О чём думает Андрей Травников

В декабре врио губернатора Новосибирской области Андрей Травников провозгласил новый порядок взаимодействия городской и областной власти. Согласно предложенной схеме, роль инициатора процессов развития должен взять на себя город, а областное правительство оставляет за собой право одобрять или отклонять проекты. Удалось ли воплотить в жизнь это пожелание и с какими последствиями?

 31 января на традиционной пресс-конференции врио губернатора Новосибирской области Андрей Травников вновь напомнил, что вводит новый порядок взаимодействия города и области, в частности, в новом формате взаимодействия разрабатывается план продолжения строительства метрополитена. Идея состоит в том, что любой значимый для города проект, требующий областного или федерального финансирования, сначала рассматривают городские власти, и только потом правительство области заключает, реализовывать инициативу или нет.

Впервые о новом порядке врио губернатора Новосибирской области Андрей Травников заговорил 15 декабря. Программное заявление было сделано на заседании, посвящtнном выбору места для строительства ледового дворца спорта, в присутствии депутатов городского Совета, спикера Законодательного собрания Новосибирской области Андрея Шимкива, мэра Новосибирска Анатолия Локтя и его главного советника Виктора Толоконского.

Интересно, что Толоконский, бывший мэр и бывший губернатор, возглавлявший Новосибирскую область с 2000 по 2010 год, не видит ничего нового в предложенной Травниковым схеме: «Есть сложившиеся традиции, многие инициативы города направляются в область. Потому что сейчас так устроены межбюджетные отношения, что крупные инвестиционные проекты реализует бюджет субъекта Федерации». Но, например, политолог Владимир Леонтьев придерживается другой точки зрения. «У нас существует негласное соперничество между субъектом и муниципалитетом», — напоминает он. Это соперничество не раз проявлялось в столкновениях и спорах между областью и городом по различным вопросам.

Эксперты называют разные причины, побудившие Андрея Травникова выступить с его инициативой. «Мотивов очень много, в первую очередь это, конечно, выстраивание отношений с городом в преддверии губернаторских выборов. В последнее время они носили несколько натянутый характер. Надо создать единое пространство всех решений. Также это может быть связано с реакцией федерального центра на проволочки в исполнении утвержденных инициатив», — говорит Владимир Леонтьев.

Политолог Владимир Леонтьев напоминает, что «существует негласное соперничество между субъектом и муниципалитетом»,

МОТИВ № 1

«В первую очередь это, конечно, выстраивание отношений с городом в преддверии губернаторских выборов»

 Договориться о мирном сосуществовании с руководством города в лице мэра Анатолия Локтя, по мнению политолога Якова Савченко, не удастся, «так как плоскость его интересов лежит в области губернаторских выборов. Единственный сдерживающий мотив, который имеется у мэра, это оценка собственных шансов в этой ситуации и того, как на это посмотрит администрация президента». Развитие ситуации вокруг проекта продолжения строительства метрополитена в январе-феврале подтверждает, что в рамках предложенной врио губернатора схемы фактически идет предвыборная борьба, причем инициатива добровольно уступлена Травниковым Локтю.

Первый раз заявление о новом порядке взаимодействия области и города врио губернатора сделал в рамках собрания по ЛДС и адресовал депутатам. Второй раз он напомнил журналистам о своей инициативе как раз в контексте публичных высказываний Анатолия Локтя о строительстве метро. 22 января мэр Новосибирска заявил журналистам, что намерен при первой же возможности просить деньги на строительство метрополитена у Владимира Путина. 31 января Андрей Травников намекнул, что сыграл не последнюю роль в начавшемся процессе. По словам врио губернатора, во время зимних каникул он собрал представителей города и области, чтобы наметить приоритетные для Новосибирска проекты. Там впервые прозвучала тема продолжения строительства метрополитена. Поднял ее Анатолий Локоть, инициатива была одобрена Андреем Травниковым. Но 8 февраля президент не услышал о роли мэра в разработке плана продолжения строительства метро. Проект развития метрополитена президенту представил Андрей Травников, инициатор развития метро Анатолий Локоть на встрече не присутствовал.

Мэр Новосибирска Анатолий Локоть и врио губернатора НСО Андрей Травников

«Я попросил более детально проработать технические решения и определить приоритеты, уточнить затраты, разбить на этапы продолжение строительства метро. Оценить готовность проектно-сметной документации», — указал на свою роль в этом проекте врио губернатора на пресс-конференции. Но получилось так, что для широкой публики Травников по собственной инициативе предстал лишь передаточным звеном, транслировавшим главе государства идеи мэра. Такое распределение ролей прямо вытекает из «новой схемы взаимодействия» города и области, которую провозгласил Травников (мэр предлагает, губернатор идет с бумагами дальше). Но политические и политтехнологические эффекты предложенной системы, опробованные в ходе президентского визита, оказались не совсем такими, на какие рассчитывал областной уровень власти.

В рамках нового взаимодействия города и области Андрей Травников предлагал рассматривать проект городской электрички, но между правительством области и мэрией города возникло недопонимание.  Так, на прошедшей 27 февраля встрече со СМИ Андрей Травников заявил, что просил мэрию Новосибирска представить инициативы для разработки проекта городской электрички, но никаких предложений не получил.

 «Никаких сигналов от мэрии не было, я не получил обратной связи. Несмотря на то, что я обратился с просьбой провести техническую проработку проекта и общественное обсуждение этого проекта, я пока никакой инициативы не вижу. Но тем не менее, я считаю, что этот проект перспективен, тем более что инициатор этого проекта — РЖД, непосредственно ЗСЖД. Они видят реальную возможность инвестирования в этот проект, поэтому я безусловно от него не отказываюсь, и мы готовим этот проект для обсуждения на уровне высшего руководства РЖД —  директора Олега Валентиновича Белозёрова», – заявил в ходе пресс-конференции Андрей Травников.

 В свою очередь в пресс-службе мэрии Новосибирска ответили, что передали пакет с предложениями в правительство.  «Предложение по данному проекту правительству области передано. Работа над ним с нашей стороны идёт», — отметил пресс-секретарь мэра Новосибирска Артём Роговский.

 Напомним, что разрабатывать проект городской электрички планировалось в рамках нового формата взаимодействия города и области, который предложил врио губернатора Андрей Травников. По задумке врио главы региона важные инфраструктурные проекты Новосибирска, которые требуют финансирования из федерального бюджета сначала рассматриваются на уровне города, и если инициативы одобряет правительство области, то начинается поиск бюджетных средств. «Мы будем вовлекать в переговоры, но молчание знак согласия» — сказал Андрей Травников по поводу позиции мэрии в этом вопросе.

Анатолий Локоть, воспользовавшись предоставленным ему «правом инициативы», громко заявлял, что участвовал в подготовке встречи и контролировал разработку проекта продолжения строительства метро. На вопрос журналиста о дате приезда главы государства мэр Новосибирска ответил: «Мы рассчитываем на первые числа января». Следовательно, он знал, для кого разрабатывается проект и к какому числу он должен быть готов. Глава города первый заявил о подготовке плана развития метрополитена, при этом не говорил, что проект одобрен областным правительством. Новость упомянули во многих СМИ Новосибирска, мэр города забрал лавры метростроителя себе. Через неделю врио губернатора спохватился и напомнил, что процесс строительства метрополитена начался с его участием. Напомнил благодаря вопросу журналиста о том, какие значимые проекты ждут город. Анатолий Локоть в заявлении Андрея Травникова был упомянут в нейтральном свете.

Провозглашенный Травниковым «новый порядок» взаимодействия субъекта и муниципалитета позволяет городским властям и в дальнейшем сохранять за собой приоритет на популярные заявления, которые можно делать, не дожидаясь отмашки областного правительства. Но любой политтехнолог подтвердит: избирателю неважно, кто занимался документооборотом с вышестоящими инстанциями, важно, кто первый заговорил о проблеме и громче сообщил о начале ее решения.

МОТИВ № 2

«Это может быть связано с реакцией федерального центра на проволочки в исполнении утвержденных инициатив»

Первое, с чем столкнулся Андрей Травников на посту временного губернатора, — несогласие властных элит области и города на разных уровнях практически со всеми крупными инфраструктурными проектами, которые в большинстве своем уже были одобрены Москвой. Это наследство предыдущего губернатора, с которым Андрей Травников должен был как-то управиться.

Проекты не проходили гладко из-за разногласий во властных структурах. Четко разделить, кто выступал против той или иной инициативы — муниципалитет или субъект, — нельзя. На каждом уровне были и противники, и сторонники проектов. Наиболее активно вмешивались в ход реализации проектов городские и областные депутаты.

Причину недовольства наследством предыдущего губернатора объясняет Яков Савченко: «Был товарищ Городецкий, у которого имелись чрезвычайно теплые отношения с компанией «Сибмост» — появлялись, как грибы, подобные проекты. И четвертый мост, и мусорная концессия, и так далее, и тому подобное. Перекочевал Городецкий из города в область — и эти интересы перекочевали вместе с ним. Поэтому ввиду того, что Владимир Филиппович нас покинул, вполне естественно, что эти инициативы и пересматриваются по всем статьям».

При этом реализация проектов была согласована с федеральным центром. Из бюджета страны на строительство четвертого моста обещают выделить средства. ЛДС — объект, важный для имиджа государства. Мусороперерабатывающий полигон необходим для соблюдения экологического законодательства РФ.

Тем не менее важный для города проект концессионного соглашения по строительству четвертого моста встретил сопротивление на всех уровнях. Для преодоления разногласий были созданы специальные рабочие группы, в состав которых входили депутаты городского Совета, Законодательного собрания и эксперты транспортной отрасли. К 1 декабря 2017 года, 21-й сессии городского Совета, противники моста остались только в Городской думе и на улице — общественные активисты. Противники моста были недовольны местом для строительства и предполагаемыми условиями государственно-частного партнерства.

Критика, которой подвергался проект ЛДС в городском Совете депутатов Новосибирска, привела к тому, что спортивный объект будет строиться за бюджетные деньги.

Некоторые эксперты по-прежнему верят во всесилие властной вертикали. Яков Савченко, к примеру, считает, что любая инициатива, поддержанная федеральным центром, реализуется автоматически: «Если появится федеральная инициатива, которую нужно будет обязательно провести, то ничьего мнения спрашивать не станут». Подобным образом высказывается и Михаил Обласов, комментируя инициативу руководителя области оставить первое слово за мэром: «Что касается прагматизма, у мэрии города Новосибирска почти нет возможности противостоять федеральной власти, силовой блок никто еще не упразднил, а так как Травникова федеральный центр полностью поддерживает, то такой подход врио губернатора НСО нужно ценить, и стараться с ним договариваться».

По словам Михаила Обласова, подход врио губернатора НСО нужно ценить

МОТИВ № 3

«Надо создать единое пространство всех решений»

 Вышеописанные конфликтные ситуации, даже если они не вызывают раздражения у федерального центра, негативно влияют на политический климат в области, затрудняют управленческий процесс и снижают конкурентоспособность региона в привлечении инвестиций. И, вероятно, Андрей Травников надеется, что предложенный им порядок взаимодействия муниципалитета и субъекта Федерации оптимизирует управление экономикой, поможет убрать из региональной жизни излишнюю скандальность.

Врио губернатора начал применять нововведения по нескольким векторам. Еще 15 января он обратил внимание своих слушателей на то, что в новом формате готовят проект городской электрички и единой транспортной системы Новосибирской агломерации. План продолжения строительства метрополитена разрабатывался по тем же новым правилам.

Большинство экспертов считает, что переход к модели, инициированной врио губернатора, может преследовать все вышеперечисленные цели. Виктор Толоконский призывает не искать тайных смыслов в намерениях Травникова: «Безусловно, в любых таких предложениях присутствует политический интерес, но его нельзя абсолютизировать. На самом деле управленческий процесс предполагает активность, инициативность всех участников процесса и ответственность тех институтов власти, которые принимают окончательное решение и определяют финансирование тех или иных проектов».

Виктор Толоконский призывает не искать тайных смыслов в намерениях Травникова

 Эксперты тем не менее напоминают, что в России успех любых институциональных изменений зависит в конечном счете от людей, представляющих институты. Проект Андрея Травникова институционально упорядочить отношения Новосибирска и Новосибирской области находится в руках городских и областных политиков. «У нас инициатива никогда не делилась между областью и городом. У нас инициатива всегда зависела от наличия или отсутствия конкретных интересов у совершенно конкретных лиц», — заявляет Яков Савченко.

Врио губернатора НСО Андрей Травников и председатель ЗС НСО Андрей Шимкив

Некоторые политологи идут дальше и высказывают мысль, что необходимо создать единый коллегиальный орган мэрии и областного правительства, подведя под него нормативную базу. Такой точки зрения придерживается Владимир Леонтьев: «Я думаю надо создать общую нормативную базу, чтобы инициативу могли проявлять область и город одновременно. Возможно, это будет специальная комиссия для обсуждения подобных вопросов с представителями городской власти и областной. Решения и инициативы должны быть двусторонними. Нужно находить консенсус. Они должны садиться за стол переговоров… Если будет кто-то предлагать, а кто-то одобрять, то ничего не произойдет. Опять будут отклоняться и саботироваться решения».

Эксперты сходятся во мнении, что эффективность нового порядка взаимодействия города и области можно будет в полной мере оценить только после того, как будет наработана практика его применения. «Как эта идея будет реализована и какую политическую ситуацию создаст, пока что трудно предугадать, но в том, что она здравая, сомневаться не приходится», — полагает Владимир Леонтьев. «Врио губернатора тяготеет к логичным и понятным схемам построения власти. Он хотел бы привести реальность в соответствие со своими представлениями. В этом ничего плохого нет, но я бы сказал, что игра на всех уровнях власти у нас идет далеко не по правилам», — напоминает Яков Савченко.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@sibpress.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ