Президент сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков

Не многовато ли, ребята?

Введение дополнительной платы за проезд транспорта массой больше 12 тонн по федеральным дорогам в размере 3,7 рубля за километр перенесено на конец 2015 года, однако соглашение о создании системы уже подписано, причем это коснется и региональных дорог — Новосибирская область заявила о готовности участвовать в «проекте».

Во всем развитом мире существует такой подход к содержанию и эксплуатации дорог — взимание платы за проезд по федеральным трассам. Но при этом в развитых странах существуют так называемые альтернативные дороги. Они, может быть, менее скоростные, более извилистые, но точно с таким же покрытием, как и на платных дорогах. Если у тебя сеть средства, и ты хочешь пролететь с ветерком по прямой, как стрела, широкой, отличной дороге — плати и езжай. Если нет — можешь свернуть на менее скоростную и проехать бесплатно.

Министерство транспорта России к обсуждению вопроса подходит немного неверно и, мягко выражаясь, лукавит. Речь идет о том, что надо брать деньги с тех, кто разрушает дороги, то есть с больших грузовиков. В принципе, с такой логикой можно прийти к заключению, что идеальный вариант — разрешить двигаться по этим трассам только велосипедистам и пешеходам, чтобы покрытие долго оставалось целым. Дороги строились для того, чтобы по ним в том числе транспортировались грузы. В первую очередь мы говорим о товарах народного потребления, продуктах питания, лекарствах. Минтранс отрицает, что с введением платы за проезд транспорта массой свыше 12 тонн следует ожидать повышения цен на продукты питания, потому что якобы продовольствие перевозится малотоннажным транспортом. Это не так, и я могу привести один пример, не называя имен. Один из крупнейших ритейлеров Новосибирска задействует в месяц для перевозки продуктов питания 230–250 еврофур-рефрижераторов грузоподъемностью 20 тонн.

В условиях введенных санкций такие меры ударят по перевозчику, который раньше возил фрукты и овощи из Европы, еще сильнее, ведь новых клиентов в одночасье не найдешь. А следующий удар придется по кошельку простых граждан — поднимутся цены на продукты питания, товары первой необходимости и фармакологию.

От Дальнего Востока до Урала других способов перемещения продуктов нет — только одна нитка федеральной трассы. И сибирские транспортные кампании в этом плане попадают в очень невыгодное положение по сравнению со своими европейскими коллегами. Мы в основном возим грузы именно по федеральным дорогам, и лишь изредка — по территориальным. Я был больше чем уверен, что вслед за принятием этого решения местные балансодержатели дорог «задумаются» о сохранности территориальных дорог, и в Новосибирской области это, к сожалению, уже произошло.

Немного простой арифметики от человека, который занимается грузоперевозками. Ставка за перевозку рефрижератора из Новосибирска в Москву составляет порядка 52 тыс. рублей. Если умножить расстояние на доплату за «порчу» дорог, 3,7 рубля, то расценка увеличится примерно на 20% (это 13,3 тыс. рублей к имеющейся ставке).

Другая проблема состоит в том, что средства будут взиматься в форме предоплаты. В среднем при грамотной эксплуатации, когда хозяин не позволяет машине стоять, еврофура в месяц «пробегает» порядка 15 тыс. км. Транспортное средство — это «станок», он должен работать. Если 15 тыс. км умножить на 3,7 рубля, получается 55,5 тыс. рублей, которые надо отдать по предоплате за одну машину. Если среднее предприятие имеет в парке порядка 30 машин, то получается, что более 1,5 млн рублей в месяц необходимо платить, чтобы просто «прокатиться» по федеральной дороге. К этому необходимо добавить, что в практике грузоперевозок присутствует система оплаты за перевозку с отсрочкой до трех месяцев. Рентабельность автопредприятия сегодня близка к нулю. Оборотных средств перевозчику не хватает даже на самое необходимое: зарплату, налоги, топливо, кредиты. Где завтра взять деньги на проезд по дорогам общего пользования, не знает никто.

Наконец, давайте посчитаем эти космические суммы в масштабах страны. Допустим, 55,5 тыс. рублей в месяц заплатит перевозчик в месяц с одной машины. А мы знаем, что в России у нас порядка 3 млн грузовых транспортных средств, подпадающих под данную категорию. Путем несложных подсчетов можно определить, что в месяц перевозчики страны будут платить более 166 млрд рублей. Пусть не весь объем перевозок осуществляется по федеральным дорогам, но если принять во внимание то, что власти субъектов отставать не будут, то действительно, получаются сотни миллиардов рублей отчислений в месяц — представляете, какое искушение! Не многовато ли, ребята?

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ