Бренд «Новосибирск». Проблема продукта

Ну и нашумел блогер Илья Варламов со своим репортажем о прогулке по Новосибирску. Мы тут, значит, брендингом балуемся, придумываем, как город продвинуть в масштабах Родины, чтобы к нам молодые специалисты да бизнес переезжал, сотни миллионов выделяем, а он одним росчерком пера поставил знак равенства между словами «Новосибирск» и «помойка». Вот негодяй!

Полный текст записи приводить не буду, его можно найти в Интернете, но основной посыл такой.

«Нет, у меня не было цели специально искать помойки. Я могу сказать, что я специально искал что-то хорошее. Так вышло, что центр Новосибирска сейчас представляет помойку. Город невероятно грязный и неухоженный… Тротуары грязные не из-за того, что погода у вас плохая, а потому, что их не убирают. На тротуарах полуметровые ледяные наросты не из-за аномально снежной зимы, а из-за того, что никто эти тротуары ни разу не чистил… Как и везде в России, новосибирцы не ценят свои дворы и превращают их в парковки. Двор — самое дорогое, что есть у дома. Именно из-за того, что мы превратили дворы в парковки, люди не могут общаться, встречаться, молодежь вынуждена сидеть в подъездах и пить пиво. Единственным развлечением в городе остается поход в торговый центр».

Ну что же, начнем с того, что Илья во многом прав. Многоснежная зима показала, что уборкой занимаются разве что магазины на прилегающих территориях и местные дворники на основных внутриквартальных дорогах, да и то далеко не все. Зайдите ко мне в гости во дворы на площади Станиславского — там даже детские качели зарыты по сидушку в снегу. Не говоря уже о том, что нигде не видно асфальта. Зайдите ко мне в гости в офис. И увидите, что на дороге рядом с телебашней полуметровый нарост льда с такими же ямами в районе канализационных люков. А ее ведь прошлым летом отремонтировали и сделали асфальтированной. Спрашивается, зачем строить новую дорогу, если пользоваться ею можно максимум половину года? И такая ситуация по всему городу. И главное, что поставить ледовый городок с большой табличкой «Спасибо партии за это!» мы можем, но выкопать из-под снега карусель в двух метрах — уже нет. Когда снега было меньше, он, видимо, сам рассасывался и в глаза так не бросался. Но в этом году действительно помойка. Да и что это за чистка? Вы видели хоть раз, чтоб из двора снег вывозили? Максимум заезжал грейдер и расчищал заносы, оставляя трехметровые сугробы вдоль домов. Короче, уборка в стиле первоклассника — засунуть все фантики, носки и игрушки под кровать. Более того, нам надо всем молиться (ибо теперь только господь бог нам поможет), чтобы не было резкого потепления. Иначе все — потоп. А СМИ только и будут говорить, что виной всему аномальное потепление.

Теперь о продвижении Новосибирска. Представьте, что вы ищете вариант квартиры для покупки. На горизонте классная квартира. И микрорайон разрекламированный, и знакомые говорят, что там место хорошее, и школа, и больница рядом, и транспорт хорошо ходит, и цена хорошая — в общем, ваш вариант. Заходите в квартиру — а там грязь. Унитаз протекает, на полу разводы, все провоняло куревом, обои оборванные — в общем, помойка. И сразу возникает желание посмотреть другие варианты, не так ли? Вот примерно так же и с Новосибирском. Приехал чужеземец, увидел — и ужаснулся. А если приехал европейский инвестор обсуждать открытие завода и увидел все это? Какого мнения он будет о городе? Вы скажете, что все это мелочи, и мы не туристический центр, чтоб вылизывать улицы. И будете не правы. Моему знакомому директору строительной компании иностранные заказчики однажды отказали с контрактом на несколько десятков миллионов рублей только потому, что у него в офисе туалеты были старые и грязные. Так и сказали: «Вы строитель, и если не можете сделать для себя нормальные туалеты, то значит, и для нас не сможете ничего». Причем заказчики эти в итоге работали с другими людьми по менее выгодной схеме. То есть деньги сыграли не первую роль.

Зачем я все это говорю? А затем, что инвестиции в брендинг без прокачки продукта — это деньги на ветер. Вот сделали несколько лет назад логотип Новосибирска, запустили какие-то информационные проекты, программы, фестивали, сделали буклеты и презентации. Плохо это? Конечно, нет. Но сам продукт, сам Новосибирск от этого не стал лучше. Уборка снега — это в действительности реальная работа над продуктом. И здесь Новосибирск битву проиграл. Нужно признать это. Ведь несколько десятков тысяч человек теперь узнали, что наш город — это помойка. А на помойке ни один молодой специалист жить не захочет. А именно для привлечения кадров и инвестиций существует брендинг территорий. Но с другой стороны, не так страшен черт, как его малюют. Запуск третьего моста, технопарка, строительство нового жилья — это тоже работа. И пусть здесь тоже есть что покритиковать, но город развивается. И это факт. Для города-донора, быть может, и не все так печально. А забирали бы денег меньше, то и быстрее развивался бы.

Кто-то скажет, что материал Варламова — это момент политический, и прогуляться Илья решил не по Новосибирску, а по персоне мэра Городецкого в преддверии выборов градоначальника. Дескать, «заказали» мэра. Сомневаюсь, что заказ был, но текст тот действительно политически окрашен. Даже контент-анализ делать не надо. Почитайте и убедитесь. Вначале показали страшные картинки, а потом сказали, кто враг. Прямо в духе советской пропаганды.

Я не оправдываю мэра. Я вообще весьма аполитичный человек. И понимаю, что спрос за беспорядок прежде всего должен быть с него. Однако есть еще и главы районов, и управляющие компании, которые виноваты гораздо раньше мэра. Да и вообще тема глубже. В конце концов, все упирается в деньги. Уборка снега, строительство третьего моста или проведение «Интерры» — все это бюджет, которого постоянно не хватает. Но в конце концов, политика политикой, деньги деньгами, а нам здесь жить. Почему никто и даже я сам не откопал детскую карусель в нашем дворе? Почему никто не написал жалобу об этом в ЖЭУ и не пошел в районную администрацию? Почему только чужеземец заварил эту кашу? Это вопросы риторические.

Илье Варламову удалось одной записью и одной прогулкой сделать для продвижения Новосибирска больше, чем какой-нибудь инновационный форум. Теперь десятки тысяч людей знают, что Новосибирск — это такая же помойка, как и все другие города. И опять в России остались только городские бренды культурно-архитектурного Питера и Москвы, где деньги лежат. Но если вы хотите опровергнуть Варламова, то наведите порядок у себя во дворе, напишите жалобу в ЖЭУ, почистите территорию рядом со своим магазином. И не ради чужеземцев, а для себя. А я на выходных откопаю качели.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ