Сломать или перестроить — что изменит внедрение онлайн-касс?

Федеральный Закон № 54 поэтапно вступает в силу — с 1 июля все предприятия общепита и торговли, имеющие в штате наемных работников, работающие по патентной схеме или ЕНВД, обязаны использовать онлайн-кассы с фискальными накопителями. Станет ли это устройство очередной нагрузкой на бизнес, которую придется нести под угрозой наказания, или же плюсы новых правил могут перевесить минусы, разобрался «КС».

Как только принимается закон об обязательной покупке, установке или внедрении чего бы то ни было, у многих людей возникает вполне обоснованное подозрение. Оно заключается в том, что скоро на рынке появится некий монополист, тесно связанный с государством, который начнет продавать необходимую вещь по баснословной цене. И ее придется покупать, поскольку выбора все равно нет. С онлайн-кассами получилась прямо противоположная ситуация.

Если раньше — считанные годы назад — число вариантов кнопочных касс насчитывало порядка десяти, и предприниматель, обойдя три-четыре организации, мог ознакомиться со всем их ассортиментом, то сейчас рынок просто взорвался. Продажей и поставкой онлайн-касс занимаются не только производители и их дилеры, но еще и банки, и операторы связи, и представители других отраслевых рынков. Каждый продавец, включая в ассортимент предложений онлайн-кассы, встраивает их в общую экосистему своих услуг. «Банк выступает в роли единого окна, в котором предприниматель может как купить или арендовать онлайн-кассу, так и получить другие нужные ему финансовые продукты, например, бесплатно открыть расчетный счет и подключить эквайринг, — комментирует директор управления продаж малому бизнесу Сибирского банка ПАО «Сбербанк» Наталья Левченко. — При этом стоимость онлайн-касс у банка и компании-производителя не различается».

Варианты предлагаются самые разные: от слегка уменьшенной настольной кассы до слегка увеличенного смартфона. Общее число предложений уже трехзначное, а цены отличаются друг от друга в разы, можно купить сразу, можно арендовать — кому как удобнее. То есть выбор есть, монополии нет, а государство, помимо кнута, достало еще и пряник, предоставив возможность налогового вычета всем, кто зарегистрирует онлайн-кассу до 1 июля. Максимальный размер вычета — 18 тысяч рублей, а на рынке достаточно касс, которые стоят примерно столько же. Получается, что устройство при определенных условиях можно получить практически бесплатно, и новый закон дает предпринимателям одни лишь плюсы (по оценке того же Сбербанка, более половины точек продаж после установки терминалов совместно с услугой эквайринга увеличили свой средний чек). Или все же нет?

Сколько должна стоить онлайн-касса?

«Выбирая кассу, предприниматели в первую очередь смотрят на цену, пытаясь найти варианты дешевле. Только на цену в выборе кассы ориентироваться нельзя, — советует эксперт сервиса «Контур.Маркет» по автоматизации торговли компании СКБ «Контур» Максим Шифман. — Во-первых, потому что потратиться нужно не только на кассу, расходы нужно считать в совокупности. Во-вторых, кроме цены, есть более важные критерии выбора ККТ, от них зависит, насколько удобно будет пользоваться кассой и какую дополнительную пользу принесет ее внедрение в ваш бизнес».

По мнению заместителя директора ООО «Ацтек», официального представителя «Дримкас» в Новосибирске Ивана Ненашева, рассчитывать на «кассу за счет государства» предпринимателю не стоит. «Если человек покупает за 18 тысяч рублей кассу с сенсорным экраном, он не понимает, что 18 тысяч — это цена со всеми дополнениями и накрутками, — рассуждает он. — Фискальный накопитель стоит 6 тысяч — вычитаем, и получается розничная цена самой кассы 12 тысяч. Накрутка продавца около 3 тысяч — остается 9. Оптовый продавец накрутил еще 3 — итого себестоимость ввезенной в Россию кассы в районе 6 тысяч. А теперь представим, какой телефон человек может купить за 6 тысяч рублей? А пользоваться им каждый день?»

Чтобы выбрать оптимальную цену кассы, нужно в первую очередь определиться с тем, для чего она нужна. Если просто для того, «чтобы налоговая не наказала», для этого подойдет и устройство за 18–20 тысяч рублей. Свою основную задачу — отправку данных в ФНС обо всех кассовых операциях — оно выполнит, а большего и не требуется. Если же бизнесу требуется не просто соблюсти закон, но и получить от перехода своих касс на «цифру» бонусы, для этого уже нужен терминал подороже. По мнению лидера по работе с ключевыми клиентами компании «Эвотор» Антона Никерова, оптимальная сумма, на которую стоит рассчитывать при выборе, — 20–25 тысяч рублей. Иван Ненашев называет чуть большую цену — 30–35 тысяч, но включает в нее не только само устройство, фискальный накопитель, ПО (учетные программы и так далее), но также услуги по регистрации кассы в УФНС, настройку и обучение пользователей. Все это тоже может понадобиться.

Неправильный опыт или отсутствие опыта — что хуже?

Большинство продавцов онлайн-касс называют главной трудностью на пути их внедрения плохую осведомленность самих пользователей. «На мой взгляд, многие предприниматели еще не готовы принимать изменения, — рассуждает Наталья Левченко. — Закон обязывает малый бизнес использовать онлайн-кассы, а ко всем новым требованиям изначально всегда отношение осторожное». «Переходной период и все, что с ним связано, — вот главная трудность, — прокомментировали в пресс-службе ООО «Софт Трейд». — Покупка новой техники, обучение персонала, ошибки при работе с новой техникой… К счастью, Россия — не первое государство, которое это проходит».

Тем не менее есть один аспект, благодаря которому те предприниматели, которые вели бухгалтерию на счетах и выписывали чеки от руки, могут принять 54-й закон легче, чем их коллеги, давно отправляющие в налоговую электронные отчеты. Речь идет об интеграции. «Сплошь и рядом встречаются случаи, когда люди берут онлайн-кассу лишь затем, чтобы закрыть себя перед налоговой, и выбирают самые дешевые. А потом, когда начинают вести учет, сразу сталкиваются с тем, что она никак не работает с «1С» и другими продуктами, — констатирует Иван Ненашев. — Есть и другие кассы, они и в Excel могут выгрузку делать и тем самым дают возможность наладить учет и на начальном этапе. Еще одним пунктом в этом вопросе можно отметить наличие или отсутствие так называемого личного кабинета для онлайн-кассы. Некоторые производители начали применять замену «1С» личным кабинетом — это очень удобная функция, которая позволяет заполнять базу данных через телефон или домашний компьютер».

Не стоит забывать и о такой распространенной сложности, как человеческий фактор — саботировать внедрение онлайн-касс могут сами сотрудники, так как это усложняет процесс зарабатывания «левых» денег.

Банкиры или дилеры

Самую большую активность сегодня, помимо собственно производителей онлайн-касс и их дилеров, проявляют банки, работающие с корпоративными клиентами. Дилеры своим главным козырем обычно называют опыт работы, хорошее знание продаваемого оборудование, его достоинств и недостатков, а также лояльность к клиенту.

Ключевое преимущество продукта от банков можно назвать одним словом — экосистема. «При покупке кассы у банка можно говорить об использовании возможностей крупной финансовой структуры, — дает свою оценку руководитель разработки продукта «Альфа-Касса» Альфа-Банка Андрей Евглевский. — В комплексной покупке клиент получает ценовую и ценностную выгоды. Важно, что весь сервис банк предлагает клиенту в режиме «одного окна», без необходимости взаимодействия с множеством контрагентов в начале работы с кассой. Возможны кредитование и аренда кассы. Покупка готового пакета под ключ экономит время, деньги и нервы предпринимателя и позволяет ему сконцентрироваться на вопросах повышения эффективности бизнеса».

Той же стратегии придерживаются и другие продавцы онлайн-касс, также интегрирующие их с другими своими продуктами.

«Банки смотрят кассовую систему несколько иначе, чем производители касс, — комментирует основатель проекта «МодульКасса» Модульбанка Максим Митусов. — Для них касса — это не устройство, которое можно продать с максимальной маржей и заработать на нем, а источник информации. Если клиент становится пользователем такой кассы, и банк имеет доступ к данным с нее, у банка появляется возможность предоставлять более прозрачные и понятные услуги для потребителя, потому что сам владелец кассы для него прозрачен. Банк видит обороты, сезонность бизнеса и может лучше прогнозировать все важные показатели — возвратность кредита и прочее. Это становится огромным плюсом для работы с мелким предпринимателем, потому что, получая данные от кассы, банки могут более качественно работать и больше доверять этому сегменту бизнеса. Кассы от банков могут быть интереснее для потребителя тем, что они дают мелкому предпринимателю доступ к новому классу услуг, о котором он раньше и не мечтал: доступ к дешевому кредитованию, плюс эквайринг, плюс другие финансовые сервисы, которые уже встроены в кассу».

«Облака» не пройдут

Среди тех, кто включил в свой ассортимент кассовые услуги, оказались и крупные ИТ-компании, в том числе «Яндекс». И возникает вопрос, можно ли и эту услугу вынести в «облако», как и многие другие, связанные со сбором и передачей данных?

К сожалению, нет — во всяком случае, тем, кто хоть как-то общается с покупателем лицом к лицу. «Виртуальные кассы подходят только интернет-магазинам, которые принимают безналичные расчеты и отправляют заказы по почте. Если же у интернет-магазина есть обычная касса с прилавком, прием наличных денег, выдача покупок со склада — такой вариант уже не подойдет, — комментирует Иван Ненашев. — Дело в том дело, что виртуальная касса не выдаст бумажный чек покупателю, который пришел к вам за товаром своими ногами, данные хранятся в центре обработки неизвестно где, и все чеки отправляются по электронной почте — вот это огромный минус, из-за которого она никак не может заменить обычный фискальный регистратор».

На текущий момент единственный способ заменить реальную кассу виртуальной, по мнению экспертов «КС», — это полностью исключить наличные деньги из расчета, но пока на это не готовы пойти ни страны, ни корпорации. И виртуальная касса может только дополнять общую кассовую систему, а не заменять ее полностью.

«Цена/качество» или «Стоимость владения/удобство»

«Многие предприниматели первый раз сталкиваются с необходимостью использования онлайн-касс, — комментирует текущую ситуацию Андрей Евглевский. — Большинство из них не могут точно сформулировать, какая конкретно касса им нужна, и не знакомы с тонкостями законодательства. Поэтому поставщики онлайн-касс прежде всего должны выступать не только как продавцы, но и как эксперты, помогая предпринимателям сделать правильный выбор».

Однако на практике происходит иначе. «Как это часто бывает, «наверху» был принят закон о переходе на систему онлайн-касс. А вот что конкретно и как нужно делать, непонятно. Предприниматели начинают искать онлайн-кассы в Интернете и находят какие-то конторы. В этих конторах тоже нет общего понимания того, как должна функционировать система. У нас система установлена и работает, но я знаю десятки историй, когда люди устанавливали онлайн-кассы, а потом появлялись проблемы. Работа может быть полностью парализована из-за того, что отключился Интернет или случились какие-то неполадки в сети», — рассказывает основатель сети магазинов «Продукто!» Евгений Бойков.

Таким образом, на что стоит смотреть в первую очередь, выбирая онлайн-кассу? Иван Ненашев попробовал ответить на этот вопрос с точки зрения бизнесмена. «Для меня на первом плане два пункта: стоимость владения за год, в том числе для того, чтобы понимать, сколько можно вернуть налоговым вычетом через год, и удобство пользования, возможность связать устройство с имеющимися системами учета. Про сложности интеграции с «1С» я уже говорил».

Эти два пункта, по его мнению, актуальны для любого предпринимателя, различается лишь их весомость. Для малого предприятия стоимость играет важную роль, а для крупного уже не так сильно, поскольку не так ощутимо бьет по бюджету. По удобству мы видим уже другую картину: малому предпринимателю может быть достаточно того, что «налоговая не пристанет», а для крупного предприятия интеграция выходит на первый план. Что касается удобства работы — это одинаково важно для всех, в том числе для клиентов.

Помимо того, сколько предприниматель готов выделить средств на внедрение онлайн-кассы, Максим Шифман предлагает ему прежде всего ответить на три вопроса: есть ли место для торговли, как много сделок заключается ежедневно и какой предлагается ассортимент.

Первый вопрос: есть ли торговое место? Если да, то достаточно ли там пространства для места кассира? Если ответ на один из этих вопросов будет отрицательным, можно взять мобильную онлайн-кассу, некоторые их модели можно поместить в карман. Если место есть — можно взять POS-терминал и фискальный принтер чеков.

Второй вопрос — частота и скорость сделок. «Приведу крайние варианты интенсивности продаж: магазин-салон по продаже кресел для массажа и круглосуточный продуктовый маркет, — говорит Максим Шифман. — Очевидно, что для продаж кресел подойдет низкопроизводительная касса, а для реализации продуктов нужна касса-боец, способная выдержать большие нагрузки и быстро печатающая чеки. Условно нагрузку на кассу можно разделить так: низкая — менее 50 чеков в день, средняя — от 50 до 200 чеков в день и высокая — более 200 чеков».

Третий вопрос — как много товаров в ассортименте. Если счет идет на тысячи, не стоит брать простую кассу-калькулятор, на которой кассиру придется вбивать все вручную. Для такой номенклатуры нужны более продвинутые устройства — и они должны интегрироваться с работающей в компании товароучетной системой.

Еще один вопрос, достаточно близкий предыдущему, — это возможность продажи по свободной цене, а не только выбор позиции из каталога. «Многим предпринимателям очень сложно внести все товары в базу, и это затрудняет или тормозит внедрение кассы», — комментирует Иван Ненашев.

Слом или перестройка

Принесет внедрение онлайн-касс пользу для бизнеса или пополнит перечень издержек — однозначного ответа пока нет. По мнению владельца сети аптек «Листик» Натальи Казаненко, законопроект не дает ничего, кроме лишних расходов и ломки уже налаженных рабочих процессов: «Тринадцать аптечных точек, по две кассы в каждой — посчитайте сами, сколько это будет стоить». Для аптечного ассортимента и товарооборота «бюджетные» кассы дешевле 20 тысяч рублей не подойдут — даже устройства в полтора раза дороже не всегда успевают обработать такой поток данных. И вместо того, чтобы облегчить работу, автоматизировав часть рутины (которая уже может быть включена в ERP), онлайн-кассы еще больше усложняют ее и тормозят, создавая неудобства и клиентам, и самому предпринимателю. Это вдобавок к уже понесенным прямым капитальным расходам, которые, кстати, не всегда покрываются налоговым вычетом — программа рассчитана на ИП с одной кассой, а не на ООО с двумя-тремя десятками. Для них, по мнению Натальи Казаненко, новый закон не принес ничего, кроме лишних затрат и неудобств.

«Самая главная трудность во внедрении онлайн-касс для предпринимателей — это привычка, — резюмирует Максим Митусов. — Предприниматели, которые уже давно занимаются бизнесом и ведут его по старинке, привыкли к определенному уровню неэффективности и смирились с ним. Например, они плохо знают свою текущую выручку или сколько прибыли генерирует их бизнес. Для того чтобы перестроиться и начать получать прибыль и удовольствие от использования онлайн-касс, им приходится менять свои бизнес-привычки, например, фиксировать приходы товара, вести учет продаваемой продукции. Необходимость перестроить свое бизнес-мышление, пожалуй, самое трудоемкое. Сейчас предприниматели психологически против того, что их заставляют делать то, что раньше было не нужно».

С другой стороны, Максим Шифман приводит пример того, что обязательная «цифровизация» кассовой работы может быть не только повинностью, но и расширением горизонта возможностей: «Недавно в сувенирной лавочке, в которую я люблю заходить, появилась онлайн-касса. Я знаю, что лавочку держит ИП на патенте, сотрудников у нее нет, а значит, кассу не обязательно ставить до лета 2019 года. Я спросил, зачем они кассу приобрели так рано, обычно малый бизнес, наоборот, откладывает переоборудование на последний момент. Мне ответили: «Сувенирки много, вручную не пересчитаешь, а в отчетах с кассы все есть». Так я получил еще одно подтверждение, что малый бизнес перестал относиться к 54-ФЗ как к неизбежному злу. Все больше предпринимателей извлекают из реформы пользу».

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ