Создание транспортного каркаса Новосибирской агломерации — залог дальнейшего экономического успеха региона

Развитая транспортная инфраструктура имеет особое значение для Новосибирской агломерации как для крупнейшего транспортного узла от Урала до Дальнего Востока. Не случайно на прошедшем VII международном Сибирском транспортном форуме в центре обсуждения оказался проект Транспортной стратегии Новосибирской области (НСО) до 2030 года. Подробности — в материале «КС».

Глава НСО Андрей Травников, приветствуя участников форума, напомнил, что Новосибирская область расположена в центре важнейшего для страны макрорегиона, на пересечении транспортных коридоров. В радиусе 700 км от Новосибирска проживает более 13 млн человек. Это почти половина населения Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск — третий по численности и по площади мегаполис в России и один из крупнейших мегаполисов страны за Уралом.

«Выгодное географическое положение региона, современный и быстро развивающийся аэропорт Толмачево, сеть автомобильных и железнодорожных дорог, судоходная река Обь превратили Новосибирск в крупнейший транспортно-логистический узел восточной части России, — сказал Андрей Травников. — Отсюда открывается выход на ресурсодобывающие регионы Сибири и Дальнего Востока, страны Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона. Создание транспортного каркаса Новосибирской агломерации, где Новосибирск выступает в качестве центра, рассматривается в области в качестве залога его дальнейшего экономического успеха».

Упор на агломерацию

Андрей Травников подчеркнул, что территория Новосибирской агломерации охватывает пять городских округов и семь муниципальных районов. В их состав входят 10 городских и 110 сельских поселений, а также 457 сельских населенных пунктов. Общая численность населения здесь 2 млн человек.

По словам главы Новосибирской области, в условиях недостатка средств на реализацию инфраструктурных проектов общая парадигма, которая сегодня устанавливается федеральным центром, предусматривает выбор ключевых направлений развития, определения стратегических приоритетов.

«В 2017 году Новосибирская область приступила к разработке двух масштабных стратегических документов. Это стратегия социально-экономического развития «Сибирское лидерство» и Транспортная стратегия Новосибирской области до 2030 года. Результатом разработки этих документов станет реализация проектов по завершении построения транспортного каркаса Новосибирской агломерации. Будут определены основные транспортные коридоры. Это позволит избежать нецелевого использования земельных ресурсов, а также сократит расходы бюджета региона и муниципальных районов на изъятие земельных участков под строительство дорожной сети», — сообщил Андрей Травников.

Разработчиком транспортной стратегии области выступил Сибирский государственный университет путей сообщения (СГУПС). Основной доклад по транспортному каркасу представил ректор университета Алексей Манаков. Он рассказал, что университет в течение нескольких лет разрабатывает документы стратегического планирования, которые определяют характеристики каркаса транспортных схем.

«Мы разработали актуальные транспортные модели, а также три сценария: оптимистичный, умеренный и пессимистичный сценарии развития транспортной системы до 2030 года», — объяснил Манаков.

По словам ректора университета, для реализации транспортной стратегии необходимо принимать во внимание федеральный и региональный аспекты. В рамках федерального уровня нужно учесть транспортное развитие территорий по всей России, стратегию развития «РЖД», госпрограммы и федеральные законы. Региональный блок включает в себя прогноз социально-экономического развития, программу реиндустриализации экономики региона, а также программы развития соседних областей: Алтайского края, Томска, Кузбасса, Красноярска.

Кроме того, при формировании транспортного каркаса эксперты рассчитали и прогноз социально-экономического развития. Определены границы агломерации с точки зрения транспортных районов. По словам Алексея Манакова, в тех местах, где предусмотрено транспортное развитие, прогнозируется прирост населения до 50%.

«Разгрузить» дороги

Развитие промышленно-логистических парков Новосибирской агломерации и наличие крупнейшего за Уралом авиатранспортного узла дает вектор к формированию основных направлений потоков грузового транспорта. Транзитные потоки с восточного и западного направлений России и Казахстана в настоящий момент проходят через улицы областного центра, что приводит к превышению нормативной интенсивности движения транспорта.

В 2014 году президент России поддержал предложение Новосибирской области об объединении дорог федерального значения Р-254, Р-255,Р-256, Восточного и Северного обходов Новосибирска в единое транспортное кольцо. Юго-Западный транзит является завершающим звеном в формировании каркаса. Он объединит федеральные и территориальные автодороги агломерации и позволит вывести транзитные транспортные потоки с улиц Новосибирска. Это должно благоприятно отразиться на качестве жизни людей, росте деловой активности и безопасности на дорогах, подчеркивают эксперты.

Транспортная стратегия Новосибирской области также предусматривает развитие сети метрополитена, внутригородского железнодорожного сообщения (проект «Городская электричка»), пригородного железнодорожного сообщения с тактовым движением поездов до станций Пашино, Барышево, Искитим, до аэропорта Толмачево; строительство новых автостанций в ТПУ «Нордмолл», ТПУ «Гусинобродское», ТПУ «Южная», ТПУ «Сеятель» и в рабочем поселке Краснообск.

В планах и развитие «социального такси» в р. п. Ордынское, р. п. Колывань, р. п. Коченево, в городах Обь, Черепаново, Тогучин; строительство скоростных железнодорожных магистралей для связи Новосибирской агломерации с Омском, Новокузнецком, Барнаулом и Красноярском. Запланирована и комплексная реконструкция существующей трамвайной сети.

Полномочный представитель президента России в СФО Сергей Меняйло, выслушав экспертов, отметил, что тот документ, который сейчас рассматривается, — это проект развития транспортной инфраструктуры не только Новосибирской области, но и всей Сибири. И он должен стать составной частью Стратегии развития СФО как макрорегиона, быть учтен в проекте Стратегии пространственного развития России.

Проект Транспортной стратегии Новосибирской области до 2030 года уже в сентябре может быть рассмотрен специалистами федерального Министерства транспорта, Федерального дорожного агентства. В ближайшее время разработчики учтут все замечания, высказанные на совещании. Кроме того, глава области Андрей Травников призвал всех заинтересованных экспертов, в том числе и из соседних регионов СФО, подключиться к обсуждению проекта Транспортной стратегии Новосибирской области.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ