Бизнес-консультант

Бунт на корабле или профессиональная позиция?

«Почему я?», «Не успею», «Это нереально» — типичная реакция на поставленную задачу со стороны сотрудников, которые могут, но не хотят. Вроде бы и не саботаж, но и конструктива не хватает… В общем, явные признаки волнения, которые провоцируют вполне предсказуемые реакции руководителя.

Чаще всего руководитель, опасаясь развития полноценного бунта, начинает продавливать: «Потому что я здесь начальник!», «Надо успеть!», «А я сказал: копать от забора и до рассвета!». Ну и побеждает, конечно. Вот только отсроченные последствия не радуют. Ведь несмотря на то что прямо сейчас «усмиренный» сотрудник отправился исполнять задачу, в момент сдачи он разводит руками, косит лукавым взглядом: «Я же говорил, что не получится». Вот такой реванш подчиненных, с которым уже ничего не поделаешь…

А если шеф пытается обойтись без давления, раз за разом объясняет «потому что ты лучший», подробно аргументирует срочность исполнения и обосновывает картину мира, где все реально, то это почему-то тоже не убеждает подчиненного. Более того, у того появляются все новые вопросы и причины, подкрепляющие позицию «не делать». В итоге руководитель, который не хочет оставаться побежденным, отбрасывает мирный вариант развития событий и возвращается к авторитарному с уже знакомыми последствиями.

Как же быть? Как не спровоцировать саботаж «побежденного» подчиненного и при этом не дать ему «победить» себя?

Решением этого вопроса может быть уход от дилеммы «победить» или «быть побежденным». То есть прежде всего важно понимать, что руководитель вообще не должен доказывать подчиненному, что тот должен выполнять его задачи (это решено еще на этапе трудоустройства). Но при этом руководитель должен быть готов разобраться в возникших у подчиненного затруднениях.

То есть в ответ на возникшие возражения руководителю стоит задать встречный вопрос: «Что тебе мешает? Чем ты сейчас занят? Что ты предлагаешь?», перехватив тем самым управленческую инициативу. В этом случае сотрудник вынужден излагать свою точку зрения, к которой шеф относится критически, а не наоборот. А это, во-первых, больше соответствует отношениям руководитель-подчиненный, и во-вторых, позволяет убедиться в обоснованности слов сотрудника.

Ведь может же быть такое, что подчиненный лучше руководителя разбирается в задаче? Конечно, да. Более того, ему именно за это деньги и платят. Тогда можно ли предположить, что задача, которую ставит руководитель, может быть неточной (в силу как раз этого разрыва в осведомленности)? Тоже очень вероятно. Отсюда вывод: возражения сотрудников для руководителя имеют самостоятельную ценность, принося больше пользы, чем вреда. Но это если правильно их использовать.

Еще раз: можно привычно рявкать на любое несогласие подчиненных, но тогда неизбежен разрыв между представлениями руководителя (его пожеланиями, задачами) и суровой действительностью (фактами и результатами работы). То есть сотрудники, понимая бессмысленность возражений, не доносят свою профессиональную точку зрения и отправляются исполнять возможное. Или невозможное. А чаще лишь приемлемое (удобное, безопасное) для них, так как понимают, что задача все равно неисполнима, в реальность она не вписывается, но шефу это донести нереально. Потому, с одной стороны, они как бы демонстрируют рвение, но с другой — ставят перед фактом невыполнения поручения по объективным причинам. И вопросом «Что же ты раньше не сказал?!» ситуацию уже не исправить…

Потому активность подчиненных, демонстрирующая их профессиональную точку зрения, так важна. Но станет это прелюдией к бунту или нет — зависит уже от руководителя.

Ведь есть и возражения другого типа: «Не буду», «Опять!», «Нам за это не платят» и прочее, когда перехват управленческой инициативы с дальнейшей гуманной доработкой уже совершенно неуместны. Это уже посягательство на иерархию. И тут требуется реакция иного типа, в которой профессиональная позиция подчиненного игнорируется, но его поведение требует такой отдачи, чтобы неповадно было (и ему самому, и невольным свидетелям).

И в том, как нащупать грань между бунтом и демонстрацией профессиональной позиции, руководителю нужно разбираться и, что еще важнее, практиковаться для скорости и точности реакции. Как раз этому, к слову, будет посвящен один из блоков тренинг-марафона «Подъем», который состоится в Новосибирске 26–30 ноября текущего года. Там на практике можно будет отточить навыки подавления (при необходимости), развития (при желании) и мотивации (при скуке) сотрудников. И не только их.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ