Другая реальность: разработчик компьютерных игр Alawar — о том, как соответствовать времени

В новосибирских деловых кругах компанию Alawar не знает разве что ленивый. Один из крупных разработчиков, дистрибьюторов и издателей казуальных игр в последние годы изменил вектор своего развития, сделав ставку на мидкорные игровые проекты. О том, как оставаться на верхних строчках рейтингов почти 20 лет, о сегодняшних хитах, «удивительном симбиозе с Альфа-Банком» и постоянном движении «КС» рассказал генеральный директор ООО «Алавар.ру» АНТОН МУДРЫЙ.

Казуальные игры предназначены для широкого круга пользователей. Они отличаются простыми правилами и не требуют от игрока особой усидчивости, затрат времени на обучение или каких-либо особых навыков. Для них характерна универсальная позитивная стилистика, короткая игровая сессия. Таким образом, пользователю достаточно уделять процессу всего несколько минут, например, в метро по дороге на работу. В них играют от случая к случаю.

Мидкорные игры являются более сложными в сравнении с казуальными, с более высоким уровнем вовлечения. Они требуют от пользователя уверенного владения компьютером. Погружение в процесс в них более сложное, сильнее развита конкуренция между игроками. Чтобы освоить все игровые механики, игрокам нужно продолжительное время. В такие игры играют любители, они тратят на свое увлечение значительное количество времени.

Бизнес одной из наиболее успешных в игровой индустрии российских компании начинался в 90-х, когда в стране еще не было как такового игрового рынка. Стартовым капиталом партнеров-единомышленников из Новосибирска стали $800 (более подробно об этом в интервью «КС» рассказывал один из основателей компании Александр Лысковский). За почти два десятилетия своего существования Alawar прошел большой путь — от нескольких энтузиастов, стремящихся воплотить в жизнь свою детскую мечту, до крупного разработчика и издателя компьютерных игр 12+ и выше, занимающегося цифровой дистрибуцией игр в США, России, Германии, Франции, Италии, Польше.

Коллекция компании насчитывает более 250 собственных проектов, в числе которых «Веселая ферма», «Сокровища Монтесумы», «Масяня», а также «Бехолдер», «Братья Викинги» и другие популярные серии.

Смена приоритетов

«Игры будут востребованы всегда, потому что людям нужны положительные эмоции», — считает генеральный директор ООО «Алавар.ру» Антон Мудрый.

Генеральный директор ООО «Алавар.ру» Антон Мудрый

Вместе с тем глава компании отмечает, что эта индустрия постоянно меняется, а раз в несколько лет и вовсе происходят «революции». Причина здесь сразу в нескольких факторах, в первую очередь — социальных и технических. «Игроки стали более искушенными. Они предъявляют более глубокие требования к игровому процессу, к содержанию, а также графическому, смысловому и звуковому оформлению, — говорит руководитель Alawar. — Производству сложного продукта способствует выпуск продвинутых технических устройств. Если раньше позволить себе хороший игровой компьютер могли только единицы, то сегодня даже очень средненькая техника способна воспроизводить продукт, который 10 лет назад можно было «крутить» только на топовом устройстве», — объясняет он.

Alawar старается соответствовать времени. «Команда в постоянном поиске, никогда не останавливается, и конечно, мы не пребываем в уверенности, что если какая-то ниша нами занята, то это навсегда», — говорит Антон Мудрый.

Он поясняет, что в сфере компьютерных игр и IT-отрасли «все друг за другом ходят», и очень быстро срабатывает экономическая стратегия — «Быстрый второй». «Стоит кому-то на рынке что-то сделать с WOW-эффектом, как тут же чрезвычайно оперативно это копируется, опыт перенимается, и создаются новые продукты», — рассказывает собеседник «КС».

Вместе с быстро меняющимся рынком эволюционирует и новосибирская фирма. Если раньше компания начинала с казуальных игр и делала ставку преимущественно на них, то в настоящий момент приоритет сместился в сторону более сложных проектов.

По словам Антона Мудрого, сейчас флагманская идея Alawar — мидкорные игровые проекты. Их отличает более сложный игровой процесс, механика и витиеватый разнонаправленный сюжет.

Попадание в цель

Антон Мудрый уточняет, что флагман и хит компании в настоящее время — это игра «Бехолдер» (Beholder), в полной мере соответствующая концепции мидкорных проектов. В качестве подтверждения ее мирового признания он указывает на стену конференц-зала, где расположились увесистые «тарелки» авторитетных премий.

«Уже анонсирован выход второй части «Бехолдера» в 2018 году. Команда придумала совершенно фееричный сюжет, — делится Мудрый. — Еще два проекта находятся в разработке», — говорит он о текущей работе.

Вместе с тем собеседник «КС» отмечает, что Alawar занимает «некоторый сегмент» казуальных игр. «Спрос на них есть. Но он, конечно, не такой шикарный, как лет 5–6 назад. Тем не менее немало людей остаются верны этому жанру и тем устройствам, на которых они привыкли играть и до сих пор играют», — делится глава компании.

Точка отсчета

Себя глава ООО «Алавар.ру» считает «непрофессиональным субъектом рынка» и добавляет, что «в этом, наверное, больше плюсов».

В компании Антон Мудрый работает ровно шесть лет (его первым рабочим днем стало 2 мая).

«В Alawar я с 2012 года. Мы пришли с Альфа-Банком в компанию одновременно, — вспоминает Антон Мудрый. — Кстати, моим первым проектом было налаживание сотрудничества с Альфой. В то время он уже привлекал технологичностью предлагаемых решений. Нас также заинтересовали пониженные ставки на перечисление заработной платы без открытия расчетного счета. В 2012 году появился зарплатный проект: сотрудники стали получать зарплату на карты Альфа-Банка, и, видимо, так сложилось, что мы чем-то заинтересовали банк. Начали развиваться отношения. «За зарплатным проектом открыли счет, затем перевели в банк валютные договоры. И стали работать с валютным контролем, — перечисляет собеседник «КС». — Потом партнер предложил поставить нам банкомат — поставили. Несколько лет назад мы сменили офис, и банкомат переехал вместе с компанией».

За шесть лет Альфа, по словам Мудрого, зарекомендовала себя настолько, что Alawar не рассматривает предложения от других банков о сотрудничестве. «Я не знаю, с чем можно сравнить этот симбиоз, но у меня в телефоне есть отдельный блок — телефоны сотрудников Альфы. Мы можем всегда позвонить, оперативно решить любой вопрос», — говорит Антон.

По его мнению, многие банки позиционируют себя как современные финансовые организации только потому, что в сегодняшних реалиях так надо себя позиционировать. «Мы — инновационный, мы — digital, мы — за IT… Можно об этом говорить на высоких форумах, но когда дело доходит до сотрудника офиса и непосредственного взаимодействия с клиентом, то оказывается, что никто и не в курсе про технологии, и представитель банка требует принести гору разных документов», — сетует гендиректор, вспоминая прошлый опыт.

Генеральный директор ООО «Алавар.ру» Антон Мудрый

Собеседник «КС» уверен, что качество работы проявляется в мелочах и заключается в ее тишине.

«У меня полномочия директора истекли в январе. Собственники переизбрали мою кандидатуру на новый пятилетний срок, — вспоминает Антон Мудрый. — Я звоню в банк и спрашиваю: надо что-то подавать? Они говорят: через систему «Альфа-Бизнес Онлайн» присоедините скан документа, и все», — приводит один из примеров «приятной мелочи» герой материала.

Вместе с тем в Alawar партнера ценят прежде всего за такую операцию, как валютный контроль.

Причина понятна: доля зарубежной выручки в структуре доходов новосибирской фирмы велика. Данный факт накладывает на компанию определенные обязанности перед государством и контролирующими органами.

По словам гендиректора, со стороны банка здесь могут быть два подхода. При реализации первой модели «Клиент — банк — государство» банк делает только то, что указывает делать клиент. Даже видя риски и потенциально ошибочные действия предпринимателя, банк, тем не менее, сохраняет нейтралитет. В случае возникновения проблем финансовое учреждение отвечает, что его сотрудники выполняли волю клиента. Формально банк в таком случае прав.

Вторая позиция, которую, по мнению Антона Мудрого, занимает Альфа-Банк, более клиентоориентирована. В этом случае задача банка — предупредить о том, что действия или бездействия (упущенные детали, нарушенные сроки), могут привести к негативным последствиям.

«Мы стараемся очень живо реагировать на замечания, которые получаем, — уверяет руководитель Alawar. — Опять же, активная позиция банка способствует тому, что мы в некоторой степени защищены от рисков, которые связаны с быстро меняющимся законодательством в сфере валютного регулирования. Специалисты Альфы в теснейшем контакте взаимодействуют с нашими бухгалтерами и финансистами. И качество этой работы определяется тем, что я про нее не знаю. В 99% случаях сложные вопросы «разруливаются» на уровне наших специалистов и сотрудников банка. До меня они почти не доходят», — говорит Антон Мудрый.

Команда

Антон, как правило, не вмешивается в работу разработчиков. Он — юрист по образованию. О своей карьере гендиректор говорит, что она исключительно юридическая — до Alawar в игровой индустрии молодой человек не работал.

«В компании я не занимаюсь созданием игры как продукта. Для этого есть специальные люди, у которых «голова по-другому работает». А вот обеспечить правовую и административную поддержку проекта — это да, мое. Творческая работа — нет. Периодически я играю в игры. Во все наши, в те, которые рекомендуют коллеги. Но исключительно как обычный игрок», — признается он.

В настоящее время коллектив Alawar насчитывает порядка ста человек. Они сосредоточены в двух городах: в Новосибирске — студия разработки и административный аппарат, в Барнауле — вторая студия разработки, мастера которой и создали популярного «Бехолдера».

В прошлые годы «пиковая» численность команды достигала 250 человек. «Лет пять-шесть назад на рынке сложилась ситуация, когда IT-фирмы и игровые компании были вынуждены пойти на уменьшение персонала. В том числе и за счет более четкого позиционирования. Раньше мы, наверное, более широко шли по рынку — старались присутствовать везде и сразу. Сейчас понимаем, какие штуки нам удаются, на них концентрируемся. Соответственно, под определенные проекты «заточен» и штат», — говорит Антон Мудрый. Он поясняет, что есть команда, которая занимается только своим проектом и ничем другим. Когда руководство видит, что продукт близок к выходу на рынок, под эту команду делается другой проект.

Генеральный директор ООО «Алавар.ру» Антон Мудрый

Антон Мудрый вспоминает, что не так давно компании понадобилось открыть счет в Барнауле. «В сотрудничестве с Альфа-Банком получилось открыть счет в этом городе, не выходя из новосибирского офиса. Я могу сказать, что ни один из известных мне банков в Новосибирске вряд ли в состоянии такое сделать», — отмечает Антон Мудрый.

Быть в тренде

На вопрос о том, можно ли как-то предугадать продукт, который придется по вкусу пользователю, Антон Мудрый смеется: «Если бы был такой секрет… У нас есть отдел маркетинга, который отслеживает все, начиная от настроения детей в детском саду, потому что это наши будущие пользователи, и заканчивая большой политикой, поскольку она формирует общественное мнение. Под стать имеющимся в обществе настроениям, Alawar старается прогнозировать те сюжеты, которые команда затем в играх реализует. Смотрим, что выпускают наши коллеги по цеху, отслеживаем, что у них «заходит», а что нет», — добавляет он. При этом, по словам Антона, доля случайности в этой индустрии велика. Есть мини-студии, которые собрались буквально втроем, сделали проект, а он «выстрелил». Например, Papers Please («Документы, пожалуйста»). Сюжет заключается в том, что работник пропускного пункта контролирует поток людей между неприятельскими странами. Игра, созданная буквально одним человеком, стала хитом и до сих пор продается.

«Мы выпускаем наши игры на всех платформах, какие только есть: на консолях, мобильных устройствах, стационарных ПК. Что касается географии работы — делаем продукты для всего мира. Сами, через партнеров. Например, «Бехолдер» переведен уже на 12 языков, включая корейский и китайский», — говорит Антон Мудрый. Он поясняет, что если проект выходит на рынок, и его аудитория принимает, компания начинает его развивать, выпускает вторую, третью части. Так, например, в проекте «Братья Викинги» выходит уже пятая часть. К слову, «Братья Викинги» — пример популярной казуальной игры. Еще одна свежая игра в этом сегменте — «На рыбалку».

«У казуальных игр ниша своя осталась, — объясняет собеседник «КС». — Есть люди, которые просто в силу своих убеждений или потому, что у них нет времени и желания разбираться в более сложном управлении, предпочитают казуальные игры. Например, в метро по дороге на работу или домой».

«Сейчас основная аудитория Alawar, на которую ориентированы мидкорные проекты, — активные люди средних лет. Проблематика, которая поднимается в «Бехолдере», требует уже определенной зрелости, какого-то жизненного опыта. Данный проект предполагает более философское отношение к игре. Обдумывание, — делится Антон Мудрый. — При этом мы учитываем и интересы подростков, которых увлекает сам игровой процесс — механика. Для них Alawar выпустил свой продукт. Проекты, которые мы ищем сегодня, предполагают нацеленность на разные категории игроков. Я вот, например, под разное настроение играю в разные игры. У нас нет статичного образа игрока», — подводит итог герой материала.

Отметим, что сюжет «Бехолдера» заключается в том, что мелкий чиновник со своей семьей получает квартиру на цокольном этаже в доходном доме. Его ставят вместо предыдущего управляющего, который не справился со своей работой. Главный герой — Карл Штайн — получает задание от правительства: следить за квартирантами, доносить на них за любую провинность, искать улики, чтобы дать повод для ареста… В игре на любого жильца дома можно составить досье.

Горизонты

Новосибирские разработчики скоро планируют выводить новую часть хита «Бехолдер» на бета-тест (интенсивное использование почти готового продукта для выявления возможных ошибок). Итоговый проект будет запущен во втором полугодии 2018 года.

В настоящее время Alawar не привлекает заемных средств, компания развивается на собственные. «Мы знаем, что Альфа-Банк готов нам предложить кредиты на привлекательных условиях, и это знание нам греет душу, — признается Антон. — Но на сегодняшний день такой необходимости просто нет». Вместе с тем молодой человек уверен, что сотрудничество компании и Альфа-Банка продолжит активно развиваться. «Мы подписаны на все рассылки от Альфы, таким образом узнаем о новых продуктах. Наверняка воспользуемся одним из предложений», — заключает Антон Мудрый.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ