История русского искусства из Третьяковской галереи

Ходить на выставки — прогрессивный культурный тренд. Новосибирск в этом плане предоставляет разнообразные возможности, от небольших частных салонов до новых современных галерейных пространств и классических музеев. Выставка русской живописи из фондов Третьяковской галереи в Новосибирском государственном художественном музее привлекла внимание зрителей, только за первый месяц работы ее посетили более 10 тысяч любителей искусства. «КС» побывал на открытии и поговорил с куратором выставки, научным сотрудником отдела живописи второй половины XIX — начала XX века Третьяковской галереи НАДЕЖДОЙ МУСЯНКОВОЙ.

 — Надежда Александровна, какова основная идея экспозиции?

— В данном случае темой выставки является историческое событие эвакуации Третьяковской галереи в Новосибирск в годы Великой Отечественной войны, поэтому первая, главная идея — показать работы, которые находились в эвакуации. Подобная выставка уже была реализована в 1993 году, она состояла из 25 произведений, и все они когда-то уже побывали в вашем городе. Было бы несправедливо повторяться по составу, нам хотелось показать произведения, которые новосибирцы еще не видели. И, конечно, нам хотелось сделать красивую выставку, чтобы люди получили удовольствие.

— Выставка обладает и познавательным потенциалом?

— Любознательный зритель, безусловно, сможет получить и новые знания. Мы старались в этой выставке показать процесс развития русского искусства, поэтому она подбиралась по хронологии и жанрам. Натюрморт прослеживается с середины XVIII века, мы видим в экспозиции работу талантливого автора Ивана Хруцкого. Далее следует обратить внимание на прекрасную картину ярчайшего представителя русского импрессионизма Константина Коровина: он тоже рисует цветы и фрукты, но это уже совсем другая манера — легкая и воздушная, другой этап развития жанра. Линия заканчивается натюрмортом Юрия Пименова, для которого эта работа, может быть, и нехарактерна, но она показывает начало оттепельного периода в русском искусстве. Война осталась в прошлом, и эти фрукты и овощи, которые лежат на первом плане, тончайшие ломтики ветчины, птица с белыми перьями и такая мирная сценка с участием жены художника передают атмосферу больших надежд.

— Расскажите, пожалуйста, и о портретной линии экспозиции.

— Линия портрета начинается с шедевра кисти Дмитрия Левицкого, одного из лучших мастеров российской портретной живописи. Кстати, это самое ранее произведение из представленных на выставке. Его героем стал галантный кавалер Александр Ланской, фаворит Екатерины Второй. На мой взгляд, стоит обратить внимание и на работу Ивана Крамского, создавшего портрет известнейшего, любимейшего в России писателя Мельникова-Печерского, который в свою очередь вдохновил на создание ряда жанровых картин другого большого художника — Михаила Нестерова. Конечно, на новосибирской выставке представлен и великий русский портретист Илья Репин. В его исполнении можно увидеть портрет знаменитого русского композитора, члена балакиревского кружка «Могучая кучка» Цезаря Кюи, который был при этом крупным ученым в области фортификации и генерал-инженером. В следующем году мы готовим персональную выставку Репина в Третьяковской галерее, а потом она будет показана в знаменитом парижском музее изящных искусств Пти-Пале. Советский период представлен портретом скульптора Ивана Шадра кисти Нестерова и портретом народной артистки Дарьи Зеркаловой авторства Бориса Иогансона — в последней, уже послевоенной работе заметно становление стиля соцреализма.

— И наконец, столь любимый зрителями пейзаж. Какие работы этого жанра представлены на выставке?

— Пейзажная живопись представлена работами целого ряда авторов, начиная от Сильвестра Щедрина и заканчивая Витольдом Бялыницким-Бирулей. В этой линии есть и реалистические картины передвижников Шишкина, Саврасова, Левитана, и произведения авангардистов, бывших соратников по группе «Бубновый валет» Александра Куприна и Василия Рождественского. Это уже совсем другая техника, другие формы, иное восприятие пространства и времени.

— Как бы вы описали выставку в целом?

— На мой взгляд, выставка получилась цельной, компактной и при этом рассказывающей об истории русского искусства на понятных и доступных примерах.

— Можно сказать, получилась такая машина времени в музейных залах?

— Идея времени как философской категории начинает все больше интересовать художников именно с начала XVIII века. До этого, в Средние века, время воспринималось циклично, позже возникло ощущение истории как эволюции, имеющей этапы развития. Эта идея времени и ощущение себя во времени отражены в работах русских художников, представленных на нашей выставке.

— Дыхание истории чувствуется и в документальной части выставки?

— Мы привезли также фотографии, документы, письма, воспоминания, свидетельствующие о героическом периоде экстренного вывоза наиболее важной части музейного собрания в Новосибирск. Тогда, в годы войны, ни одно произведение не пострадало благодаря выдержке и мужеству сотрудников галереи. И сегодня мы благодарны коллегам из Новосибирского государственного художественного музея за готовность к сотрудничеству и высокий профессионализм. Выставка продлится до 1 июля.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ