменять свой «европейский вектор» на «евразийский», если в результате новой волны кризиса все же рухнет евро и начнется дезинтеграция ЕС.

Но даже если не брать во внимание угрозу кризиса, ясно, что без интеграции вокруг себя хотя бы части республик бывшего СССР Россия не сможет стать независимым центром экономического и политического влияния даже в масштабах Евразии. И тогда поневоле придется вспоминать об уже подзабытом лозунге «вхождения в западную цивилизацию», причем скорее всего не в качестве равноправного партнера. В качестве еще менее приятного для державного самосознания варианта может рассматриваться дальнейшее вхождение России (вслед за государствами Центральной Азии) в мощное поле геополитического и экономического тяготения Китая.

Еще одна очень важная причина для развития интеграционных процессов — это уже вполне реальная угроза дезинтеграции самой России. И начаться она может с Северного Кавказа. «Интеграционный обруч» в этом плане может противодействовать данным тенденциям.

И наконец, личные мотивы Путина в продвижении проектов ЕЭП и ЕЭС. Своим решением идти на новый президентский срок российский премьер окончательно сжег для себя «мосты на Запад». Это касается и «аффилированной» с Путиным части политико-экономической элиты России. И чтобы не остаться в гордом «геоэлитарном» одиночестве, они нуждаются в подобных проектах.

Лично для Владимира Владимировича ЕЭП — это вполне возможный «запасной аэродром» для того, чтобы чрезмерно не утомлять россиян своим пребыванием на президентском посту. Если интеграционные процессы пойдут успешно, то кто знает, может быть, даже до окончания своего третьего президентского срока Путин может стать кем-то вроде «председателя правительства Евразийского Экономического Cообщества». И при этом неважно, сколько своих полномочий отдадут этому органу правительства Белоруссии или Казахстана, важно, что Россия может отдать очень много, если этот пост займет Путин.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ