Условное правосудие

В течение последних месяцев о панк-молебне группы Pussy Riot в Храме Христа Спасителя не писал только ленивый. Но после оглашения решения суда это дело переросло рамки столичной новости и стало поводом осмыслить отношение власти к правосудию.

Приговор, несколько часов зачитываемый судьей Мариной Сыровой в Хамсуде, наверное, не был судьбоносным для страны, как говорят некоторые. Скорее всего, уголовное преследование за перформанс в храме нельзя назвать и правосудным решением. Но очевидно, что многие люди в России внимательно следили за тем, как же решит судьбу трех девушек всесильный властно-судебный механизм.

И дело даже не в четкой активной гражданской позиции большинства россиян, вдруг появившейся после чуровских выборов в декабре прошлого года. И не в массовой кампании в защиту Pussy Riot, развернутой звездами первой величины на Западе. А в том, что каждый житель страны, интересующийся общественно-политическими событиями, прекрасно отдает себе отчет, что вольная интерпретация законов в угоду власти в очередной раз взяла верх над логикой правосудия и просто здравым смыслом.

Что же приговор судьи Сыровой означает для каждого гражданина страны?

Россиянин теперь четко может дать положительный ответ на вопрос о том, посадят ли его за критику очередного проворовавшегося чиновника. Работник бюджетной сферы будет бояться лишний раз перечить своему непосредственному начальству — ведь у нас уже за песни сажают. Бизнесмен поймет, что, даже если у него денег не как у Ходорковского и он «обычный предприниматель» местного разлива, для того чтобы воплотить в жизнь свою очередную «благую идею», власти вполне могут разорить его бизнес, заодно и «пустив по миру» его самого и всех его сотрудников.

Уголовный срок в два года за песню говорит о том, что отток инвестиций из России имеет вполне очевидную причину. Иностранные компании не могут надеяться на соблюдение правил ведения бизнеса в нашей стране, а российский предприниматель средней руки будет продолжать жить под дамокловым мечом поговорки «от тюрьмы и от сумы не зарекайся», которая могла появиться только в государстве, далеком от соблюдения всяких западных «правовых сантиментов». «У нас все строго, — говорит власть своим приговором, — не любишь вождя — в тюрьму». Только реальный срок, только хардкор!

Между тем еще один мощный сигнал, который не услышит только глухой или далекий от российских проблем иностранец, власть предержащие продолжают усиленно внедрять в умы сограждан. Наш «коллективный Путин», которым либералы пугают друг друга в твиттерах и прочих фейсбуках, своих не бросает. И точка.

Сохранил человек место главы государства в течение конституционного срока — в подарок кресло главы правительства. Полпред президента и губернатор одной из областей скандалят на уровне федеральной прессы, бросаясь обвинениями в некомпетентности — пожурят в Москве и оставят каждого на своем месте.

В середине августа, когда москвичи, затаив дыхание, наблюдали за тем, как трем участницам панк-группы Pussy Riot дают реальный тюремный срок, в Новосибирске решалась судьба экс-замначальника отдела Главного следственного управления при ГУВД по Новосибирской области. Предприимчивая чиновница вызвалась помочь своему коллеге, чей ребtнок был задержан по подозрению в совершении тяжкого преступления. Содействие заключалось в передаче денег руководителям следствия. Взятка, проще говоря, причем в крупном размере. Денег бывшая сотрудница МВД попросила немало: десять тысяч долларов. Статья, по которой осудили преступницу — хищение чужого имущества путем злоупотребления доверием, совершенное с использованием служебного положения, в крупном размере. Видимо, она «злоупотребила доверием» своего бывшего коллеги. Это понять ведь несложно — обещала за взятку от тюрьмы сына «отмазать» и обманула.

Сложнее понять срок, который получила бывшая сотрудница МВД — три года лишения свободы. Условно…

С одной стороны — «кощунство в храме», с другой — «мошенничество». За первое — два года колонии, за второе — условный срок.

И если для западных политиков важна «непропорциональность» наказания, которое понесут девушки из Pussy Riot, то для нас, живущих в России, гораздо важнее «условность» правосудия в отношении бывшего сотрудника силовой структуры. В чем причина таких разных судебных решений, не столь важно. Важно другое — фраза «Богородица, Путина прогони!» чревата тюрьмой, а коррупция наказывается лишь условно.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ