Поможет ли новосибирским аграриям объявление режима ЧС?

Финансовое положение аграриев правительство Новосибирской области надеется стабилизировать объявлением режима ЧС

Посевная кампания в регионе под угрозой срыва, темпы сева на две третьих отстают от показателей прошлых лет. 1 июня врио губернатора Новосибирской области (НСО) Андрей Травников, вероятно, объявит о введении режима ЧС в сельском хозяйстве региона. Такой шаг поможет нивелировать последствия аномальных погодных условий для селян, говорят эксперты, однако выражают сомнение, не слишком ли поздно власти начали реагировать.

Аграрии Новосибирской области крайне обеспокоены: в регионе зафиксированы самые низкие темпы ярового сева за последние десять лет. Причина — аномальные погодные условия. Селяне говорят, что и не припомнят такую холодную весну с большим количеством осадков. В целом по области на 30 мая посеяно 31,3% от плана. В прошлом году на эту дату аналогичный показатель был почти втрое больше — 88,1%.

«В среднем в сутки в течение мая новосибирским сельхозтоваропроизводителям удается засеять площадь в 31 тыс. га, при плановых показателях — 97 тыс. га. Всего необходимо провести яровой сев на площади 2 млн га», — сообщала пресс-служба губернатора в понедельник, 28 мая. В этот день глава Новосибирской области Андрей Травников на совещании, посвященном проведению посевной, дал поручение начать подготовку к введению режима ЧС в сельском хозяйстве Новосибирской области. Опрошенные «КС» руководители хозяйств считают, что бить тревогу и принимать экстренные меры надо было раньше.

ПосевнаяОтметим, что в наиболее сложном положении оказались, например, Кочковский (17,1%), Ордынский (23,6%), Татарский (17%), Искитимский (18,6%) и Чановский (17,1%) районы (данные посева яровых культур согласно оперативному анализу минсельхоза на 30 мая).

Первое место по темпам сева занимает Маслянинский район (54,2%). «У нас зерно морозоустойчивое, район хорошо оснащен техникой. Погода сейчас хорошая, поэтому в привычные сроки посевной, мы в принципе, вписываемся», — сообщил «КС» глава Маслянинского района НСО Вячеслав Ярманов. Во многом такой результат обусловлен более благоприятными, в сравнении с соседями, климатическими условиями. «В субботу, 26 мая, в Новосибирске было +6 и дождь, а у нас было солнечно и +28, — приводит пример Ярманов. — Маслянинский район граничит с Алтайским краем, у нас погодные условия несколько лучше».

Другие районы похвастаться благосклонностью природы вряд ли могут. «Ситуация критическая. Таких весенних кампаний, настолько отстающих от привычных сроков, еще не было, — говорит председатель комитета по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям ЗС НСО Олег Подойма. — Как правило, в это время многие хозяйства заканчивают посевную. Однако на 28 мая в ряде предприятий было посеяно всего 15–20% от плана. Ситуация крайне сложная, потому что любой день задержки весной оборачивается удлинением сроков уборки на 3–4 дня», — поясняет он. По мнению председателя аграрного комитета, текущее положение дел, скорее всего, приведет к тому, что не будут в полном объеме засеяны планируемые площади.

Заместитель председателя комитета по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям ЗС НСО Глеб Поповцев отмечает, что сейчас аграриям приходится «очень непросто», учитывая убытки хозяйств из-за низкой стоимости зерна урожая 2017 года. Кроме того, Поповцев указывает и на тот факт, что в настоящее время наблюдается серьезное падение цен на молоко.

Генеральный директор Новосибирской продовольственной корпорации Александр Тепляков считает, что неблагоприятные погодные условия скажутся в первую очередь на качестве зерна. «Учитывая отставание темпов посевной, можно предположить, что качественного зерна аграрии региона получат меньше, чем в прошлом году. Поэтому «ценовые ножницы», то есть разница между хорошим качеством пшеницы 3-го класса и фуражом, может составить 3–4 тыс. рублей за тонну», — высказывает мнение Тепляков.

Собеседник «КС» уточняет, что, например, на предприятии «Золотой колос» в Болотнинском районе области, совладельцем которого он является, на 28 мая посеяно только 43% от плана.

«Сейчас труднее всего приходится средним и мелким хозяйствам. Понятно, что крупные предприятия уже приобрели современные комплексы, которые могут днем и ночью работать по GPS, — говорит Александр Тепляков. — А вот более мелким участникам рынка приходится сложно. Цены на ГСМ взмыли вверх, также хозяйства «обескровлены» низкими ценами на зерно, которые были в урожае 2017 года».

Заместитель председателя комитета по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям ЗС НСО Денис Субботин приводит данные оптимальных сроков сева. «Есть многолетние наблюдения о том, когда и что надо делать. Например, посев пшеницы желательно закончить до 1 июня. С большим риском это можно сделать 5 июня. Потом, до 15 июня, можно сеять овес и ячмень. Сейчас, учитывая очень холодную и влажную весну, крестьяне не укладываются в многолетние оптимальные сроки. И, скорее всего, то, что они планировали посеять, уже не посеют», — говорит он. При этом Субботин добавляет, что на утро 29 мая на сельхозпредприятиях, руководителем которых он является, засеяно от плана только 30%, по яровому севу — 50%. «Хотя на 29 мая должно быть 90% пшеницы, 95% ярового сева», — сетует собеседник «КС».

Директор ЗАО «Скала» (Колыванский район НСО) Александр Апатьев отмечает, что сеять можно и позже первых чисел июня, но тогда убирать урожай придется в октябре. «Как правило, уже заморозки начинаются, иней с утра на полях, комбайны начинают работать в полдень, а уже к семи вечера заканчивают. То есть период уборки вдвое сокращается по сравнению с сентябрем, — поясняет Апатьев. — Это еще увеличивает сроки уборочной. Соответственно, есть большой риск, что мы не уберем весь урожай, а если и уберем, то возникнет вопрос с качеством зерна. Экономика сложная будет. В октябре, как правило, зерно влажное. Его надо будет сушить, что приведет к росту себестоимости на треть», — подводит итог собеседник «КС».

Доказывая сложность положения селян, он также указывает на тот факт, что в среднем по прошлому году один литр солярки стоил 29 рублей, а в настоящее время — более 37 рублей. «К уборке я буду брать уже по 40», — возмущается руководитель одного из ведущих хозяйств района.

Вместе с тем, по словам Александра Апатьева, «есть и плюсы в этой беде». «Цена на зерно другая стала. Если тонна пшеницы 3-го класса стоила 6 тыс. рублей, то сейчас мукомолы дают уже 8,5 тыс. рублей за тонну без НДС. Да только большинство хозяйств зерно уже продали», — делится он.

Режим ЧС: решение проблем или признание беспомощности?

По мнению опрошенных «КС» руководителей хозяйств, учитывая данные минсельхоза об исполнении плана по посеву пшеницы (28%, или 279 тыс. га из 996 тыс. га), на завершение запланированных объемов сева понадобится еще две недели. Режим ЧС, начать подготовку к которому Андрей Травников дал поручение 28 мая, подтвердил, что область не успевает посеять вовремя, и на это есть объективные причины: очень холодная и влажная весна.

«Первое, на что теоретически может повлиять данное решение, — возможность аграриям претендовать на пролонгацию кредитов. Это федеральный уровень, договоренности с банками, — перечисляет Денис Субботин. — Второе — возможный пересмотр соглашений между минсельхозом области и сельхозтоваропроизводителями».

Александр Тепляков также обращает внимание на тот факт, что, получая погектарную господдержку, хозяйства заключают соглашения с министерством, где определяют показатели, которых должны достичь: по урожайности, по валовому производству, по номенклатуре посевных площадей. За их неисполнение крестьяне обязаны (по существующим правилам) часть полученных средств вернуть.

«В правительстве считают, мол, мы же давали дотации крестьянам, в том числе из федеральных средств, вы их получили, теперь должны посеять столько-то пшеницы, овса, других зерновых и бобовых культур, — продолжает Денис Субботин. — Если не посеете, то за непосеянную площадь вы их должны вернуть — еще и штраф заплатить. Теперь, учитывая, что сеять бессмысленно, есть надежда, и аграрный комитет ЗС НСО будет выходить с предложением к правительству убрать эти пункты. В этом случае никаких штрафов и санкций со стороны областного правительства к крестьянам, если они посеют меньше запланированного, применяться не будет», — заключает он.

Олег Подойма уверен, что в рамках объявления ЧС в регионе возможности для принятия решений и влияния на ситуацию значительно больше. «Пролонгация кредитов, субсидии — это одни из тех механизмов, которые надо будет задействовать, — соглашается с коллегой председатель аграрного комитета ЗС НСО. — Вместе с тем необходимо вырабатывать совместное решение Минсельхоза, Законодательного собрания НСО и аграрного сообщества, возможно, даже составить обращение на федеральный уровень», — уверен он.

При этом, по данным Александра Теплякова, режим ЧС важен и для арбитражных споров. «Например, фермер заключил жесткие договоры, просрочил платеж, но в суде может доказать, что и планировал рассчитаться, а ситуация у всех была сложнейшая», — говорит руководитель Новосибирской продовольственной корпорации.

Политическое послевкусие посевной

«Сложившаяся ситуация имеет и политический контекст, — уверен новосибирский политолог Владимир Леонтьев. — Любая неудача в экономике скажется на политической ситуации. В Экспоцентре на праймериз «Единой России» врио губернатора Андрей Травников сказал, что будет больше внимания уделять политике. Но политики не бывает без экономики. Поэтому, если не предпринимать сегодня правильные шаги — например, объявить режим ЧС в аграрном секторе, то вопросы появятся к руководителю региона. Если не будет урожая, пусть даже из-за погоды, население все равно отметит просчеты региональных властей», — полагает эксперт. По мнению Леонтьева, сегодня Травников рискует нанести себе репутационный ущерб.

Как ранее писал «КС», политическая предвыборная ситуация в Новосибирской области определяется не силой, но, скорее, слабостью основных претендентов на победу. Одним из наиболее непродуманных шагов Андрея Травникова и свидетельством его уязвимости можно считать историю отставки министра сельского хозяйства Василия Пронькина. Известно, что далеко не все во властных кругах поддерживали Пронькина и положительно отзывались о его работе, однако в некоторых случаях, например, при решении зернового вопроса, это имело скорее субъективный, а не объективный характер. Большинство представителей аграрного бизнеса соглашаются с тем, что неправильно было оставлять минсельхоз накануне посевной без полноценного главы. При этом большинство лояльных к Травникову избирателей, по мнению экспертов, живет именно в районах Новосибирской области, а не в ее столице.

Владимир Леонтьев полагает, что сейчас можно говорить о том, что с принятием режима ЧС несколько запоздали, «меры надо было принимать раньше». «Я, например, не уверен, что экс-главу минсельхоза Василия Пронькина следовало отпускать накануне посевной, следуя интересам определенных коалиций, человек вполне соответствовал занимаемой должности, — высказывает мнение политолог. — На мой взгляд, неправильно рассчитывать на то, что все назначения в региональном правительстве состоятся после сентябрьских выборов. Если того требует обстановка, решение о назначении следует принимать сразу, не дожидаясь итогов выборов».

«Возможно, с принятием режима ЧС немного затянули, — говорит Олег Подойма. — Все надеялись на то, что с понедельника, 28 мая, погода будет лучше. Возможно, надо было на несколько дней раньше какие-то вещи озвучить», — добавляет он.

При этом собеседник «КС» не согласен с тем, что ситуацию могла осложнить «обезглавленность» регионального Минсельхоза. «Сейчас у исполняющего обязанности врио министра сельского хозяйства Новосибирской области Евгения Лещенко все полномочия есть. Принятие решений статус и. о. никоим образом не тормозит, он не препятствует работе ни губернатора, ни правительства. В этом смысле назначения произойдут после губернаторских выборов», — заключает Подойма.

Вместе с тем его коллега по комитету Денис Субботин не так однозначен. «Я не могу критиковать Евгения Лещенко, потому что он работает немногим более месяца. Но у нас и губернатор пока врио. И все министры у нас тоже врио. Я думаю, что «подвешенная» политическая ситуация, конечно, тормозит развитие аграрного и других секторов экономики, — высказывает мнение Субботин. — Режим ЧС дает возможность отсрочить или отложить исполнение каких-то обязательств. Он счастья-то не дает. В текущей ситуации Андрей Травников как председатель правительства и его команда, вероятно, учли не все риски».

При этом Субботин традиционно критикует работу министерства сельского хозяйства НСО. «Я считаю, что наш минсельхоз должен смотреть вперед, проигрывать разные варианты развития ситуации и иметь готовые решения. Сейчас пока, с моей точки зрения, это не совсем получается», — отмечает собеседник «КС».

Глеб Поповцев считает решение об объявлении ЧС своевременным. «Оно впервые за долгое время направлено не на сглаживание последствий, а на опережение возможных негативных факторов. Соответственно, на результат весенне-полевых работ в целом», — говорит депутат ЗС НСО.

«Конечно, в той ситуации, которая сейчас складывается, наличие опытного министра сельского хозяйства было бы предпочтительнее, но врио министра НСО Евгений Лещенко уже во вторник, 22 мая, в стенах ЗС НСО на заседании аграрного комитета поставил вопрос о введении режима ЧС», — комментирует  Александр Тепляков.

По мнению Владимира Леонтьева, затягивание с назначением главы минсельхоза, «подвешенная ситуация с назначением заместителя губернатора по развитию сельских территорий, все это играет далеко не на руку Травникову». «В итоге это ведет не только к политическим просчетам, но и к экономическим», — резюмирует эксперт.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ