Будущее компании — найти и обеспечить

К выработке стратегии в разных компаниях подходят по-разному. Иногда ее формирует собственник, иногда генеральный директор или правление. В этой ситуации скрыто противоречие — цели на будущее формирует один или несколько человек, а реализуют все.

В результате сотрудники получают извне цель, которая остается для них чужой. Ее не сразу принимают, не считают своей, воспринимают формально. Существует и другой момент — многие бизнесы сегодня настолько сложны и многогранны, включают настолько разные направления, что один, два или даже четыре человека просто не могут качественно выработать стратегию для каждого из них. В таком случае особенно важна командная работа, синергия подразделений.

Можно выделить как минимум шесть подходов к проведению и организации стратегической сессии, но в любом случае это лишь одно событие из целого цикла мероприятий по формированию стратегии. Обычно стратегическую сессию понимают как два-три дня интенсивной работы, в которую вовлечены все участники управленческой команды. Руководители подразделений получают объемное видение текущего состояния всех направлений и компании в целом, могут оценить тенденции рынка и поведение конкурентов, актуальные запросы клиентов. Наконец, заглянуть в будущее и понять, какой хочет стать компания. Существуют особые технологии группового взаимодействия на уровне анализа, дискуссии и принятия решения, которые позволяют сформировать общий результат. Такие решения легко занимают место в разуме, сердце и мотивации сотрудников: мы видим единую цель, хотим ее достичь и знаем, как это сделать, движемся в одном направлении.

Благодаря правильно проведенной стратегической сессии команда может легко перейти на новый понятийный и ценностный уровень, изменить парадигмы, сформировать ясное видение общей цели. В результате этих двух дней ключевые сотрудники приходят на работу совершенно другими людьми: с новым ускорением и продуманной на уровне своих подразделений стратегией. Это реальная сила, которая способна двигать организацию вперед. Для многих крупных компаний, которые хотят расти на рынке в долгосрочной перспективе, стратегические сессии стали обязательной практикой, доказавшей свою эффективность.

Разработка стратегии — это комплекс мероприятий, одним из которых является стратегическая сессия. Двухдневной сессии должна предшествовать грамотная подготовка, в которую входит целый ряд событий. Тогда само мероприятие проходит эффективно в соответствующей творческой, воодушевляющей атмосфере и становится управленческим инструментом с мощным потенциалом. Компании по-разному решают вопрос о периодичности таких встреч, но каждый финансовый год требует пристального взгляда на бизнес и быстро меняющийся мир. А скорость глобальных изменений сегодня такова, что счет идет на секунды… Компания, которая хочет твердо стоять на ногах, должна минимум раз в год формировать свои цели и раз в полгода смотреть, как идет реализация, вносить своевременные коррективы.

Однако к стратегической сессии, как и к любой другой управленческой технологии, стоит относиться реалистично. Если руководитель думает, что за два дня с пустого места можно сформировать стратегию, я вряд ли смогу с ним согласиться — чудес не бывает. Проводя такое мероприятие, мы должны отдавать себе отчет в том, какова его цель и оптимальный формат. Как мы уже сказали, для результативной стратегической сессии требуется глубокий предварительный анализ информации и серьезная совместная работа внешнего консультанта с первым лицом компании, рабочей группой, руководителями подразделений компании. В процессе такого стратегического планирования руководители подразделений получают новые навыки анализа бизнеса, которые являются дополнительной ценностью для компании.

Стоит ли организовать стратегическую сессию своими силами или пригласить для этого специалистов — это вопрос владения технологией и, в определенной степени, амбиций, его решает для себя сама компания. Плюсом обращения к специалистам можно считать то, что на этапе подготовки стратегической сессии они могут задать «неудобные вопросы», которые позволят руководству взглянуть на свой бизнес с новой точки зрения. Кроме того, процесс коллегиального формирования стратегических решений может вывести на новый уровень взаимопонимание между собственником бизнеса и управленческой командой — возникает возможность задать вопросы и получить ответы, заключается своего рода контракт, стороны которого заранее согласны со своими обязательствами.

Актуальность вопроса стратегического планирования подтверждается тем, что сибирские компании стали все чаще обращать на него пристальное внимание. Так, недавно мы поучаствовали в интересном проекте стратегического планирования одного из известных региональных банков России. Работа заключалась в проработке миссии и прогнозов по нормативам, глубоком SWOT-анализе отдельных бизнесов, обобщении передового опыта по внедрению бережливого производства. Было проведено несколько предварительных сессий с менеджментом, формируя видение конечного результата. Такой комплекс мероприятий позволяет выйти на эффективную стратегию, которую приняли собственник, топ-менеджмент и управленческая команда. Мало того, в ходе самой сессии участники нарабатывают массу интересного материала: конкретные мероприятия в рамках стратегии, идеи для новых услуг и продуктов.

Стоит отметить, что одним из вариантов для компании является возможность найма консультантов из «большой четверки», которые разработают стратегию компании извне. Иногда это бывает вполне разумным выбором. Однако важный плюс стратегической сессии заключается в эффекте вовлеченности, это огромный ресурс руководителя в реализации планов. Ведь не секрет, что идеи, которыми горит руководитель, порой не вызывают энтузиазма у сотрудников: дело идет медленно, без особого рвения. Это как новое платье, которое нельзя заставить надеть силой… Такого не случается с целями, проработанными сообща на стратегической сессии: люди любят работать с идеями, в которых видят свой вклад, они уже мотивированы на достижение цели.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ