Управляющие ставят на технологии

Будущее на рынке коллективных инвестиций обеспечено участникам рынка, которые крайне быстро адаптируются к новым реалиям. Чтобы остаться на плаву, управляющим необходимо  занять место на стыке двух отраслей — инвестиционной и технологической.

Финансовый мир меняется. Многие услуги уходят в Интернет, становятся более высокотехнологичными. Управляющие компании следуют общему тренду, внедряя инновации.

Совет от робота

Несколько лет назад в мир управления активами вторглась новая услуга — робоэдвайзинг, или автоматическое консультирование инвесторов. В 2010 году стартапы Betterment и FutureAdvisor первыми вывели этот сервис на рынок, в 2011-м аналогичную услугу запустили компании Wealthfront и Personal Capital, а еще через несколько лет конкуренцию им составили Vanguard, Charles Schwab и другие всемирно известные фонды. Газета РБК приводит цифры исследовательской компании Aite Group. Еще в 2015 году глобальная индустрия робоэдвайзинга показала рост на 200%.

Банк России в 2016 году оценил совокупный объем активов под управлением роботов-консультантов в $50 млрд по всему миру.

«Альфа-Капитал» решила не отставать от мэтров и стала последовательно применять методы автоматического консультирования, открыв для них дорогу на российский рынок управления активами к своим клиентам.

Так как же именно робот дает советы инвесторам? Фактически за пять-семь лет с момента своего зарождения робоэдвайзинг преодолел несколько этапов развития.

В каждой компании сервис реализован по-разному. Впрочем, речь идет об онлайн-сервисе, который помогает клиенту сначала сформировать портфель, а потом максимально эффективно им управлять. Приблизительно взаимодействие человека с алгоритмом выглядит следующим образом. Клиент отвечает на вопросы системы. Она определяет его риск-профиль исходя из инвестиционных целей, отношения к риску, наличия свободных средств и прочих предпочтений. После этого инвестору предлагается определенный портфель. Если продукт его устраивает, то далее алгоритм добавляет или убирает определенные бумаги из портфеля, реагируя на изменения ситуации на рынке.

Интересно, что во всем мире робоэдвайзинг начал использоваться не только в массовом сегменте, но и при управлении капиталом состоятельных частных инвесторов. Его запустил даже швейцарский UBS, который традиционно предпочитает работать с крупными клиентами. Появились гибридные варианты робоэдвайзинга, сочетающие в себе опции автоматического управления инвестиционным портфелем с живыми консультациями специалистов-людей. Практика показала, что многие инвесторы не готовы решать все вопросы в автоматическом режиме, даже если технологии это позволяют. Должно пройти время, прежде чем психологический барьер будет преодолен.

Впрочем, век роботов-консультантов в их сегодняшнем понимании может быть недолгим. Компания Orion недавно представила продукт под аббревиатурой ASTRO — это своеобразный симбиоз автоматического консультирования и налогового планирования по принципу «два в одном». «Альфа Капитал» намерена изучать возможности по применению нового сервиса в России.

Счет по Интернету

Впрочем, робоэдвайзинг для России пока остается сервисом будущего. В этом контексте стоит рассказать про еще одну возможность, которая появилась у инвесторов несколько лет назад и уже активно используется будущими клиентами.

Несколько лет назад у российских компаний появилась возможность открывать брокерские счета в режиме онлайн без посещения офисов. Достаточно ввести свои данные: помимо паспортных, СНИЛС или ИНН. Это практически сразу же ощутимо повлияло на бизнес управляющих компаний. Благодаря тому что дистанция между провайдерами и покупателями инвестиционных услуг сократилась до нескольких кликов, мы получили кратное расширение потенциальной аудитории и дополнительные притоки средств. К тому же у всех участников рынка появились стимулы для корректировки своих стратегий развития с акцентом на онлайн-составляющей.
Профессиональное сообщество едва успело привыкнуть к названиям государственных информационных систем ЕСИА и СМЭВ, с помощью которых проходит идентификация новых клиентов. И вот уже на повестке дня стоит следующий вопрос — внедрение процедур биометрической идентификации. Эта задача находится в фокусе внимания ЦБ, и мы просим регулятора привлечь к ее решению в том числе небанковские организации наряду с банками. Управляющие компании, на наш взгляд, также будут активно использовать связанные с этим новые возможности.

Если отодвинуть горизонт прогнозирования еще на несколько лет вперед, то можно констатировать, что сфера управления активами стоит на пороге квантового скачка, связанного с интегрированием в нашу работу технологий искусственного интеллекта.

По сути, мы уже вплотную к этому подошли. Те же роботы-консультанты умеют самообучаться, чтобы точнее оценивать риск-профиль инвестора и подбирать самые эффективные стратегии управления капиталом. Для этого они «научились» задавать дополнительные вопросы и с разрешения клиента собирать информацию о нем из соцсетей. Пока еще роботы не способны корректировать собственные алгоритмы принятия решений, задаваемые людьми. Но похоже, что и этот момент не за горами.

Самообучающиеся машины

Крупные участники рынка постоянно экспериментируют с элементами искусственного интеллекта. Все более сложными становятся используемые алгоритмы, постоянно растут объемы обрабатываемой информации. Ключевые задачи очевидны — повысить доходность портфелей клиентов и понизить общий уровень риска, формировать инвестиционные предложения с максимальным фокусом на персональные потребности клиентов, а также минимизировать влияние субъективных факторов на инвестиционный процесс.

Недавно в «Альфа-Капитале» было разработано и предложено клиентам инвестиционное решение на базе механизмов машинного обучения (machine learning). Оно сочетает в себе методы нейросетевого прогнозирования с анализом большого количества информации о клиенте и ключевых экономических индикаторов.

Мы исходили из того, что инвесторы проводят первичный поиск информации перед заключением сделок. По этой причине анализ обезличенных данных о той или иной активности в Интернете, например, запросы по инфляции или определенной статистике, позволяет судить о доминирующих на рынке настроениях. Базовыми активами для нашего инвестиционного решения служат главный американский фондовый индекс S&P 500 и индекс динамики цен краткосрочных корпоративных облигаций. И это лишь один из множества точечных примеров использования новейших технологий в нашей индустрии.

НА ПРАВАХ РЕКЛАМЫ
ООО УК «Альфа-Капитал»

Новосибирск, Каменская, 7
8 (383) 347–50–50
Источник информации и информация об активах https://www.alfacapital.ru/
Раскрытие информации https://www.alfacapital.ru/disclosure/company/
* Рейтинг РА «Эксперт» (raexpert.ru/ratings/managing/).
** Персональное банковское обслуживание

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@sibpress.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ