Абстрактная жизнь

Современное искусство — безумно запутанная вещь. Главное, никто не знает, что хорошо, а что плохо. Где критерии, где ориентиры? Можно соорудить кучку из тряпок, песка и грязных трусов и объявить это экологическим проектом или проектом по защите прав сексуальных меньшинств.

Или прилепить портрет президента к фотографии чужого торса и, замирая от страха, назвать это актуальным искусством. Вот молодая художница накрасила несколько холстов и расставила их перед городским выставкомом. Мэтры молча рассматривают яркие пятна и полоски на белых картинах. Художница просто очаровательна. Яркие пятна на холсте абсолютно абстрактны, как теорема Ферми. Хорошо это или плохо? Пропустить на выставку или не пропустить это девичье откровение? Может? это детский лепет на лужайке, а может? первые шаги будущей звезды.

Надо сказать, что абстрактному искусству уже больше ста лет. Первую абстрактную картину, точнее маленькую акварельку, нарисовал Василий Кандинский в 1912 —году. Вообще-то он был больше теоретик, идеолог, гуру. Должен честно признаться: я не люблю Кандинского. Его абстрактные картины кажутся мне скучными, и я не понимаю восторгов искусствоведов. Потом был Малевич, радикал и теоретик с черным и белым квадратами, черным и белым крестами и разного размера кругами. В Брюсселе я видел большую выставку Малевича, работ сто. Мне понравился белый крест на белом фоне и белый квадрат на белом фоне — это была чистая математика. Черный квадрат в белой рамочке — икона русского авангарда, безумно дорогой артефакт. О нем искусствоведы пишут как о «ноль пространстве», «черной дыре», как о революционном откровении, и вообще пишут многозначительно и туманно.

Прошло сто лет после отцов-основателей. Современный абстракционист живет трудно, продать хорошую абстрактную картину сложно, в Новосибирске — почти невозможно. Ее мало кто понимает, ощущает и чувствует. Джексону Поллаку крупно повезло, когда его подруге удалось уговорить миллионершу Пегги Гугенхейм пешком подняться на шестой этаж в мастерскую и посмотреть его абстрактные холсты. Если бы не она и ее деньги, не было бы знаменитых «капельных» больших картин Поллака. Заодно не было бы крупноформатного настоящего американского абстракционизма.

К сожалению, в Новосибирске нет своей Пегги Гугенхейм. Когда-то Леонардо да Винчи сказал: «Возьмите губку, намочите ее разными красками, а потом с силой бросьте в стену — получится красивое пятно, где при воображении можно увидеть и лица, и пейзаж, и чудовищ». Вообще-то это плохо, когда абстракция на что-то похожа. Чистая абстракция — это как бозон Хигса, абсолютная пустота, дырка от бублика, «частица Бога». Как-то в Париже я забрел совершенно случайно в небольшую галерею. На стенах висели полотна внушительного размера, все они были выкрашены одинаковой серой краской. По этому фону довольно аскетично были нарисованы светло-серые полоски. Скромненько и со вкусом. Может, это был известный и замечательный художник, но все эти полоски на сером фоне — это было очень скучно.

Я знаю в Новосибирске только двух настоящих абстракционистов — Тамару Грицюк и Сергея Гребенникова. Это рыцари чистого, профессионального, абстрактного искусства. Они не станут рисовать пейзаж, цветочки, портрет, даже если закажут. Они идеальные абстракционисты. Они последние могикане.

Как-то в Роттердаме меня познакомили с русской женой голландского бизнесмена. Русская жена, кажется Лена, показала мне свое творчество — картину с несколькими яркими полосками на темном фоне. Это была, несомненно, абстрактная картина. Большая и красивая. Лена не была профессионалом. И никогда ранее этому не училась. Просто она решила написать нечто красивое для гостиной, в абстрактной манере. Почему нет. Кому какое дело. Тысячи людей в мире после работы рисуют кошечек, цветочки, символическую бредятину или портреты родственников и знакомых. И это называется наивным искусством. Таможенник Руссо тоже был наивным художником. Лена не стала рисовать свою кошку или портрет своей очаровательной дочери. Она написала большую абстрактную картину. Замечательно.

Я не пишу абстрактные картины. Мне нравится писать красивых девушек. Лица, руки, ноги, сложные сюжеты или просто пейзажи. Абстрактная картина может быть очень интересной, а может быть безумно скучной и пустой. Но и пейзаж или портрет красавицы тоже могут быть безумно скучны и банальны. Это главная интрига настоящего искусства. В этом — главная проблема. Такова абстрактная жизнь.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ