Санкции, банки и камамбер

На прошлой неделе тема санкций приняла не совсем ожидаемый оборот. Наряду с санкциями, введенными США и странами ЕС против России, возникли санкции России против стран, осуществляющих санкции. Пока они касаются только запрета на поставку в Россию продовольствия из этих стран, но уже «озвучены» проекты секторальных санкций: запрет на поставку продукции отдельных отраслей — автомобилестроения, авиастроения, лекарств и т. д. Вплоть до введения специального налога на граждан, выезжающих за рубеж, вероятно, чтобы наказать турбизнес. Ниже рассмотрим влияние «всего букета» на российскую банковскую систему, оставив за скобками те изменения, которые произведут запреты на столах работников банков.

В своих июньских заметках, посвященных влиянию американских и европейских санкций на банковскую систему, я писал о том, что влияние санкций на региональные банки гораздо менее значительно, чем внутренние экономические проблемы, а также некоторые меры, обсуждаемые экономистами, как средства борьбы санкциями. И после принятия в конце июля очередного пакета санкций, направленных, в частности прямо против российских финансовых институтов, когда их воздействие на экономику России расширилось, принципиально ничего не изменилось. Внутренние проблемы по-прежнему превалируют над внешними.

Санкции были направлены против нескольких крупнейших российских банков. К счастью, в этот раз платежные системы Visa и Master card, наученные горьким опытом, заявили, что ограничения на трансакции карт, эмитированных банками, подпавшими под санкции, вводиться не будут. Десятки тысяч клиентов этих банков не испытали шока от того, что не смогут полноценно пользоваться своими деньгами. В конце июля изменилась и концепция национальной платежной системы. Центральный банк решил отказаться от ее создания на базе «Золотой короны», как было решено ранее, но не в пользу альтернативной российской системы Про100 (универсальной платежной карты), а в пользу разработки новой системы с нуля. В то же время Сбербанк объявил о начале эмиссии карт Про100, но исключительно как платежных. Думаю, что сроки и суммы, необходимые для разработки НПС, в результате этих решений увеличатся. Значит, мы и далее будем пользоваться привычными пластиковыми картами, имея в кармане список банкоматов, где их можно обналичить, на всякий случай.

Хотя из текстов сообщений следовало, что санкции направлены лишь против отдельных, в первую очередь государственных, банков, запрещая выдавать им заимствования сроком более 90 дней и размещать на западных рынках долговые обязательства и иные ценные бумаги. Выяснилось, что запрет касается кредитования всех российских предприятий. Многие западные фирмы сообщают своим контрагентам о настоятельных рекомендациях прекратить сотрудничество с российскими предприятиями. И это уже серьезно, поскольку коснется всего научно- технического сотрудничества. И на пролонгации выданных кредитов (а это, напоминаю, более 240 млрд долларов, и если сюда включить и госдолг, то сумма удвоится) рассчитывать больше не приходится. Необходимо будет заместить эти суммы внутренними займами по существенно более высоким кредитным ставкам. Центральный банк, понимая, что перекредитовка может вызвать определенные проблемы, заявил, что в случае появления финансовых трудностей он немедленно окажет им помощь. Как выяснилось, это уже оказалось необходимым, и несколько крупнейших банков, исключая пока Сбербанк и ВТБ, уже обратились за помощью к Банку России.

На подобную помощь могут рассчитывать только очень крупные банки. И, вероятно, это правильно, поскольку ограниченные кредитные ресурсы прочих банков смогут использоваться для кредитования нефинансового сектора, что в условиях сужающейся банковской ликвидности хорошо. Региональные банки могут рассчитывать на такую поддержку только в случае, если «бандитская пуля» санкций в них угодит.
Где можно заимствовать в необходимых объемах, это серьезный вопрос. Для организации работы с азиатскими банками необходимо время, поскольку опыта работы и получения крупных кредитов у наших банков пока нет. Несколько российских банков заявили о желании выйти на большую финансовую площадку Азии — Гонконг. Но в любом варианте ставки по кредитам, полученным в Азии, будут на несколько процентных пунктов выше европейских

Я писал о росте стоимости кредитования на внутреннем рынке, вследствие необходимости замены внешних займов внутренними. Этот процесс активно начался, а в конце месяца его еще и подтолкнул Центральный банк, увеличив с 28.07.2014 «ключевую ставку» на 0.5%. К сегодняшнему дню большинство банков уже пересмотрели стоимость своих кредитных продуктов в сторону повышения. Даже Сбербанк не остался в стороне. И если Обама ставил главной санкционной задачей остановку экономического роста России, то с подобными мерами сделать это будет гораздо проще.

На сегодня решение о введении налога с продаж и увеличении НДС не принято. Против этого решения выступали Минфин и Минэкономразвития, поскольку оно подтолкнуло бы инфляцию. Введение российского эмбарго, похоже, ставит крест на всех планах ее сокращения. Большинство экономистов сходится на том, что, несмотря на заявления о строгом контроле за ценами, сделанные на российском и на региональных уровнях, роста потребительских цен на массовые продукты, такие как мясные и молочные продукты, фрукты и др. товары не избежать. «Первые ласточки» уже наблюдаются в магазинах. С учетом планов правительства усилить налоговую нагрузку для покрытия расходов бюджета, инфляция усилится и достижение ею в оставшиеся месяцы темпа 8.5-9% годовых вполне реально.

А вот положение в региональной банковской системе, благодаря эмбарго, может, как ни странно, улучшиться. Если до сих пор наметившийся рост стоимости кредитов приводил к застою, сокращению потребности в кредитных ресурсах, сокращению оборотов и ликвидных средств банков, то желание заполнить рынки отечественной продукцией вызовет некоторое оживление, причем именно в региональных банках. Если все же предположить, что последствия эмбарго не ограничатся заменой одних зарубежных поставщиков (европейских) на других (азиатских и латиноамериканских) и будут предприняты реальные (!) усилия по развитию производства сельскохозяйственной продукции российским производителем и это не ограничится одними лишь заклинаниями, а будут разработаны реальные меры и программы поддержки производителя: финансовая помощь, налоговые льготы, гарантийные фонды, лизинговые программы, систему страхования и т. д., следует ожидать серьезного всплеска интереса к получению кредитов со стороны ИЧП, малого и среднего бизнеса, который собственно и может эффективно развивать это направление хозяйствования. Минсельхоз призывает сегодня банки выдавать беззалоговые кредиты для увеличения производства сельскохозяйственной продукции. Ясно, что мало кто последует такому призыву, помня о высокой рискованности кредитования сельского хозяйства. А вот подключение специализированных гарантийных фондов, которые брали бы на себя часть рисков, весьма стимулировало бы банки расширять это направление кредитования и наращивать свой кредитный портфель, причем, в первую очередь, испытывающие недостаток клиентов, региональные.

Увеличение предложения продукции вызовет потребность в дополнительных мощностях по переработке этой продукции, поскольку мы завозили, прежде всего, переработанную продукцию. Если исключить комбинаты-гиганты, предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции, ее консервированию, заморозке, переработке и т. д., также вполне региональные объекты кредитования. Здесь я также вижу значительный потенциал для местных банков. Но и их развитие без специальной государственной поддержки весьма затруднительно. Если для объектов, расположенных в городе, система поддержки (фонды поддержки малого предпринимательства) как-то, хоть и весьма недостаточно работает, то для сельских предприятий такая структура еще не создана.

Как и любой кризис, нынешний — это открытие новых возможностей. В данном случае это то самое развитие малого и среднего бизнеса, который является стержнем развития рынка во всех странах, кроме, пока, России. Обещаний, постановлений и заявлений прозвучало множество. Как только этот бизнес стал развиваться, его начинали ограничивать именно те, кто обещал его развивать. Сейчас вопрос стоит просто: либо мы сможем в течение нескольких лет изменить ситуацию с продовольственной независимостью России посредством развития малого бизнеса, либо Россия просто поменяет своих поставщиков. Региональные банки, с которых мы начали эти заметки, активно включатся в этот процесс, поскольку объекты кредитования соответствуют им по масштабам, расположены в непосредственной близости и близки по менталитету. Но опыт работы с малым бизнесом показал, что без соответствующей системной государственной поддержки все ограничится призывами или отдельными финансовыми вливаниями. Просто призывать банки к их участию в этом процессе — малоэффективно.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ