Курортный Интернет

Горнолыжный курорт Шерегеш в разгар «бархатного сезона» стал еще более привлекательным для туристов. На территории курорта появились дополнительные базовые станции стандарта 4G. Это нужно для обеспечения стабильного покрытия скоростного мобильного Интернета на территории всей курортной зоны, включая вершину горы Курган и южный склон горы Мустаг. Инициатором проекта выступила компания Tele2, которая успешно его и реализовала. В запуске новых станций участвовал лично директор макрорегиона «Сибирь» компании Tele2 ДМИТРИЙ КРОМСКИЙ, который рассказал читателям «КС» о том, как и зачем операторы связи развивают скоростной Интернет на курортах и в целом на территории Сибири.

— Дмитрий, каким оказался 2017 год для вашего рынка и в целом компании?

— Весь прошлый год для Tele2 (и макрорегион «Сибирь» — не исключение) прошел под знаком увеличения зоны покрытия и скорости мобильного Интернета. Мы видим, что эта услуга на базе быстрого мобильного Интернета весьма востребована, и постоянно работаем над повышением качества, делая основной упор на сеть 4G.

В начале 2017 года мы планировали запустить сеть LTE в 13 регионах. Однако нашли возможность сделать этот план более масштабным: за год мы запустили сети LTE с нуля в 25 регионах, а в 13 регионах с действующими сетями расширили зону покрытия. В Сибири мы запустили сети в Омской области (это случилось почти год назад, 6 апреля), в Томской области и Алтайском крае. В Новосибирской и Кемеровской областях мы в разы увеличили количество базовых станций и, как следствие, скорость и покрытие 4G. В январе этого года мы завершили череду запусков LTE в Сибири Красноярским краем.

— Активный запуск LTE — это значительные инвестиции, тем более в текущих экономических условиях. Но тем не менее, вы на это пошли. Что помогло вам перевыполнить план?

— Первое — модернизация оборудования в 2014–2015 гг. Обновляя сеть GSM, мы ставили блоки LTE-Ready: пара дополнительных плат, обновление ПО и базовая станция готова работать в стандарте LTE. Это ускорило и удешевило строительство. Фактически мы «отрезали» невостребованные или мало востребованные полосы частот от сети GSM: часть диапазона, выделенного под голос, можно при низкой загруженности частично передать мобильному Интернету. Мы так и поступили.

— В последнее время операторы связи все меньше говорят про голосовые услуги и все больше — про передачу данных. Какова ваша позиция по этому поводу и как, на ваш взгляд, будет развиваться рынок?

— Несмотря на то что сейчас много кто говорит об уходе абонентов в Интернет и мессенджеры, традиционные голосовые и SMS-услуги хоронить пока еще рано. Во всяком случае, в России. У нас в сети все еще много простых кнопочных устройств, которые поддерживают только 2G. Несмотря на то что доля пользователей 3G и LTE растет, еще есть люди, которые пользуются только голосовой связью, поэтому мы в ближайшие года три-четыре будем поддерживать все три технологии. А дальше посмотрим, что будет. Например, в Германии операторы вообще отказались от 2G, оставив только 3G и 4G, когда проникновение смартфонов стало подавляющим, необходимость в сети 2G просто пропала. А есть опыт скандинавских стран, которые отказались от 3G, оставив 2G для голоса и 4G для мобильного Интернета. Какая из этих моделей предпочтительнее для нас и не лучше ли придумать что-нибудь свое — покажет время.

На текущий момент 64% мобильного интернет-трафика в макрорегионе «Сибирь» проходит через сети 3G, 34% — в LTE, на GSM приходится меньше 2%. Как мы и говорили, стандарт 3G остается популярным, и эту сеть тоже надо поддерживать. Хотя доля абонентских устройств с поддержкой 4G постоянно растет: в среднем по Сибири их около 27%, а в некоторых регионах уже больше трети. Думаю, скоро в нашей базе будут преобладать смартфоны с поддержкой 4G/LTE.

— Давайте коснемся таких важных для любого оператора связи параметров, как частоты, покрытие и скорость. Каких подходов вы придерживаетесь?

— Строя сеть LTE, мы концентрировались на частотах в 800 и 1800 мегагерц — как показывает опыт, «низкие» диапазоны выгоднее во многих отношениях. Прежде всего, с точки зрения покрытия. Станция LTE-800 дает устойчивый сигнал в радиусе 12 километров, что намного больше, чем на «традиционном» для России диапазоне 2600 МГц. Скорость в нем, конечно, больше, но за это приходится расплачиваться зоной покрытия и качеством сигнала в помещениях. Могу привести личный пример: в полуподвальном помещении (в которых в нашем городе располагается много заведений общественного питания) до запуска станции LTE-800, по моим наблюдениям, был едва-едва EDGE (стандарт передачи данных в 2G. — «КС»), а после — стабильный LTE со скоростью 20–25 мегабит в секунду. А что до скорости — знаете, сколько достаточно большинству для комфортной работы с мобильным устройством, просмотра видео и так далее? 1,5 мегабита в секунду. LTE отличается не столько пиковыми скоростями, сколько большой пропускной способностью и одновременным обслуживанием большего числа абонентов в радиусе. Если, например, поставить базовую станцию 3G, на ней смогут работать, условно, 100 человек. С LTE их будет уже в два-три раза больше.

— Что может мешать подключиться к LTE?

—Три варианта — нет покрытия, не подходит гаджет, не подходит SIM-карта. Если говорить про покрытие — мы сделали достаточно много, чтобы свести эту проблему, наверное, к минимуму. И если брать статистику нашей сети, чаще всего подключиться к LTE не позволяет именно телефон. Но здесь есть очень хорошая динамика — устройства постепенно заменяются, доля LTE-гаджетов растет в среднем на 12–15 п. п. в год. Есть еще абоненты, чьи телефоны поддерживают 4G, а SIM-карты нет — достаточно заменить карту, чтобы переключиться на сеть нового поколения.

Есть одна история с абонентом, который очень долго отказывался менять SIM-карту и при этом пользовался «пакетом» с возможностью переноса остатков. И у него с каждым месяцем неистраченные остатки все копились, копились, копились… А потом он все-таки поменял карту, подключился к LTE — в первый же месяц у него «улетел» почти весь запас. А потом он и вовсе переключился на более «тяжелый» тариф с большим объемом включенных услуг.

— Почему вы решили установить новые базовые станции именно в Шерегеше?

— Это общероссийский тренд: в курортных местах растет посещаемость, и еще быстрее растет потребление мобильного Интернета. В горячий сезон мы получаем хороший трафик, и с каждым годом окупаемость становится все лучше и лучше. Поэтому стоит уделять внимание строительству сетей 4G в таких местах, где люди отдыхают, фотографируются, заливают и отсылают видео.

Почему именно Шерегеш? Это популярный горнолыжный курорт, поэтому и необходимо расширение зоны покрытия, включение в нее не только отелей, но и горных склонов, а потом демонстрация всего в деле. И этот курорт далеко не единственный, где растет потребление 4G: в «Бобровом логу» в Красноярском крае оно выросло в 3,5 раза, в Шерегеше — в 1,6 раз, на «Горе Соболиной» примерно вдвое, и так далее. Везде хороший стабильный рост. Дошло даже до того, что Шерегеш показал наибольшую в Сибири долю трафика, передаваемого в сети 4G: она достигла 53%.

— А если посмотреть на это с точки зрения возврата инвестиций?

— Что касается окупаемости и того, что число абонентов на курортах сильно меняется от месяца к месяцу, — это измеряется не столько деньгами, сколько репутацией и сильно улучшает отношение клиентов к оператору. Как правило, на курорты приезжают люди со средним или хорошим достатком, которые пользуются 4G-смартфонами. Им нужен и важен качественный Интернет. Это еще один пример того, как лояльность оказывается дороже затрат: если, например, бизнес-абоненту потребуется расширить зону покрытия на участок, где располагается склад, производственное или административное здание, мы идем на эти инвестиции, потому что в противном случае мы рискуем потерять абонента. А на курорте, где таких клиентов каждый год проходит очень много, вопрос «доволен или недоволен» становится намного острее.

— Говоря о трендах на рынке операторов связи, нельзя не отметить рост востребованности услуги MVNO, то есть появление различных виртуальных операторов связи — от банков до ритейлеров. Как вы оцениваете перспективы этого сегмента рынка?

— Одна из наших основных целей — использовать возможность роста через партнерства. На сегодня больше миллиона абонентов виртуальных операторов у 13 партнеров, в числе которых «Ростелеком», Сбербанк, ОАО «Тинькофф Банк» и так далее. Они работают по модели Full MVNO: так называется схема взаимодействия инфраструктурного и виртуального оператора, когда для создания MVNO предоставляется только инфраструктура, то есть сеть радиосвязи, а все остальное — биллинг, обслуживание и так далее — партнеры обеспечивают самостоятельно. Для малых компаний при открытии своего виртуального оператора связи используется платформа MVNE, где мы берем на себя большую часть работы (вплоть до биллинга и обслуживания), а от них требуются только маркетинг и продажи.

— Имеет ли смысл расширение покрытия за счет совсем небольших населенных пунктов? Где пролегает порог рентабельности?

— Если брать во внимание совсем небольшие населенные пункты с сотней жителей — они нерентабельны, это факт. Их подключение не окупит даже операционных издержек, не говоря уже о строительстве вышек и прочей инфраструктуры, а если, для сравнения, эту же вышку поставить в черте города, чтобы закрыть «белое пятно», — разница получится очевидная. Однако если рассмотреть государственно-частное партнерство, как у нас получилось, например, в Томской области, то можно организовать связь даже в малых поселках. Администрация обеспечивает инфраструктуру для базовой станции, мы вешаем управляющий модуль и антенну — и одной вышки может хватать на несколько поселений сразу. В целом рост вширь будет продолжаться. В частности, сейчас мы рассматриваем различные модели выхода в Горный Алтай.

В этом году точно не успеем развернуть там сети, но в перспективе это возможно. Там, кстати, тоже много курортов, поэтому следует рассматривать не только потребности местных абонентов, но и тех, кто будет приезжать в горы из других регионов.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ