Новосибирский «Электрон»: шаг в неизвестность

Будущее компании «Электрон» — одного из некогда крупнейших и успешных предприятий Новосибирска, на счету которого такие знаковые «стройки», как оперный театр, «Экспоцентр» и новый терминал Толмачево, представляется участникам рынка тревожным. После ухода из жизни руководителя компании Валерия Кармачева его московскому партнеру по бизнесу Виктору Дригеничу, по данным ряда контрагентов компании, с трудом удается обеспечивать финансовую устойчивость предприятия. Участники рынка не исключают, что столичный бизнесмен может продать этот актив. «КС» попытался разобраться в ситуации и выяснил немало интересных деталей.

Напомним, что производственно-монтажное предприятие «Электрон», специализирующееся на проектировании, разработке и наладке электротехнического оборудования, а также возведении объектов атомной и химической отраслей, работает в Новосибирске более 60 лет. Оно было образовано в 1957 году под названием Трест «Химэлектромонтаж». Среди самых заметных выполненных объектов — олимпийская «Большая Ледовая арена» в Сочи, Нововоронежская АЭС, «сухое» хранилище в Зеленогорске, Тяньваньская АЭС в Китае, комбинат «Маяк», первые объекты по переработке ядерных отходов в Озерске. С 1989 года «Электроном» руководил Валерий Кармачев, который был почетным жителем Новосибирска и дважды признавался «Персоной года» в промышленности по версии «Континента Сибирь».

Опрошенные «КС» эксперты отмечают, что именно личные возможности, связи и авторитет Валерия Кармачева помогли предприятию преодолеть кризис периода перестройки, вошедший в историю российской «оборонки» как «мертвый сезон». При отсутствии госзаказов «Электрон» начал усиленными темпами диверсифицировать свое производство. В режиме жесткой экономии предприятие бралось за непрофильные заказы. Более подробно о стратегии развития «Электрона» «КС» писал ранее. Валерий Кармачев лично добывал предприятию выгодные заказы на будущее.

Новая глава

При этом, как говорят источники «КС», близкие к руководству предприятия, Валерий Кармачев, вероятно, принял не столь дальновидное решение, выбрав в качестве партнера московского бизнесмена Виктора Дригенича. По инициативе последнего пост генерального директора заняла Татьяна Молчанова. «Сначала я была первым заместителем генерального директора, занимаясь оперативной деятельностью, а спустя некоторое время стала генеральным директором. Эта ротация случилась с подачи Валерия Николаевича (Кармачева), который в качестве президента осуществлял стратегическое управление, а я занималась оперативным управлением», — рассказывала она в интервью «КС». 

«Для чего Дригенич хотел войти в этот бизнес? По моим данным, ему нужно было какое-то предприятие, недорогое с точки зрения приобретения, но в то же время обладающее реальным экономическим потенциалом, — поделился на условиях анонимности с «КС» источник, близкий к прежнему руководству компании. — Виктор Дригенич планировал вложить деньги в отрасль, которая была бы недооценена на тот момент, но наверняка рассчитывал, что он как совладелец «подтянет» «Электрон» на те или иные мощные инфраструктурные проекты, вследствие чего выручка будет совсем другой, к тому же могли помочь московские связи, и удалось бы заработать приличные деньги. А потом, когда окунулся в это дело, понял, что не все так просто», — заключил собеседник издания. Он добавил, что столичный предприниматель, возможно, не был раньше напрямую связан с производством, реальной стройкой. «Он выходец из РАО ЕЭС и занимался электроэнергией», — дал характеристику партнеру Кармачева собеседник «КС».

Он сообщил о том, что, по его данным, в планах совладельцев было изменить сферу деятельности предприятия, например, начать строить трансформаторные подстанции или линии электропередачи высокого напряжения в Сибири, на Урале, на западе страны. В этом случае выручка компании могла возрасти до 20 млрд рублей, и с такими показателями можно было бы выигрывать серьезные конкурсы.

Интересно, что у Виктора Дригенича ранее был бизнес в Сибири. Согласно открытым данным, с июля 2007-го по 20 января 2011 года действовало зарегистрированное в Новокузнецке ООО «Южтрансэнерго», занимающееся добычей, обогащением и агломерацией каменного угля, а также осуществляющее еще шесть видов деятельности. Есть у предпринимателя и действующий бизнес в столице. ООО «НПЦ «Энерком-Сервис», организованное в январе 2003 года, занимается производством электрической распределительной и регулирующей аппаратуры, а также специализируется на строительстве местных линий электропередачи и электростанций. У организации пять собственников. Генеральным директором также является Татьяна Молчанова.

Согласно информации, озвученной источником «КС», Валерий Кармачев за всю жизнь не смог сосредоточить у себя контрольный пакет акций «Электрона». «Он добровольно продал Виктору Дригеничу сначала 10% акций, потом еще 10%, — сказал собеседник «КС». — Далее развернулась борьба за оставшиеся акции. По моей информации, затем предприниматель купил еще 10% у одного из его заместителей, Ивана Шоломицкого. В результате получил блокирующий пакет». По его данным, Кармачев тогда впервые сказал, что совершил стратегическую ошибку.

После смерти Валерия Кармачева его доля перешла к членам семьи Кармачевых, но была у них выкуплена в течение нескольких месяцев, однако в конце января 2018 года Сергей Кармачев свою долю вернул.

Сообщения об изменениях в составе акционеров «Электрона» подтверждаются данными, опубликованными на сайте центра раскрытия корпоративной информации. Сыновья Олег и Сергей Кармачевы вышли из числа акционеров ОАО «ПМСП «Электрон». Согласно этим данным, в июле 2017 года Олег Кармачев расстался со своим пакетом акций компании в 29 361 шт. (6,54%), а Сергей Кармачев — с 46 977 шт. (10,47%). Новыми владельцами бумаг стали Мария Михеева и Сергей Барсуковский соответственно. Вместе с тем в последних числах января Сергей Кармачев приобрел у Барсуковского право распоряжаться акциями в количестве 43 024 шт. (9,59%). Соответственно, у Барсуковского осталось только 3953 шт. (0,88%). Данный факт подтверждается сообщением на сайте центра корпоративной информации от 1 февраля 2018 года.

По данным об аффилированных лицах ОАО «ПМСП «Электрон» на 30 июня 2017 года, крупнейшими совладельцами компании являются москвич Виктор Дригенич (25,83% уставного капитала) и московское ООО «Электрон-Финанс» (23,28%). По информации, представленной на сайте «Электрона», сын Валерия Кармачева Сергей Кармачев занимает пост заместителя генерального директора по стратегическому развитию. Связаться с ним в ходе подготовки публикации не удалось — по телефону он не отвечал.

По словам другого источника, знакомого с ситуацией, Сергей Кармачев быль не столь компетентен в вопросах производства и работал на предприятии в большей степени как сын руководителя. «Насколько мне известно, у Сергея Валерьевича (Кармачева) случился разлад с новым собственником в декабре 2017 года, он уехал в Москву, потом, говорят, вернулся, их отношения стабилизировались», — сказал он.

По информации собеседников «КС», новые акционеры не были готовы к внезапной кончине Валерия Кармачева и попали в сложную ситуацию, поскольку не обладали должными компетенциями в организации процессов производства. «Акционеры, возможно, не видели четкого пути развития и оказались не готовы к оперативному решению вопросов после внезапной смерти Валерия Кармачева», — высказал мнение один из собеседников издания.

Отметим, что из 11 дочерних предприятий «Электрона» почти все попали под процедуру банкротства. Например, МСУ-71, расположенное в городе Озерске, находится в стадии ликвидации, МСУ-76 (Ангарск) и МСУ-78 (Новосибирск) — в банкротстве, на МСУ-73 (Железногорск) и МСУ-75 (Зеленогорск) возбуждено исполнительное производство.

Стабильно работают только две «дочки». В первую очередь это новосибирское СМНУ-70 и в меньшей степени — МСУ-74, находящееся в городе Северске Томской области. «СМНУ-70 сегодня, пожалуй, единственное приносит стабильный доход. Неплохо идут дела и у предприятия в Северске, хотя прибыль там минимальная. Работать в закрытых городах проще, там почти нет конкуренции», — пояснил «КС» один из участников рынка. Он добавил, что еще при жизни Валерия Кармачева велись разговоры о продаже актива в Северске из-за его невысокой доходности. Однако в настоящее время руководство «Электрона» приняло решение о продаже более успешной новосибирской «дочки». Об этом стало известно во вторник, 20 февраля, из документов компании, размещенных на сайте центра раскрытия корпоративной информации. ОАО «ПМСП «Электрон» вышло из числа акционеров ЗАО «Специализированное монтажно-наладочное управление № 70» (СМНУ-70). Профильной деятельностью СМНУ-70 является наладка и диагностика электрооборудования и систем автоматизации тепловых и атомных электрических станций, дизель-генераторных установок, тепловых котельных установок. «Дата наступления основания для прекращения у эмитента контроля над организацией, имевшей для него существенное значение: 19 февраля 2018 года», — говорится в документах, подписанных генеральным директором «Электрона» Татьяной Молчановой.

Татьяна Молчанова

В разговоре с «КС» Татьяна Молчанова подтвердила факт продажи СМНУ-70, уточнив, что такое решение приняли акционеры. Продажа актива, по ее словам, связана с тем, что у «Электрона» недостаточно средств, чтобы выйти из сложившейся кризисной ситуации. «Вырученные деньги пойдут на развитие предприятия», — заверила она.

Совладелец компании Виктор Дригенич на момент выхода публикации находился в Новосибирске, но получить от него комментарии по телефону не удалось.

В режиме нестабильности

Согласно финансовому отчету «Электрона» за III квартал 2017 года, размещенному на сайте центра раскрытия корпоративной информации, по итогам января-сентября 2017 года выручка предприятия составила 145,4 млн рублей против 477,9 млн рублей годом ранее. Валовая прибыль за этот период также сократилась до 90 млн рублей, хотя годом ранее составляла 129,9 млн рублей.

Одной из статей дохода предприятия сегодня является арендный бизнес. Площади дочерних структур «Электрона», например, МСУ-78, находящиеся по адресу: Богдана Хмельницкого, 103, сдаются в аренду и приносят ежемесячно порядка 1 млн рублей. По типу индустриального парка также функционирует еще один корпус по улице Богдана Хмельницкого.

В центре раскрытия корпоративной информации финансовое положение ПМСП «Электрон» в годовом отчете характеризуется как «неустойчивое». Например, выручка от продаж в 2016 году сократилась в сравнении с 2015-м на 43,9% — до 1 млрд 636 рублей. Хотя в последние годы предприятие по этому показателю стабильно выходило на результат в 3 млрд рублей.

Текущие собственники называют одной из проблем «Электрона» рост дебиторской задолженности. По состоянию на конец 2016 года она составляла 894,6 млн рублей (по данным годового отчета).

В судах рассматривается ряд исковых заявлений от российских компаний к ОАО «ПМСП «Электрон» и ООО «НПЦ «ЭНЕРКОМ-СЕРВИС» на десятки миллионов рублей. Например, Томский арбитраж постановил, что «Электрон» должен вернуть более 14 млн рублей компании «Ай-ти-си» Ко» за поставленное в 2016 году оборудование (дело № А67-9877/2017).

Эксперт-аналитик АО «ФИНАМ» Алексей Калачев обращает внимание на тот факт, что основными заказчиками работ ОАО «ПМСП «Электрон» являются предприятия «Росатома» и силовых структур. «Наличие заказов зависит от потребности в строительстве специальных объектов, наличия выделяемых на это бюджетных средств и своевременности авансирования и оплаты выполненных работ, — говорит Калачев. — Финансовые результаты следуют за контрактами с отставанием в год-два», — добавляет он.

Текущие собственники называют одной из проблем «Электрона» рост дебиторской задолженности

По данным, озвученным Алексеем Калачевым, в 2014 году сумма контрактов компании, заключенных в ходе процедур закупок, составляла 165 млн рублей. В 2015 году, несмотря на то что компания выиграла 12 конкурсов из 14, общая сумма контрактов составила всего 37 млн рублей. В 2016 году и того меньше — 8 млн. «Зато в 2017 году «Электрон», по данным системы «СПАРК», принял участие сразу в 25 процедурах закупок. И хотя он победил лишь в семи, общий объем контрактов составил 278,5 млн рублей, — приводит данные Калачев. — Основными заказчиками стали военные строители: ФГУП «ГВСУ по специальным объектам» (199,36 млн рублей) и ФГУП «ГВСУ № 92 (74,71 млн рублей). Речь идет об устройстве инженерных сетей на некоторых режимных объектах. Выполнение этих заказов найдет отражение в результатах компании в 2018-м и 2019 году», — полагает эксперт.

На распутье

Мнение о перспективах предприятия у опрошенных «КС» экспертов разделились. «Предприятие существует тогда, когда существуют контракты. Ушел из жизни Валерий Николаевич Кармачев, который действительно был знаковой фигурой и держал контракты, которые обеспечивали бизнес этому предприятию. Они сейчас поступают, но в гораздо меньшем объеме. Каких-то угроз я не вижу, просто предприятие перешло на совсем другой уровень, на котором выигрывать крупные контракты затруднительно», — поделился представитель строительной отрасли региона.

Несколько экспертов высказали мнение о том, что вероятен сценарий, при котором «Электрон» будет продан в течение ближайших двух лет. «С точки зрения Дригенича было бы логично избавиться от проблемного актива. Я думаю, что «Электрон» будет продан по частям. Но учитывая тот факт, что акции были приобретены за небольшие деньги, а имущества у «Электрона» много, они хотят вернуть хоть что-то», — поясняет собеседник «КС». Косвенным подтверждением этого сценария может являться недавняя продажа наиболее ликвидной «дочки» «Электрона» СМНУ-70. Управляющий партнер DSO Consulting Сергей Дьячков полагает, что судьба предприятия, «державшегося на харизме его лидера, представляется решенной». «Хотелось бы верить, конечно, что это не так, но факты свидетельствуют о неизбежности «плохого» финала, — говорит Дьячков. — Собственно, о том же говорит и ухудшающаяся год от года отчетность предприятия. Сложно прогнозировать точно, но я думаю, что предприятие ожидает разделение на условно «боеспособные» активы и остальное. Первая часть останется в рынке, со второй рынок попрощается», — высказывает мнение Сергей Дьячков. При этом эксперт добавляет, что желает успеха предприятию, и такой финал является всего лишь предположением.

Судьба предприятия, «державшегося на харизме его лидера, представляется решенной»

Вместе с тем некоторые участники рынка высказывали и другую версию возможного развития событий. «Руководство «Электрона» настроено на развитие предприятия. Совладелец Виктор Дригенич намерен работать здесь, спасать предприятие. Он достаточно много вложил в него средств, поэтому о планах по продаже я не слышал. Кроме того, каких-то значимых угроз для компании в настоящее время нет, — поделился один из собеседников «КС». — А продажу некоторых дочерних предприятий можно объяснить необходимостью «заткнуть дыры» (кредиторская задолженность «Электрона» на конец 2016 года составляла 636,2 млн рублей)», — добавил он.

Аналитик Алексей Калачев высказывает мнение, что хотя названные суммы контрактов компании относительно невелики, это может быть только «видимой частью айсберга». «Оборонный бюджет поддерживается в стране на высоком уровне, будут модернизироваться объекты и строиться новые. Да и в целом инженерная инфраструктура в стране сильно изношена, и чем дальше, тем неизбежнее рост инвестиций в ее модернизацию», — говорит он.

Отметим, что немногим более полугода назад Татьяна Молчанова в разговоре с «КС» заявляла, что перед предприятием стоит задача активно осваивать внутренний рынок и через «год-два» выйти на годовой оборот 10 млрд рублей. Молчанова назвала такую задачу «вполне посильной». Она также рассказала, что сам «Электрон», будучи инжиниринговой компанией, стал полноценным монтажно-строительным предприятием с собственным производственным подразделением. Руководство компании не рассматривает участия в каких-то зарубежных проектах. Большинство заказов, как ожидалось, будет сосредоточено в Сибири, в том числе в таких городах, как Новосибирск, Барнаул и Красноярск. Руководитель компании отмечала, что в СФО у «Электрона» заключено контрактов на 1 млрд рублей. В основном это объекты Министерства обороны и ФСК. В беседе с «КС» Молчанова подчеркивала, что предприятие постепенно набирает объемы. В начале 2017 года руководство компании планировало, что к осени у «Электрона» сформируется новая контрактная база еще на 1 млрд рублей.

Накануне выхода публикации Татьяна Молчанова сообщила «КС», что «Электрон», как и в прошлые годы, работает на объектах Министерства обороны РФ, Росатома и Федеральной сетевой компании. Один из объектов Минобороны расположен в Алтайском крае. Учитывая секретность данного проекта, она добавила только то, что ведется строительство военной части. В Ханты-Мансийском автономном округе, по словам гендиректора предприятия, «Электрон» выполняет заказ Федеральной сетевой компании. Более подробные комментарии на момент выхода публикации «КС» получить не удалось, Татьяна Молчанова уточнила, что находится на больничном. Также, по ее мнению, логично делать выводы о работе «Электрона» после публикации годового отчета.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ