Доедет ли аэроэкспресс до Новосибирска?

В проекте «Городская электричка», который начал активно разрабатываться перед губернаторскими выборами, помимо решения транспортных проблем отдаленных спальных жилмассивов Новосибирска в дальнейшем планируется приступить к организации железнодорожного экспрессного сообщения из центра города до международного аэропорта «Толмачево». «КС» проанализировал аналогичные проекты в других крупных региональных центрах России и выяснил, какие препятствия могут встать на пути реализации столь заманчивого проекта, существенно повышающего престиж Новосибирска.

Как ранее писал «КС», на прошедшем в марте совещании по развитию метрополитена и проекта «Городской электрички» с участием первых лиц регионального правительства и мэрии города обсуждались возможности организации железнодорожного сообщения между вокзалом «Новосибирск-Главный» и аэропортом «Толмачёво», по примеру московских аэроэкспрессов. Уже сама постановка вопроса свидетельствует о том, что такой инструмент перевозки авиапассажиров вскоре встанет в повестку дня областного центра. Однако не все так просто. Запуск аэроэкспресса сопряжен с решением многих сложных организационных, технических и финансовых вопросов. Условием его реализации является безубыточность проекта, если к нему будет подключена компания ООО «Аэроэкспресс» — ведущий отечественный перевозчик в аэропортах Московского узла. Либо необходимо будет решать вопрос компенсации затрат во время эксплуатации этого маршрута.

Регионы не вытягивают экспресс

 Рост интереса к реализации проектов аэроэкспресса на территориях нестоличных агломераций (скоростного железнодорожного сообщения между аэропортом и центром города) пришелся на текущее десятилетие, когда Российская Федерация стала «хозяйкой» ряда крупных международных мероприятий. В планах подготовки транспортной инфраструктуры городов к проведению этих важнейших событий закладывалось строительство новых аэровокзальных комплексов и аэроэкспрессного сообщения. Эти объекты весомо поднимали статус принимающей стороны. Расходы на сооружение аэровокзалов и терминалов, а также железнодорожных линий к ним финансировались из бюджетов разных уровней, а компанией-перевозчиком выбирали ООО «Аэроэкспресс», как имеющую большой опыт работы по обслуживанию пассажиров московского авиаузла.

Впрочем, самая первая попытка запуска аэроэкспресса в нестоличный аэропорт относятся еще к началу прошлого десятилетия. Маршрут электропоезда связал станцию «Свердловск Главный» и екатеринбургский аэропорт «Кольцово».

В 2012 году к саммиту организации Азиатско-Тихоокеанского Экономического Сотрудничества (АТЭС) во Владивостоке было создано скоростное железнодорожное сообщение между аэропортом «Кневичи» и центром приморской столицы.

В следующем 2013 году ООО «Аэроэкспресс» начало работу в Казани в канун летней Универсиады — XXVII Всемирных студенческих игр. Новая скоростная железнодорожная линия соединила международный аэропорт «Казань» и железнодорожный вокзал, который, в свою очередь, потребовал серьезной реконструкции, в том числе создания высокого перрона и лифтов для маломобильных категорий пассажиров. Гости игр, среди которых был и Президент РФ Владимир Путин оценили этот вид транспорта в первый день спортивных состязаний.

Казанский аэроэкспресс потребовал большого объема инвестиций. Фото Александра Колпакова

Также перед зимней Олимпиадой в Сочи в 2014 году было открыто скоростное движение электропоездов между центральным вокзалом Сочи и аэропортом «Адлер».

Впрочем, предстоящий Мундиаль, который начнется в июне 2018 года, не потребовал строительства новых линий экспрессного движения во всех городах, принимающих футбольные матчи чемпионата. Организаторы, в большинстве случаев, решили обойтись специальными автобусными маршрутами. Исключением стала Самара, где во время проведения в июне-июле текущего года игр чемпионата мира по футболу будут курсировать электропоезда между новым аэровокзальным комплексом «Курумоч» и центральным вокалом. Правда, этот маршрут с натяжкой можно назвать экспрессным. Он включает 6 промежуточных остановок, а продолжительность следования составит 1 час 20 минут.

Однако на пути дальнейшей работы аэроэкспресса после проведенных мероприятий встали финансовые проблемы. Эксплуатация экспрессных маршрутов оказалась слишком убыточной. Расчет на высокий пассажиропоток между аэропортами и центрами городов не оправдался – заполняемость электропоезда оказалась низкой. Даже оптимизация расписания в сторону уменьшения частоты и увеличения интервалов ничего не дала. А полученные убытки не были компенсированы полностью региональными властями. По информации ООО «Аэроэкспресс», убытки в Казани после Универсиады составили в 2014 году 62 млн руб., а во Владивостоке 130 млн рублей. Коммерческий перевозчик вынужден был отказаться от работы в Казани, Владивостоке и Сочи.

Созданная железнодорожная инфраструктура была передана местным перевозчикам – пассажирским компаниям, в капитале которых участвуют регионы. Аэроэкспрессы трансформировали в обычные пригородные маршруты электричек. Как происходит подобная конверсия хорошо иллюстрирует пример Казани. Под скоростное железнодорожное сообщение здесь в международном аэропорту «Казань» был построен вокзальный терминал, к которому протянута эстакада. Фактически с нуля построена новая железнодорожная ветка протяженностью 20 км. Пассажиров обслуживали два электропоезда «Ласточка», которые с интервалом в один час отходили от перрона. Тариф аэроэкспресса составлял 200 рублей, а время в пути всего 20 минут.

В 2015 году компания «Аэроэкспресс» ушла из республиканской столицы и передала местному перевозчику маршрут между аэропортом и железнодорожным вокзалом «Казань-Пассажирская». Затем в расписании электрички появились пять промежуточных остановок, время в пути увеличилось на 10 минут. Поскольку местный перевозчик (АО «Содружество») субсидируется республиканскими властями, установлен конкурентоспособный с автобусом, курсирующем на этом плече, тариф. Однако количество рейсов электрички сокращено до 5 в сутки. Это не слишком удобно для большинства авиапассажиров. Они не могут воспользоваться электропоездом по прилету в Казань или подъехать в аэропорт к вылету.

Аналогичные изменения произошли и во Владивостоке. Электропоезд, следующий в аэропорт «Кневичи» также теперь делает ряд промежуточных остановок, а интервалы между электропоездами достаточно велики, чтобы было удобно пользоваться этим видом транспорта.

«Опыт работы аэроэкспрессов в городах-миллионниках РФ, таких как Екатеринбург, Казань, показал, что без государственных субсидий из бюджета не обойтись. При организации и создании аэроэкспресса нужно придерживаться определенной идеологии – его суть в экспрессности движения, у него должен быть свой пассажир. Если делать обычную электричку со всеми остановками, то поток  авиапассажиров снизится до минимума», — считает президент Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири Сергей Максимов.

Гостей казанской Универсиады-2013 обслуживали современные электропоезда «Ласточка». Фото Александра Колпакова

С ним соглашается заместитель председателя комитета по транспорту Законодательного собрания Новосибирской области Сергей Титков. «Если смотреть на пример московского авиаузла, то на ряде направлений имеется как экспрессное движение, так и работают пригородные электрички, которые имеют промежуточные остановки. У каждого из них свой пассажир. Еще один важный момент, на который стоит обратить внимание — регулярность и небольшой интервал. В аэропорту «Толмачево» пик пассажиропотока придется на утренний и вечерний периоды, в дневные и ночные часы затишье», — поясняет Титков.

Генеральный директор аэропорта Толмачево Евгений Янкилевич также ранее выделял условия, при которых запуск аэроэкспресса мог бы быть оправданным. «Мы считаем, что аэроэкспресс в Новосибирске имеет право на существование. Но это должен быть маршрут, к примеру, с железнодорожного вокзала Новосибирск-Главный до аэропорта Толмачево. И в том случае, если пассажиропоток аэропорта достигнет 8–10 млн пассажиров, а стоимость проезда на такси от центра города до аэровокзала будет составлять не менее 1000 рублей. Два данных фактора уже могут создать экономические предпосылки для появления в городе аэроэкспресса», — отмечал Евгений Янкилевич.

 Енисейский полуэкспресс

 Впрочем, в Красноярске к решению вопроса об аэроэкспрессе подойдут с учетом накопленного отечественного опыта. При подготовке к XXIX зимним студенческим играм, в транспортной схеме обслуживания гостей Универсиады не предусматривались затраты на организацию аэроэкспресса.

Но все в один момент изменилось 7 февраля текущего года во время визита Владимира Путина. На совещании в красноярской краевой администрации с участием Президента РФ заместитель министра транспорта РФ Николай Асаул отметил, что принято решение о нецелесообразности создания скоростного железнодорожного сообщения между городом и воздушной гаванью. Для обслуживания гостей зимней Универсиады приобретут 150 автобусов на средства из федерального и краевого бюджетов. «С учетом опыта Владивостока и Казани, где загруженность этих веток недостаточная, было принято решение о нецелесообразности появления аэроэкспресса в Красноярске», — отчитался чиновник Минтранса.

Но Владимир Путин не поддержал такую позицию. «В Красноярске населения более миллиона. Нельзя сравнивать по загрузке Красноярск с Владивостоком. Красноярск – город-миллионник. Прошу вас вернуться к этому еще раз», — призвал чиновников Президент РФ.

Сегодня уже можно говорить в деталях о мероприятиях по организации маршрута аэроэкспресса между красноярским аэропортом «Емельяново» и центром краевой столицы. Как сообщает региональный Минтранс, компанией «Базовый элемент» совместно с Красноярской железной дорогой подготовлено технико-экономическое обоснование и финансовая модель. Предварительная стоимость проекта оценивается в 7,3 млрд руб. Проектируемый вариант красноярского аэроэкспресса предполагает строительство железнодорожной ветки от аэропорта до железнодорожной станции «Бугач» на Транссибирской магистрали в городской черте Красноярска, протяженностью 34 км. Планируемая ветка будет иметь двойное назначение,  маршрут рассматривается не только для перевозки авиапассажиров, но и как магистраль  для перевозки грузов, что позволит развивать грузовой хаб на базе аэропорта «Емельяново». Этот вариант поддерживает Красноярская железная дорога. Проект грузопассажирской ветки позволит сделать его окупаемым в отличие от создания аэроэкспресса при существующих объёмах пассажиропотока аэропорта.

Аэропорт Толмачево в перспективных планах проекта «Городская электричка»

Также в проекте предполагается создать остановочные пункты для электропоездов на территории пригородного Емельяновского района. Это, как считают железнодорожники, обеспечит приток дополнительных пассажиров. Таким образом, после зимней Универсиады красноярский аэроэкспресс будет подхватывать пассажиропотоки крупных населенных пунктов пригородного района краевого центра, не только авиапассажиров и работников аэропорта. Это будет интересный опыт, который войдет в копилку разных моделей организации скоростного железнодорожного движения Российской Федерации.

Как нам организовать толмачевский экспресс

 Сегодня «Толмачево» является одним из самых динамично развивающихся аэропортов страны. В прошлом году здесь был установлен своеобразный рекорд. Количество авиапассажиров, обслуженных новосибирской авиагаванью, составило более 5 млн человек. Прирост пассажиропотока, по сравнению с предыдущим периодом составил 22,2%. При этом опережающими темпами росло количество трансферных пассажиров, по итогам 12 месяцев оно увеличилось на 52% и составило 1 млн человек, их доля в общем пассажиропотоке достигла 20%. Согласно обнародованных планов, строительство нового терминального комплекса поможет увеличить пропускную способность аэропорта еще на 30%.

«Сегодня ООО «Аэроэкспресс» как перевозчик оценивает свою рентабельную работу при пассажиропотоке обслуживаемого аэропорта в 7-8 млн авиапассажиров. Международный аэропорт «Толмачево» все больше работает как  транзитный аэропорт, то есть из 5 млн обслуживаемых им пассажиров в город Новосибирск поедут только 4 млн, 20% — это транзитники, которые пересаживаются на другой рейс. Важно понимать, что пока не будет достигнут уровень в 7 млн безтрансферных авиапассажиров об аэроэкспрессе говорить не стоит. Это позиция и РЖД, и руководства «Толмачево» и экспертного сообщества. То есть не раньше, чем через 3-4 года. В этом вопросе также важна идеология проекта экспресса. Если делать обычную электричку со многими остановками, то авиапассажир на такой транспорт не пойдет. Суть в том, что должно быть организовано экспрессное сообщение с городом», — отмечает Сергей Максимов.

С таким подходом согласен Сергей Титков. По его мнению, если поток будет составлять условно 7-10 млн авиапассажиров, то тогда можно рассматривать вопрос организации аэроэкспресса. «Пока этот уровень не достигнут. Кроме того, надо посмотреть, насколько «Новосибирск Главный» удобен для условного пассажира, который живет в 5-6 микрорайоне? Поедет ли он на аэроэкспрессе, чтобы затем пересаживаться на наземный общественный транспорт? Или выберет другой вид транспорта и другую возможность трансфера из аэропорта».

В свою очередь руководитель АвтоМото ассоциации Алексей Носов отмечает, что если же сравнить аэропорты Сочи и Казани, где был построен аэроэкспресс, то они значительно уступают в пассажиропотоке «Толмачево».  Осуществление проекта, по его мнению, начнется «тогда, когда появляется политическая воля, когда идея найдет понимание у руководства региона».

Также стоит отметить, что ряд экспертов не видит ничего предрассудительного в том, если будут организованы несколько промежуточных остановок электрички. По их мнению, расстояние от «Новосибирска Главного» до а/п «Толмачево» возможно в таком случае преодолевать за 35 минут. А по наполнению автобуса №111 видно, что он загружается, начиная с города Обь, выезжая полупустым из Толмачево. Поэтому аэроэкспресс может лишиться приставки «экспресс» и работать в обычном режиме. Промежуточные станции на Экспоцентре, площади Труда, совмещенной с перспективной трамвайной эстакадой в составе реализуемого проекта Центрального моста через Обь, только добавят дополнительный пассажиропоток и сделают проект рентабельным.

Популярность аэроэкспресса в московском узле потребовала эксплуатации 2-этажных электропоездов. Фото Александра Колпакова

Об этом же ранее говорил и Евгений Янкилевич. Он также отмечал, что по его мнению более жизнеспособный проект — комфортабельный электропоезд, который шел бы от города Искитима до станции Обь с ограниченным количеством остановок, то есть проходил бы через весь город, с максимальной скоростью доставляя пассажиров в том числе в аэропорт Толмачево.

Впрочем, как отмечает Сергей Титков, преимущества московских аэроэкспрессов состоит в том, что по многим направлениям там уже была создана соответствующая железнодорожная инфраструктура. «В Толмачево такой готовой инфраструктуры под пассажирское железнодорожное сообщение нет, ее придется создавать фактически заново», — отмечает Сергей Титков.

Новый аэровокзальный комплекс аэропорта «Емельяново» к Универсиаде-2019 дополнят аэроэкспрессом

С ним соглашается Сергей Максимов. «Для проекта аэроэкспресса это будут достаточно серьезные вложения. Приспособить существующую железнодорожную ветку под пассажирское движение не представляется возможным. Она не соответствует нормативам, например, по радиусам кривых, потребуется серьезная реконструкция, возможно создание пересечений с автомагистралью в разных уровнях. И вдобавок для окупаемости проекта нужен существенный пассажиропоток», — резюмирует эксперт.

Впрочем, сегодня в одном из крупнейших аэропортов страны «Пулково» в Санкт—Петербурге при объеме 15-16 млн авиапассажиров до сих пор не начато строительство аэроэкспресса, его перенесли на период после футбольного чемпионата мира. Во время дискуссии, которая предваряла проектный этап активно высказывались предложения, что  для связи с городской инфраструктурой наряду с экспрессным движением электропоездов хорошим вариантом могла бы стать линия легкорельсового транспорта (ЛРТ/трамвая). Но сегодня вопрос о начале строительства аэроэкспресса решен положительно. Маршрут перспективного аэроэкспресса протянется от аэропорта «Пулково» до Витебского вокзала Санкт-Петербурга.

Сегодня Новосибирск, как в свое время и северная столица, пока дозревает до аэроэкспресса. А текущий период и дискуссия, которая приурочена к предстоящим выборам, наверняка станут продуктивными для перспективного проекта.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ