Бухгалтерии в «облаках» тоже нужны опытные руки

С июля 2018 года еще одна — и довольно обширная — группа предпринимателей будет обязана использовать онлайн-кассы, которые должны взять часть бухгалтерской рутины на себя. Тем не менее нужда в бухгалтерских сервисах сохранится, и рынок готов предоставить самый разнообразный ассортимент на любой вкус. Какие варианты сегодня наиболее привлекательны, есть ли у них недостатки и кто по факту делает погоду на этом рынке?

Оф- или онлайн?

Со временем грань между «облачными» и коробочными решениями для бухгалтеров становится все тоньше, многие продукты, в частности, от «1С», предлагаются в двух вариантах сразу. А специализированные издания, составляя рейтинги программ и решений, уже не делают разницы между офлайновыми и онлайновыми сервисами. Соотношение этих двух долей, как и во многих других отраслях, постепенно смещается в сторону «облаков», но «коробки» тоже сохраняют своих потребителей — у каждого варианта есть набор плюсов.

Главным плюсом коробочного решения можно считать, конечно, возможность работать без постоянной надежной связи с Интернетом. Если сравнивать цены, то в большинстве вариантов, скорее всего, выиграют «облака» — но не везде, в ряде случаев офлайновые решения оказываются дешевле, особенно если речь идет о старых версиях. В пользу «коробок» работает и психологический момент — данные хранятся непосредственно в офисе, и довольно часто именно это помогает принять решение в пользу этого варианта.

«Плюсы «облачных» решений сегодня вполне очевидны: вы можете работать из любого места, где есть Интернет, в любое время и часто — с любого устройства, — комментирует эксперт веб-сервиса «Контур.Бухгалтерия» Татьяна Евдокимова. — Вы экономите на оборудовании и услугах: не нужно покупать и настраивать сервер или локальную сеть, оплачивать услуги программиста. Вам не нужно скачивать и ставить обновления программы, переживать, не привело ли обновление к искажениям в заведенных данных, следить за актуальностью форм и законов. «Облачные» решения защищены: данные хранятся в охраняемых дата-центрах в зашифрованном виде, ваша база не потеряется и не попадет в чужие руки».

«Облачные» технологии меняют саму функцию бухгалтерских сервисов

Однако сэкономить на внедрении «облаков» могут не все. Практикующий бухгалтер Анастасия Смагина, приводит пример из собственного опыта. «Приобретение одной лицензионной версии 1С, которая позволяет установить программу на трех компьютерах, выглядит достаточно оправданным шагом для малого бизнеса. В моем случае на момент приобретения 1С в 2013 году программа стоила порядка 3000 рублей, и за эти пять лет у нас не было никаких дополнительных расходов. Сравните это с тарифами интернет-сервисов для работы онлайн, например, тем же «Моим делом». Если взять, к примеру, ООО на упрощенной системе налогообложения с количеством сотрудников менее пяти и оборотом в месяц менее 500 тыс. рублей, для них тариф составит 1624 рублей в месяц – выгоднее будет просто купить лицензию один раз», — отмечает Анастасия Смагина.

«Облачные» технологии меняют саму функцию бухгалтерских сервисов. Имея достаточно вычислительной мощности и большой выбор программных модулей, «гроссбух на экране» можно превратить в настоящий аналитический центр — так считают разработчики. С появлением новых цифровых технологий профессия бухгалтера находится на пороге трансформации. «Исторически так получилось, что в нашей стране бухгалтер — это сотрудник, отвечающий за определенный участок бухгалтерии, в то время как в мире человек на аналогичной позиции уже занимается больше аналитической работой, — рассуждает заместитель генерального директора SAP СНГ Юрий Бондарь. — Все рутинные операции выполняются автоматически. Представим себе большое промышленное предприятие. Такая компания в день делает сотни транзакций и столько же переводов получает сама. Ежедневно бухгалтеры снимают банковские выписки на приход и уход средств, и соотнести их с реальными счетами крайне сложно. Для этих целей используется искусственный интеллект. Систему сначала обучают какое-то время на данных компании и вносят корректировки. Но в итоге от выученной модели можно добиться 90% результата».

«Современные бухгалтеры бывают разными: от новаторов-передовиков, склонных пробовать новые инструменты и методы работы, до консерваторов, желающих продолжать без изменений применять наработанную практику, – рассуждает руководитель сервиса «Контур.Бухгалтерия» Иван Ильин. – Консерваторов до сих пор большинство, но развитие облачных сервисов и мобильных технологий, а также высокие требования директоров компаний заставляют меняться сферу ведения бухгалтерии и оказания бухгалтерских услуг.  Современный бухгалтер понимает ценность автоматизации. Он видит в этом возможность меньше заниматься рутинной работой и сосредоточиться на интеллектуальной стороне своего дела».

Перевод сервисов в онлайн сопровождается еще одним трендом: чем «умнее» система, тем проще ею пользоваться, требования к знаниям и навыкам пользователей постепенно снижаются. Одни сервисы стараются перевести всю «рутину» на автозаполнение, благодаря чему пользоваться ими предприниматель может сам, не прибегая к помощи специалистов. Другие, помимо бухгалтерских программ, предлагают еще и услуги самих бухгалтеров — обычно этим занимаются либо банки (особенно ориентированные на малый бизнес), либо аутсорсинговые компании, чья популярность в последние годы растет.

Кому нужен удаленный бухгалтер?

Банки, провайдеры «облачных» услуг, франчайзи программных разработчиков — многие из них уже включили бухгалтерские услуги в свои прайсы. «Чаще всего потребность в удаленном бухгалтере появляется у маленьких компаний с небольшим объемом бизнеса — оплатить хорошему специалисту 10 часов работы в месяц проще и выгоднее, чем держать его на полной ставке, — поясняет руководитель отраслевых проектов группы компаний Softline Дмитрий Новиков. — Зачастую онлайн-бухгалтерия — это только одна из услуг, предоставляемая компанией, в комплексе с аутсорсом услуг бухгалтера». Аутсорс-бухгалтерию предлагают и те компании, которые пользуются коробочными вариантами: покупается лицензия, нанимаются специалисты, и результат их работы продается другим. Вспомогательная, но при этом необходимая часть работы превращается в основной вид деятельности, востребованный другими компаниями.

Бухгалтеры-аутсорсеры активнее всех прочих интересуются новинками и внедряют их в работу

«Чаще всего бухгалтерию передают на аутсорс фирмы с небольшими оборотами, которые только начинают деятельность, или компании без офиса, которые для рабочего процесса используют коворкинги, — поясняет Татьяна Евдокимова. — Возможен вариант, когда в компании заведением в учет документов занимается менеджер, а подготовку отчетности и расчет налогов доверяют удаленному бухгалтеру. В сложившихся фирмах порой отдают на аутсорс определенный участок бухгалтерии, например, работу с сотрудниками».

Что касается самих бухгалтеров-аутсорсеров, то именно они, по оценке Ивана Ильина, активнее всех прочих интересуются новинками и внедряют их в работу: «Эти компании заинтересованы в новых прорывных технологиях и подходах к взаимодействию с клиентом. Бухгалтеры таких фирм используют все популярные мессенджеры, а бухгалтерское ПО рассматривают с точки зрения эффективности и контроля качества обслуживания».

В пользу аутсорс-бухгалтерии говорит и такой важный для бизнеса аспект, как ответственность за содержание бухгалтерских документов и отсутствие нарушений.

Кто должен отвечать?

В число тех, кто обычно обращается за помощью к аутсорсерам, Татьяна Евдокимова включила и тех, кому нужна разовая помощь: «Обращаются, когда нужна консультация опытного специалиста или возникла проблема: блокировка счета, требования от налоговой. Это могут делать и компании со штатным бухгалтером, если его знаний недостаточно для решения вопроса».

По словам Дмитрия Новикова, ответственность провайдера «облачного» сервиса чаще всего ограничивается обеспечением должного качества услуг и безопасности информации, а что касается ее содержания — за это отвечает уже сам пользователь. Условия договоров в разных компаниях могут отличаться, где-то ответственность поставщика не выходит за рамки продавца «коробочной» бухгалтерии (купили — а дальше сами), где-то провайдер может взять часть ответственности на себя, например, обучив специалистов для работы с сервисом. «Если мы говорим про компании, у которой есть свой ЦОД, то гарантией безопасного и бесперебойного использования выступает сам вендор и его ИТ-службы, — говорит Юрий Бондарь. — Никакой специальной подготовки персонала не требуется, но для максимально эффективной работы с «облачной» системой лучше пройти обучение, традиционное или в онлайн-варианте».

«Первый» и почти единственный, или Кто разгоняет «гонку вооружений»

Среди бухгалтерских сервисов, которые сегодня все чаще рассматриваются в комплексе — и чистый онлайн, и офлайн, и смешанные предложения, — продукция компании «1С» занимает, безусловно, лидирующее положение. По мнению участников рынка, этот вендор сумел найти некую «золотую середину» между крупными экосистемами западных вендоров (SAP, Oracle и других), где бухгалтерия лишь одна из функций, многие из которых клиентам кажутся ненужными, и простыми недорогими сервисами малых разработчиков, где функций, напротив, не хватает. «Продукт «1С» очень распространен и недорог, в каждом регионе есть доступные франчайзи, возможность пройти обучение, — комментирует Дмитрий Новиков. — Других решений немало — бухгалтерия существует и на базе SAP, в решениях Oracle и Microsoft, но все они созданы не только для ведения финансовой отчетности. Такие продукты зачастую охватывают в целом систему ERP предприятия, и бухгалтерия — только один из компонентов, соответственно, и стоимость лицензий и внедрения довольно высока, и поэтому их выбирают прежде всего крупные компании». Дополнительные бонусы «1С» прибавляет и то, что они стараются охватить как можно больше вариантов, выпуская свои продукты как в «коробках», так и онлайн, как в комплексе, так и по отдельности. Плюс партнерские программы с банками, и так далее.

Тем не менее однозначным монополистом на рынке бухгалтерских услуг «1С» назвать нельзя. «В сфере малого и среднего бизнеса много компаний, которые не нуждаются в полном функционале продуктов «1С» и успешно применяют адаптированные для их нужд сервисы, — говорит Татьяна Евдокимова. — Проведем аналогию: если вы отправляетесь в арктическую экспедицию, вам потребуются теплая палатка, хорошая печь, полная экипировка и снаряжение. Если вы просто выехали на природу, вам хватит палатки, спальника и топорика. «1С» предлагает «полную экипировку», и это не всегда нужно. На рынке много предложений для малого бизнеса, которые ограничены в функционале, но при этом они проще, дешевле и закрывают только те потребности, которые есть у пользователя».

Сейчас малый бизнес, включая ИП, проявляет все больший интерес к бухгалтерским сервисам, и это, по мнению экспертов, открывает дорогу новым разработчикам. «Я думаю, что, объединив усилия одного из банков, мобильного оператора и производителя ПО, есть шанс создать продукт, который будет серьезным конкурентом «1С», — рассуждает Дмитрий Новиков. — У такой коалиции будут финансовые ресурсы, каналы продвижения и разработчики, что позволит создать качественное решение и быстро вывести его на рынок. Борьба в таком случае развернется на рынке МСБ, потому что крупные компании чаще всего отдают предпочтение комплексным решениям». Тем не менее для того, чтобы завоевать место под солнцем, придется постараться: «Сейчас для того, чтобы вывести на рынок «облачный» сервис, у компании должна быть серьезная финансовая «подушка безопасности». Так как любой продукт придется постоянно обновлять в связи с требованиями регуляторов, а стоят такие сервисы зачастую недорого, поскольку в основном ориентированы на средний и малый бизнес, и провайдеру необходимо время, чтобы набрать клиентскую базу».

«Да, конечно, сложно спорить с тем, что продукты 1С являются одними из ведущих на российском рынке с точки зрения занимаемой доли. Есть, конечно, и альтернативы, в том числе и среди российских программных продуктов – например, «Парус-Предприятие» и «Галактика ERP» – высказывается директор департамента корпоративных информационных систем ALP Group Светлана Гацакова. – Но они могут проигрывать по таким критериям, как гибкость в модификации интерфейса – финансовые и трудовые затраты на доработку могут быть неоправданными. Тогда как продукты 1С, несмотря на все их недостатки, вроде низкой производительности и не совсем дружелюбного интерфейса складываются в универсальную систему, которую довольно просто модифицировать под требования компании без существенных финансовых вложений. Можно как докупить отдельный модуль, так и внедрить собственные разработки».

И все же невольно возникает вопрос: если на рынке бухгалтерских систем есть пусть и не монополист, но однозначный лидер, зачем он так часто меняет рабочие версии?

В России выпуск обновлений ПО — это почти в 100% случаев ответ на новые требования регуляторов

«В России выпуск обновлений ПО — это почти в 100% случаев ответ на новые требования регуляторов, — отвечает на этот вопрос Дмитрий Новиков. — Изменения в законодательстве происходят регулярно, и почти всегда они требуют выпуска обновлений ПО. Таким образом, вендор вынужден постепенно отказываться от обслуживания устаревших версий ПО. Как из-за того, что оно перестает соответствовать требованиям контролирующих органов, так и потому, что обслуживать большое количество версий одного продукта для него слишком накладно. Но, разумеется, производители ПО в этом процессе не остаются внакладе, так как получают прибыль от продажи новых лицензий либо от продажи продлений технической поддержки, поэтому их интерес в регулярном обновлении тоже присутствует».

Регулярные смены требования контролеров — еще один камень на чашу весов «облачников», поскольку актуальность арендуемых продуктов входит в их зону ответственности. «Если вы пользуетесь коробочным решением, придется самостоятельно следить за изменениями и обновлять программу самостоятельно или силами приглашенных специалистов, — поясняет Татьяна Евдокимова. — Разработчик, как правило, информирует клиентов о выходе новых версий программы в своих официальных источниках и с помощью рассылок, но контроль за актуальностью и обновлением офлайн-программ требует больше времени, денег и нервов. Онлайн-решения обновляются оперативно без участия пользователя — клиент может даже не узнать, что произошли изменения, для него система будет по-прежнему рабочей».

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Анастасия Смагина, старший преподаватель Института финансов, экономики и управления, Тольяттинского государственного университета

— Как практикующий бухгалтер, могу сказать, что при работе с «1С Предприятие», трудности возникали только в том случае, когда приходится обновлять программу на устаревшем компьютере. Так как законодательство изменчиво, а формы отчетности могут меняться каждый месяц, перед составлением отчетности нужно обязательно обновить программу – не реже раза в квартал. Для этого нужен достаточно мощный компьютер и стабильное интернет-подключение. Если все это имеется, работа с «1С Предприятие» не вызывало у меня никаких трудностей: интерфейс интуитивно понятен, обновления происходят быстро (не больше часа), пользователь все больше выполняет функцию контролера, а не специалиста, фиксирующего каждую запись – большинство из них программа делает автоматически. Плюс есть масса возможностей для подключения бесплатных и платных сервисов. Например, платежный календарь и график сдачи отчетности легко синхронизируется с Google-аккаунтом пользователя и напоминания о платежах и представлении отчетности отражаются в календаре смартфона. Среди важных платных сервисов – проверка контрагентов по ключевым параметрам из информационной базы, представление отчетности в электронном виде и прочее.

Конечно, принятие новых законов в области бухгалтерского учета влечет за собой появление на рынке новых сервисов и товаров – мы сами можем это наблюдать на примере онлайн-касс. Какие-то из них, возможно, помогут предпринимателю сократить расходы на содержание бухгалтерских сервисов, но в то же время, это крайне негативно скажется на бизнесе крупных игроков, занятых разработкой и обеспечением использования таких сервисов. Тем не менее, они, в частности, 1С, уже диверсифицировали свои услуги, что на мой взгляд позволит им приспособиться к новым условиям рынка, где программные продукты в сфере бухгалтерского учета уже не являются обязательными.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ