Выборы завершились. Выбор впереди

Выборы в Государственную думу завершились, страсти по поводу их результатов продолжаются, в том числе и на улицах столицы, но самое страшное все же не случилось. В конце ноября в «КС» речь шла о перспективах худшего поствыборного сценария (колонка «Победа, которая может стать поражением»). Он состоял в возможности «триумфальной победы» «партии власти» на выборах. Такая победа могла стать только результатом массовых фальсификаций. Если бы это случилось, то сегодня мы имели бы в Москве не разрозненные акции протеста несистемной оппозиции, а, возможно, аналог каирской площади Тахрир. Но 4 декабря «Единая Россия» чуть-чуть не дотянула до 50% процентов голосов, и говорить о том, что произошла тотальная фальсификация итогов голосования, не приходится.

Тем не менее прошедшие выборы раскололи страну. И отнюдь не в партийном или идеологическом плане. Шутка о том, что на последних выборах в ГД победила «Коммунистическая Либерально-демократическая партия Единой и Справедливой России» появилась все же не случайно. Раскол произошел в другом аспекте. Итоги выборов показали, что существует три разных России. Первая – это города с преобладанием русского населения. Здесь на выборах «Единая Россия» в среднем набрала порядка 35% голосов. Таким образом, если бы парламент формировался только по итогам «городских выборов», «ЕР» потребовалось бы создавать коалиции с другими партиями, и правительство тоже было бы коалиционным. «Вторая Россия» – это сельская местность, здесь «единороссы» сохранили свое доминирование, уверенно набирая более половины голосов избирателей. Но есть и «Третья Россия» – это почти все национальные республики в составе РФ. Здесь «ЕР» – это КПСС сегодня, «руководящая и направляющая сила», которая вообще не нуждается в существовании других партий. Иначе и быть не может, когда «партия власти» получала в этих регионах 80–90% голосов при такой же явке, рекордсмен здесь Чечня – 99,48% за «ЕР».

Такой разделенной страной Россия стала после парламентских выборов, вновь собрать ее смогли бы президентские выборы, если, конечно, результат победившего кандидата во всех «трех Россиях» снова не окажется столь разным. Единственный, кто в современных реалиях может стать таким объединяющим кандидатом, это Путин, но при условии, что он сумеет существенно измениться.

В № 47 «КС» один из руководителей движения «Солидарность» Иван Стариков заявил: «Если Путин не станет другим, его не будет вообще». Сразу после выборов в ГД пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков в интервью ВВС выразил схожую мысль: «Безусловно, люди ожидают обновления. Люди ожидают Путина в версии номер два». И тут же подсказал, в каком направлении следует развивать «версию номер два»: «Путин никогда не был напрямую связан с «Единой Россией», поэтому рассматривался как независимый политик, а не как член партии». И действительно, чтобы победить на грядущих выборах в качестве общенационального лидера действующему премьеру надо укрепить свое «беспартийное начало», но при этом ему нельзя бросать партию, беспартийным вождем которой он был. Трудный выбор. Впрочем, выбор предстоит не только Путину, но и всем, от представителей политической элиты и до рядовых избирателей, многие из которых, проголосовав 4 декабря против «ЕР», все же признают, что в качестве президента Путину альтернативы не видно.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ