Картина маслом–2

В прошлом номере «Континента Сибирь» мы говорили о том, что именно сейчас должна формироваться новая институциональная база для проведения активной градостроительной и жилищной политики государства на ближайшие годы. При этом цели ее создания следующие.

1. Создание соревновательной (конкурентной) среды в сфере жилищного строительства за счет формирования альтернативного коммерческому сектора доступного государственного арендного (съемного) жилья экономического класса на базе государственного заказа, через механизм государственно-частного партнерства (ГЧП) с применением преимущественно высокоплотной малоэтажной застройки городского типа.

2. Планомерное и научно-обоснованное территориальное развитие с использованием разработанных и утвержденных документов территориального планирования и градостроительного зонирования, и что особенно актуально, обеспечение необходимыми ресурсами планов их реализации.

3. Эффективное и бережное освоение народных бюджетных средств на возвратной основе (налоговые отчисления в бюджет), обусловленного спецификой применения государственного заказа на основе ГЧП (государственно-частного партнерства).

4. Обеспечение государственным арендным (социальным) жильем наиболее важных прорывных, инновационных направлений экономики регионов как стимулирующего фактора возникновения дополнительных рабочих мест.

5. Подготовка условий и предпосылок для ввода (учета) вновь возводимого жилья со 100%-ной степенью готовности «под отделку».

6. Ориентация на опережающее развитие инфраструктурных направлений рынка строительства жилья — инженерная подготовка (документация, строительство) площадок нового жилищного строительства.

7. Разработка нормативной базы для реализации положений Земельного кодекса РФ в части безвозмездного предоставления земли под строительство социальных типов жилья через процедуру конкурсного отбора с учетом государственных приоритетов по доступности и качеству.

8. Внедрение прогрессивного общеевропейского стандарта — поквартирного статистического учета вводимого жилья вместо «накачанных» валовых показателей в тыс. кв. м, не отражающих, по субъективным причинам, реального положения с обеспеченностью жильем населения.

Понятно, что эти планы невозможны без активного государственного влияния и разнообразных форм госрегулирования: налогового, промышленного, территориального, градостроительного или какого либо иного, притом вне зависимости от дефицита или профицита финансов. Такой подход играет главную роль в обеспечении экономической устойчивости в большинстве промышленных стран с устойчивой рыночной экономикой, где сила экономического кризиса проявляется прежде всего в резком падении промышленного производства и закредитованности субъектов и объектов экономического пространства. Нет необходимости объяснять, что это особенно актуально стало в последнее время и для России. И все таки главная надежда в том, что благодаря существующим планам по решению жилищной проблемы и строительству ежегодно до 100 млн кв. метров жилья наша страна сможет выйти из кризиса, и уровень промышленного производства станет постепенно повышаться, знаменуя собой начало выхода экономики из затяжной рецессии. Такой по-настоящему государственный подход окажет громадное психологическое воздействие на миллионы россиян, вызвав кардинальные изменения в массовом сознании. Он решительно пошатнет культ бизнеса, который был создан за два десятилетия господства монополий. И неудивительно, что массовая психология стала возлагать вину за разрушительное экономическое потрясение на тех самых «капитанов индустрии», которых еще недавно принято было обожествлять. Заслуга кризиса в том, что он воочию показал и показывает полнейшую несостоятельность идей всемогущества частно-предпринимательского индивидуализма и «созидательной» роли крупного бизнеса. Пришла пора воплощения идеи государственного капитализма и государственного регулирования базовых отраслей экономики, а по сути дела социалистических идей и модернизации правовых институтов в целях упорядочения под эгидой государства социальных отношений, оказавшихся в результате неконтролируемого хозяйничанья крупного капитала на грани опасного предела.

Государственный капитализм становится новым вызовом современной экономике, используя преимущества открытых свободных рынков и в то же время закрывая ключевые наиболее уязвимые сектора национальной промышленности. Он мобилизует ресурсы государства, стимулирует инвестирование в создание так необходимых сегодня совместных предприятий между иностранными и национальными компаниями для трансферта знаний и технологий и при этом осуществляет контроль за ключевыми предприятиями и естественными монополиями, субсидируя их гармоничное развитие и экспансию за рубеж. Государственный капитализм может с полным основанием зачислить в свой актив наиболее успешную крупную экономику мира — китайскую. В России же пока с маниакальной настойчивостью, достойной лучшего применения, внушают общественности идею, что присутствие государства в экономике должно быть минимальным, поскольку якобы частные компании эффективнее государственных; что частный бизнес — это фактически синоним конкуренции и, следовательно, снижения себестоимости и потребительских цен, обновления производства и всеобщего процветания. Но стоит заметить при этом, что касается конкуренции, снижения цен и всеобщего процветания, то у всех еще в памяти реформа РАО ЕЭС, которая проводилась под этими же лозунгами. Теперь, когда приватизация состоялась, а тарифы на электроэнергию растут ежегодно на десятки процентов, об этом вспоминать как-то неудобно. Не очень-то падают (скорее наоборот) и цены на бензин после приватизации нефтедобывающих компаний в 1990-е годы. Но главное заключаются в том, что частные компании не решают содержательные государственные задачи, и грандиозные планы модернизации экономики страны могут оказаться под большим вопросом. Уже доказано, что противопоставление частного бизнеса государственному неконструктивно. Более того, повсюду в мире имеет место усиление позиций государства, особенно в странах, озабоченных проблемами индустриализации и устойчивого быстрого экономического развития, к которым с полным правом относится и Россия. На самом деле нет существенных различий эффективности между частными и государственными компаниями, поскольку в современной экономике функция управления должна быть отделена от собственности, и между частными и государственными компаниями должен происходить интенсивный обмен кадрами. В результате эффективность экономики будет определяться не формой собственности, а исключительно компетенцией и профессионализмом конкретных руководителей. Как и прежде, «кадры решают все».

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ