Рука на пульсе

Производственные и торговые компании потуже затягивают пояса. Собственники и генеральные директора активно занимаются оптимизацией процессов. Это неудивительно в ситуации, когда рост компаний за счет общего роста рынка и экономики практически невозможен: большинство рынков замедлилось, либо стагнирует. Как правило, в фокусе руководителей оказывается система закупок, так как затраты на закупки составляют от 40% до 60% оборота компаний. Насколько реально снизить издержки на закупки и как этого добиться?

Проблема неэффективности и коррупции в процессе закупок актуальна не только для государственного сектора, но и для частных компаний. Зачастую собственники компаний, не имея действенных механизмов контроля, опускают руки и уповают на то, что их сотрудники не злоупотребляют откатами и процесс закупок более-менее эффективен. Однако опыт и исследования российских и зарубежных компаний говорят о том, что при таком подходе собственник теряет 5-10% стоимости всего объема закупок.

Разработка и внедрение инструментов контроляи оптимизации процесса закупок во многом зависят от опыта и профессионализма менеджера, который этим занимается. Эта задачатребует больших усилий, так как система закупок очень массивна, имеет множество нюансов и особенностей. Обобщая свой опыт и «лучшие практики» российских и зарубежных компаний, могу говорить о нескольких эффективных инструментах, которые могут быть так или иначе применены на разных предприятиях.

Для контроля закупочной деятельности эффективным будет независимый мониторинг цен на основные закупаемые позиции. Руководитель компании может оперировать действующими на рынке ценами и сравнивать их с теми, по которым заключает сделки его отел закупок. Этот инструмент позволяет оперативно пользоваться более выгодными рыночными предложениями. Даже сам факт присутствия внешнего наблюдения стимулирует отдел закупок быть эффективнее.

Более мощным и направленным скорее на оптимизацию, чем на контроль закупочной деятельности является аудит существующей системы закупок. Как правило, внедрение понятной политики и стандартизация процедур делают процесс закупок прозрачным и эффективным. Для этого применяется набор инструментов, начиная с принципов оценки и выбора поставщиков, определения модели взаимоотношений с ними, заканчивая разнообразными способами конкурентных закупок. Для предприятия важно провести оценку обоснованности каждого звена в цепочке производитель-покупатель, применить инструменты оценки полной стоимости владения закупаемыми позициями сырья.Когда система отстроена, она понятна руководству, она четко работает и требует только регулярного контроля и оперативного реагирования на изменения среды. Работая с одним поставщиком, компания часто просит его предоставить какую-то новую позицию. В этом случае, выставленную цену часто принимают не глядя, уповая на сложившиеся доверительные отношения с этим партнером. И это понятная ситуация. Но, по-хорошему, каждую закупаемую позицию необходимо проверять, особенно когда речь идет о дорогостоящей продукции. Это связано не с тем, что поставщик — недобросовестный, просто условия его поставок могут оказаться не лучшими на рынке.

Примеров неэффективности множество. Часто они связаны с тем, что сотрудник отдела закупок слишком погружен в составление и отправку заявок поставщикам, а функция выбора и анализа никак не формализована. Например, компания может закупать в промышленных объемах растительное масло в литровых бутылках, тогда как и для производства, и с точки зрения стоимости необходимо перейти на более крупную фасовку. Либо закупка по привычке осуществляется на оптовом рынке за наличный расчет, в то время как производитель находится у компании под боком и готов предоставить более выгодные цены и отсрочку платежа. В крупных компаниях из этих «копеечек» может получиться очень большая сумма.

Деятельность по оптимизации и контролю системы закупок дает результат в течение двух — трех месяцев. Затраты на реализацию этих программ в крупных компаниях, как правило, в разы меньше, чем получаемый экономический эффект. По моему мнению, контроль и оптимизация закупочной деятельности, вполне реальная и более того — актуальная для большинства предприятий задача на ближайший год.

Что будет с тем, кто будет работать в старом режим? Скорее всего, ничего. Возможно, вложив дополнительные средства в маркетинг, эти предприятия будут поддерживать уровень и даже немного наращивать объемы. Но, как мне кажется, в существующей экономике, отсутствие положительной динамики прибыльности предприятия — это ловушка, которая рано или поздно захлопнется.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ