10 трендов автодилерского рынка Сибири-2017

Авторынок Сибири начал долгожданный процесс восстановления. Количество зарегистрированных в регионе новых автомобилей в 2017 году, по данным агентства «АвтоСтат.Инфо», выросло на целых 20% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Ожидания самих автодилеров также скорректировались: банки снова протянули финансовую руку помощи, а значит, можно браться за новые инвестиционные проекты, но уже более разумно подходя к оценкам рисков. «КС» исследовал ситуацию на авторынке Сибири и выделил 10 ключевых трендов по итогам 2017 года.

1. Расхождения между продажами и регистрациями стали меньше

При анализе автомобильного рынка Сибири редакция «КС» традиционно опирается на два источника данных. Первый — это информация Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в которой отражены данные по продажам новых автомобилей официальными дилерами России. Это те цифры, которые предоставляют в Ассоциацию сами автомобильные дистрибьюторы.

Второй источник — это информация по количеству регистраций новых автомобилей в регионах России. Такие данные формирует ГИБДД и предоставляет агентство «Автостат.Инфо». Эта статистика отражает те автомобили, которые не на бумаге, а в реальности оказались в 2007 году на дорогах России.

Интересно, что по отдельным производителям данные АЕБ и «АвтоСтат.Инфо» значительно разнятся — вплоть до того, что согласно одному источнику, наблюдается рост продаж той или иной марки, а согласно другому — падение. Такие расхождения были и раньше, и, как объясняют участники рынка, связаны с приписками, которые делали в кризисные годы отдельные автопроизводители, чтобы показать более заметный уровень продаж как в целом по марке, так и по отдельным моделям.

Не менее характерны и случаи, когда та или иная марка осталась без дилера в городе, и поэтому, по данным АЕБ, ее продажи равны нулю. Однако клиенты бренда никуда не делись и стали покупать автомобили в соседних городах или Москве, но регистрировать у себя в регионе, и данные «Автостат.Инфо» это показывают. Это позволяет видеть не искаженную картину мира, а более приближенную к реальности.

Дальнейший анализ ситуации на авторынке построен одновременно на данных о продажах и данных о регистрациях новых автомобилей. На их основании можно утверждать, что в условиях роста рынка в 2017 году расхождений между ними стало меньше.

2. Драйвер региональных продаж — Кузбасс

По итогам 2017 года 19% всего объема зарегистрированных в Сибирском федеральном округе новых автомобилей пришлись на Кемеровскую область, которая обогнала по этому показателю и Новосибирскую область (17,1%), и Красноярский край (16,9%).

Примечательно, что Кузбасс лидирует не только в абсолютных цифрах, но и в относительных — с точки зрения прироста объемов реализации. Так, продажи новых автомобилей в этом регионе выросли за год на 34,6%. Чуть меньше приросла Новосибирская область (24,3%), Томская область (+23,4%), Алтайский край (+22%). А скромнее всего результаты оказались в Иркутской области (+9,6%).

3. «Лада» пока остается самым популярным автомобилем

Пятерку лидеров по количеству регистраций новых автомобилей по итогам 2017 года сформировали Lada, Hyundai, KIA, Renault и Toyota.

Отечественному «АвтоВАЗу» вновь удалось удержать первое место в абсолютном рейтинге, однако завод продолжает терять позиции в отдельных регионах. Например, в Новосибирске «Лада» уступила корейской Hyundai и оказалась лишь на второй строчке. А в Иркутской области она и вообще пропустила вперед не только УАЗ, но и японскую Toyota, французский Renault, корейскую KIA.

Hyundai занял второе место в абсолютном зачете и первое среди иномарок. Такой результат можно считать вполне успешным, так как в целом по России марка располагается лишь на третьей строчке, уступая KIA. В Сибири все наоборот. Лучше всего марка себя чувствует в Новосибирске, где она занимает 1-е место. Хуже всего ситуация в Томске, где марка лишь 4-я, и отгрузки автомобилей официальному дилеру в этом городе прекращены. Компания находится в поисках альтернативного партнера и ведет переговоры с местными игроками.

Следом располагается другая корейская марка — KIA. Примером успешной работы могут служить дилеры Кемеровской и Томской областей, которым удалось вывести марку на 2-е место. А вот в Новосибирской области и Алтайском крае она лишь 5-я. Сам дистрибьютор находится в поисках дополнительных дилеров в Новосибирске и Красноярске, что должно позволить ему нарастить недостающий объем продаж.

На 4-й строчке оказался французский бренд Renault. Лучше всего у него позиции в Иркутской области, где марка занимает 3-е место. Хуже всего ситуация в Томской области, где бренд откатился на 8-ю строчку, и в Алтайском крае, где он только 6-й.

Замыкает топ-5 японская Toyota, хотя еще год назад она занимала 4-ю строку. Лучше всего марка себя чувствует в Иркутской области (2-е место). Большие надежды возлагаются на новую Camry.

Во второй пятерке оказались Nissan, Volkswagen, Chevrolet, УАЗ и Skoda.

4. На востоке Сибири успех за внедорожниками

Несмотря на то, что от региона к региону кардинальных изменений в расстановке сил между брендами, как правило, нет, определенная специфика все же прослеживается. Так, УАЗ стал самым продаваемым автомобильным брендом в Иркутской области, хотя в целом по СФО он даже не вошел в топ-5 и показал 11%-ное падение. Такие результаты объясняются высокой популярностью в Иркутской области полноприводных автомобилей, что находит отражение и в предпочтениях потребителей вопреки общесибирскому и тем более общероссийскому трендам.

5. Максимальный прирост и у массовых, и у премиум-брендов

Самый значительный рост среди членов первой «десятки» брендов продемонстрировали корейская марка Hyundai (+39,9%) и чешская Skoda (+42,3%). Обе марки нацелены на широкий массовый сегмент рынка. Однако если посмотреть на итоговую таблицу в целом, то среди автобрендов заметнее всего выросли узбекский Ravon (+333%), немецкий Porsche (+63,4%), японская Honda (+61,5%), японский Mitsubishi (+54.6%), британский Land Rover (56,8%).

6. В аутсайдерах — китайские автопроизводители

 Несмотря на восстановление авторынка, некоторые бренды все равно потеряли в продажах. Так, на 11% упали объемы регистрации УАЗов, на 5% — Audi, на 20% — Suzuki. Как обычно, падение продемонстрировали китайские бренды. Речь о Chery (–3%), Geely (–45%), Great Wall (–27%).

7. В премиум-сегменте по-прежнему бал правит Lexus

Если рассматривать ситуацию в премиум-сегменте авторынка, то картина по Сибири традиционно отличается от общероссийской. Если в целом по стране лидирует Mercedes-Benz, за которым следует BMW, и только потом Lexus, то в СФО все наоборот. Первое место по объемам регистраций заняла японская марка Lexus (+13,1%), несмотря на отсутствие дилеров в Новосибирске и Барнауле. Следом за ней идет баварская марка BMW (+5%), но с более скромным ростом. Лишь потом в списке отыскиваются Mercedes-Benz (+3,3%) и Audi (-5%), восстановивший присутствие в Новосибирске. А замыкает топ-5 британский Land Rover (+56,8%), показавший достаточно впечатляющие темпы роста на фоне конкурентов по премиум-сегменту.

 8. В лидерах среди моделей уже не Solaris

 Самым популярным новым автомобилем в Сибири, исходя из статистики регистраций, стал новый внедорожник Hyundai Creta. Ему удалось обогнать не только родственный Solaris, но и «вазовских» бестселлеров. Следом за ним в рейтинге идет еще один корейский автомобиль — KIA Rio. А вот отечественные Lada Vesta и Lada Granta оказались лишь на 3-й и 4-й строчке соответственно. Замыкает топ-5 уже не новая, но не теряющая популярность Chevrolet Niva.

 

9. Предпочтения в моделях разнятся из региона в регион

 Примечательно, что в отдельных регионах Сибири есть свои локальные лидеры продаж. Например, в Омской области лидером по количеству регистраций стал Datsun on-Do, хотя в целом по СФО этот автомобиль даже не попал в топ-5. В свою очередь в Томской области лидером стал KIA Rio. А в Иркутской области, где традиционно сильны позиции внедорожников, лидером по продажам стала Chevrolet Niva.

10. Дилеры японских брендов впереди по выручке

Рейтинг топ-10 автодилеров Сибири по показателю доли рынка в ключевом регионе присутствия, посчитанного на основании объема продаж, как и годом ранее, продолжает возглавлять омская ГК «Евразия-Моторс» (32,1%) Ильи Фридмана. Делая упор исключительно на массовые бренды, группа компаний удерживает высокую долю в абсолютных показателях.

Более тенденциозным можно считать появление теперь уже на второй строчке компании «Автомир-Новосибирск». Крупный московский игрок, зашедший на рынок столицы Сибири в 2007 году, за 10 лет смог планомерно нарастить портфель и стать самым крупным автодилером города. Теперь компания претендует и на первое место в целом по Сибири. Этому может способствовать дальнейшее пополнение портфеля «Автомира» за счет других брендов, в частности Ford, открытие которого ожидается в ближайшее время.

Третье место занял красноярский «Медведь-Холдинг» Николая Бякова. Усилению его позиций поспособствовало в том числе полученное холдингом дилерство «Лады». Тем временем другой красноярский игрок — ГК «Крепость» — на этот раз вообще даже не попал в топ-10.

На четвертой позиции оказался алтайский «АНТ» Александра Поддубного, продолжительный период времени возглавлявший рейтинг. Продажа подразделения Lada уже не позволяет холдингу лидировать количественно, зато свои действующие бренды компания удерживает.

Замыкает топ-5 кемеровская ГК «Сибинпэкс» Фании Сапожниковой. Планомерное расширение портфеля за счет популярных брендов, последними из которых стали Renault, Skoda и Hyundai, способствует усилению кемеровского авторитейлера.

На шестом и восьмом местах в рейтинге соответственно идут два томских дилера — автоцентр «Сто коней» Николая Воронкова и ГК «Элке-Авто» Виктора Маршева. Двум этим игрокам удалось потеснить крупных местных мультибрендовых дилеров, в частности, Автоцентр «Евразия» и группу компаний «Автосан».

На седьмой позиции в рейтинге оказалась иркутская группа автодилерских предприятий Анатолия Панцевича, официально представляющая в регионе Toyota, Lexus и Renault.

Замыкают топ-10 иркутские ГК «Россо» Сергея Галухина и ГК «Агат-Авто» Александра Богатырева.

Интересен и тот факт, что 50% дилеров, попавших в топ-10, имеют в своем портфеле бренды Hyundai и Volkswagen, а 40% — Skoda, Renault и Mitsubishi. Таким образом, можно утверждать, что по статистике именно эти марки в том числе обеспечивают достижение количественных показателей дилеров.

Совсем другая картина вырисовывается, если рассчитать доли дилеров по показателю выручки. Для этого редакция «КС» использовала данные агентства «Автостат» по средневзвешенной стоимости автомобилей той или иной марки и произвела оценку доли рынка дилеров по показателю выручки, сформировав на этой основе новый рейтинг.

В нем уже лидируют иркутская группа автодилерских предприятий Анатолия Панцевича, официально представляющая Toyota, Lexus, Renault, а также томская ГК «Элке-Авто» Виктора Маршева, представляющая Toyota, Lexus, Mazda. Лишь следом за ними идут красноярский «Медведь-Холдинг», омская «Евразия-Моторс» и алтайский «АНТ», несмотря на то, что у каждого из этих дилеров портфель брендов значительно больше, чем у двух лидеров по выручке. Во второй пятерке можно найти и тех дилеров, которые не попали в «количественный топ», например, иркутскую «Первую автоколонну», в портфеле которой сразу пять премиум-брендов, что обеспечивает достижение высоких показателей выручки.

Сопоставление двух рейтингов еще раз показывает, что именно качество портфеля определяет успешность дилера в текущих экономических условиях. Наличие в нем брендов Toyota и Lexus при прочих равных условиях позволяет иметь более устойчивые позиции. Впрочем, и из этого правила, безусловно, тоже есть не менее наглядные исключения, как, например, новосибирская группа компаний «СЛК-Моторс», покинувшая рынок.

Оставляйте заявки на вступление в нашу Whatsapp-группу автодилерского бизнеса Сибири, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в этой сфере в регионе.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ