«Наши преимущества — скорость строительства и быстрота проработки вопросов»

Компания «ВПК-Ойл», реализующая масштабный инвестиционный проект по нефтепереработке в Коченеве, вопреки скепсису участников рынка, всего за несколько месяцев 2017 года построила и запустила установку по производству битума. Весной здесь планируют приступить к выпуску дизельного топлива стандарта «Евро-5». О том, насколько важны скорость и гостеприимство для ведения бизнеса, почему кризис открыл дорогу средним независимым НПЗ к технологиям и за счет чего «ВПК-Ойл» строит быстрее других российских заводов, в интервью «КС» рассказала директор ООО «ВПК-Ойл» АННА ГУРЬЕВА.

О битуме и хороших дорогах

— В 2017 году Коченевский НПЗ вышел на рынок битума, востребованного при строительстве современного асфальтового покрытия. А ведь еще год назад многие сомневались, что вам удастся сделать это в обозначенные сроки…

— Битумную установку мы построили за 220 дней, это достаточно высокая скорость для отрасли. Обычно реализация любого проекта в нефтепереработке, независимо от его масштаба, занимает от трех и более лет: сначала планирование, проектирование, потом длительный период строительства и пуско-наладочных работ. Дело здесь и в применении сложных технологий, и в сложном оборудовании с длительным сроком изготовления. Неудивительно, что к планам «ВПК-Ойл» скептически относились наши партнеры. Скажу честно, даже проектировщики не верили в то, что мы сможем завершить установку по производству битума меньше чем за год.

Однако к 2017 году у нас уже сложился определенный опыт в строительстве, поэтому мы не сомневались, что данную установку запустим в срок. В 2017 году компания «ВПК-Ойл» выпустила 61 тыс. тонн битума.

— Какие факторы позволяют строить настолько быстро?

— В первую очередь это слаженная работа всей команды проекта: проектировщиков, поставщиков оборудования, строительно-монтажных организаций, ну и, конечно, сотрудников компании. Поставщики оборудования, а с нами работают крупнейшие компании, такие как ОАО «Волгограднефтемаш», ЗАО «ГИДРОГАЗ», ООО «Ижевскхиммаш», ООО «ВНИИНЕФТЕМАШ» и другие (всего около 100 компаний), понимая важность проекта, обеспечивают своевременные поставки и высокое качество. Это два важнейших условия, влияющих на сроки реализации проекта.

Наши специалисты осуществляют контроль непосредственно на заводах-изготовителях и принимают участие во всех стадиях приемки оборудования.

Кроме того, мы осуществляем жесткий надзор за всеми стадиями строительства, что позволяет в итоге существенно сократить сроки пуско-наладочных работ.

Коченевский НПЗ
Коченевский НПЗ

В 2016 году мы начали применять современные технологии, предполагающие 3D-сканирование уже существующих объектов и 3D-проектирование. Первое предложение по созданию BIM-моделей поступило от новосибирских ребят из компании ООО «РИДЖИГРУПП». С этого момента во всех договорах с проектировщиками закладывается разработка 3D-модели. Какие преимущества это дает? По 3D-схемам можно сформировать подробный график строительства, также схемы монтажа. Соответственно, меньше времени тратится на проработку технологии строительства. Далее эта 3D-модель выявляет проектные ошибки на самом раннем этапе, например, пересечение трубопроводов, оборудования. После завершения строительства 3D-сканирование накладывается на 3D-модель, проверяется правильность возведения установки, соответственно, сокращается срок ее ввода в эксплуатацию. Такую 3D-модель мы начали внедрять два года назад, а когда строили битумную установку, почувствовали уже все преимущества использования подобной технологии. В перспективе рассчитываем развивать ее, используя все возможности, например, автоматизировать графики ППР, заказ материалов для строительства, проверку объемов выполненных работ техническими службами завода. Возможностей много.

— Какова сегодня мощность Коченевского НПЗ? На какие объемы по производству битума рассчитываете выйти в 2018 году?

— В прошлом году мы провели реконструкцию действующего комплекса и увеличили мощность завода до 1 млн тонн перерабатываемого сырья в год, из них 800 тыс. тонн нефти и 200 тыс. тонн мазута. В 2018 году мощность битумного хозяйства составит 240 тыс. тонн в год, но мы планируем произвести порядка 200 тысяч. Это связано с технологией, с отсутствием парка для зимнего хранения. Битумный терминал компания будет проектировать и строить в 2018 году. Проект сложный, за Уралом подобных нет. Он включает битумное хранилище на 50 тыс. тонн с возможностью расширения до 100 тыс. тонн, железнодорожную эстакаду по приемке и отгрузке битумов. Планируем принимать битум других производителей на зимнее хранение, а также отгружать готовую продукцию. Будут запроектированы установки по производству современных битумных материалов и битумных эмульсий. Хотим организовать фасовочное производство. Сейчас прорабатываем различные варианты фасовки. Для экспортных поставок битум нужно тарировать.

— В какие сроки рассчитываете завершить проект?

— Планируем первый этап проекта — битумное хранилище — запустить до конца октября 2018 года, следующий этап завершим в конце 2019 года.

— Кто сегодня входит в число основных потребителей битума Коченевского НПЗ?

— Битум идет на строительство как федеральных дорог, так и территориальных.

Самая большая доля продаж (порядка 40%) приходится на предприятия Новосибирской области: «Новосибирскавтодор», различные крупные и мелкие дорожные компании, асфальтовые заводы.

Остальное реализуем в Алтайский край, Томскую область, Кемеровскую область.

BIM-модель технологического комплекса
BIM-модель технологического комплекса

— Наверняка непросто было закрепиться на этом рынке?

— Безусловно. С одной стороны, нас ждала высокая конкуренция со стороны «старейшин» рынка — Омского и Ачинского НПЗ, с другой — очень требовательный потребитель. Задумывая проект, мы изначально выбрали стратегию высокого качества, поскольку понимали: на этот рынок можно войти только так. Именно поэтому в разработке проекта участвовал Институт нефтехимпереработки Республики Башкортостан, имеющий большой опыт в области проектирования именно битумных установок. Кроме того, к моменту запуска установки мы оснастили нашу лабораторию всем необходимым оборудованием для проверки качества продукции на всех этапах технологического процесса. В общем, решали вопрос, доказывая, что мы производим качественный битум. И нам очень быстро поверили.

— Какова сегодня потребность Западной Сибири в битуме? Какую долю рассчитываете здесь занять?

— Объем рынка битумов дорожных марок в Сибирском федеральном округе порядка 493 тыс. тонн. К 2020 году он увеличится до 649 тыс. тонн. Мы полагаем, что уже в следующем году продукт производства «ВПК-Ойл» составит 40% от рынка Сибири.

— На встрече с врио губернатора Новосибирской области Андреем Травниковым, которая состоялась в середине января, вы заявили, что начинаете работать над разработкой регионального стандарта по битуму. Зачем вам это? Ведь предприятие выпускает продукцию по новому ГОСТу.

— Разработка регионального стандарта — это только часть той большой работы, которую мы задумали. ГОСТ не рассчитан на климатические условия отдельных регионов. Как для Сочи, так и для Якутии требования одинаковые. Если мы хотим иметь хорошие дороги, то требования и к материалам, и к строительству, должны быть более жесткими. Нужно учитывать все особенности эксплуатации дорог в Западной Сибири. Это большая работа, которая должна быть проведена совместно с представителями дорожной отрасли, ведущими проектными институтами и другими игроками этого рынка. Со своей стороны мы готовы предложить рынку новые битумные материалы, такие как полимерные битумы и битумные эмульсии, которые широко применяются во всем мире.

— При реализации инвестиционных проектов вы рассчитываете на господдержку?

— Господдержка «ВПК-Ойл» была оказана ранее региональным бюджетом. В данный момент государственной поддержки проекта нет.

— Какова структура финансирования проектов, реализуемых на ВПК-Ойл?

— На сегодня это собственные средства компании, а также кредитные средства Сбербанка России. Мы и дальше планируем привлекать банки. Вместе с тем, конечно, рассчитываем на то, что Сбербанк останется нашим основным партнером. Второй этап развития завода — сотрудничество с китайской корпорацией — предполагает инвестиции китайской стороны. Пока структуру финансирования мы тщательно не прорабатывали.

О стратегических задачах и дизельном топливе

— Следующий шаг для Коченевского НПЗ — старт производства дизельного топлива стандарта «Евро-5» в 2018 году. Расскажите о проекте. Топливо будет продаваться под вашим брендом?

— Выпуск продуктов класса «Евро-5» — важная задача, стоящая перед всеми нефтеперерабатывающими заводами. Несмотря на сложности, которые были на этапе проектирования и строительства, мы четко понимаем, что реализация данного проекта — прежде всего стратегическая задача. Она обеспечит устойчивое экономическое положение предприятия в долгосрочной перспективе. Проект очень сложный, поскольку такие технические процессы считаются вершиной нефтепереработки. Добавлю, что в 2017 году было введено всего восемь установок по вторичной переработке в России, и мы одними из первых независимых НПЗ заканчиваем их внедрение. Для реализации этого проекта нами было решено привлечь известного мирового лицензиара — французскую компанию «Аксенс» (Axens). Какой бренд будет, еще не определено. В любом случае высокое качество дизельного топлива обеспечим. Надеюсь, что потребители это оценят.

— В какие регионы будете продавать топливо?

— Потребность Новосибирской области в дизельном топливе сегодня составляет порядка 600 тыс. тонн в год. Мы всегда планировали обеспечить не только внутренний рынок, но и регионы, находящиеся на расстоянии 300 километров. Томскую, Кемеровскую области, Алтайский край. В меньшей степени Омскую область. Общий объем рынка по этим пяти территориям — более 2 млн тонн.

— Сколько тонн рассчитываете производить в год?

— Производительность установки составляет 300 тыс. тонн в год, то есть 15% рынка.

— Каков сегодня уровень спроса на этот продукт? Какие прогнозы высказывают эксперты?

— В 2014–2015 годах мы наблюдали небольшое падение спроса, однако в силу удачного географического положения Новосибирская область быстро восстановила объем потребления нефтепродуктов.

О конкуренции, ценах на бензин и заправках

— На севере Кемеровской области, которую вы упомянули в числе основных для себя рынков сбыта, активно развивается Яйский НПЗ. По каким позициям вы конкурируете?

— Яйский НПЗ на сегодня единственное предприятие, находящееся рядом с нами, которое реализует инвестиционную программу. В ближайшие годы по реализации дизеля фактически мы конкурентов для себя не видим. Ачинский НПЗ значительно удален, Омский НПЗ тоже расположен неблизко.

— За счет чего «ВПК-Ойл» удается конкурировать с гигантами нефтеперерабатывающей отрасли на топливном рынке?

— Средние НПЗ, как правило, очень гибкие предприятия. Мы можем реагировать на любые запросы рынка, в состоянии менять производительность и даже качество выпускаемой продукции. Например, для какого-то большого потребителя сделать качество по определенным параметрам еще выше. Мы стараемся быстро прорабатывать вопросы внедрения различных технологий на своих площадках. Представьте, сколько времени занимает внедрение того же процесса 3D-моделирования в гигантской компании. Мы же 3D-моделирование внедрили сразу. Представители новосибирской компании обучили наш персонал, сделали первое внедрение. Второе преимущество небольших независимых НПЗ — скорость строительства, быстрота проработки вопросов. Мы, например, стараемся быстро решать вопросы по приобретению оборудования. Уже отработана технология проведения переговоров, решение принимается в течение нескольких дней. С каждым годом мы живем все быстрее и быстрее, и рынок так начинает жить. Потребитель очень скоростной, меняются технологии, рыночные условия, законодательство. Мы должны постоянно реагировать на это. Для небольшой компании такая скорость возможна. Третий момент, обеспечивающий достойный уровень конкуренции, — качество. Над ним мы постоянно работаем. Качество касается не только выпускаемой продукции. Это и качество отношений с партнерами, и качество обеспечения труда. Мы не ищем путей обойти договор, поэтому нас ценят за добросовестность.

— Во всем мире принято судить об эффективности предприятия по глубине переработки нефти. Что у «ВПК-Ойл» по этому показателю?

— В России за 2017 год глубина переработки предварительно составила 81,4%. У нас за счет ввода в эксплуатацию битумного хозяйства уже сегодня 94–96%. Добавлю, что проект «ВПК-Ойл» находится на контроле в Министерстве энергетики РФ.

— Сегодня, когда стоимость нефти остается нестабильной, при каком уровне цен вы выигрываете?

— Если государство не будет менять порядок расчетов таможенных пошлин, то при текущих условиях, когда цена на нефть падает, — мы выигрываем. Когда цена растет, соответственно, проигрываем, поскольку ограничены потребителем. Потребитель не может платить значительно больше при резком росте цены на нефть, ему нужно время, чтобы перестроиться. Если пошлины на нефть снижаются, то цена на нефть на внутреннем рынке растет, это надо понимать. Меня часто спрашивают, почему на заправках нефтепродукты дорожают, а цена на нефть падает. Так вот: бензин стал дороже, потому что цена на внутреннем рынке в рублях выросла. Она выросла за счет налогового маневра. В рублях мы платим дороже, чем четыре-пять лет назад.

— Что предполагал налоговый маневр?

— Налоговый маневр заставлял нефтеперерабатывающую отрасль уходить в глубину переработки, иначе НПЗ становился просто убыточным. Он был реализован в течение 2015–2017 годов и предусматривал постепенное снижение пошлины на нефть, и повышение внутренней цены нефти. Соответственно, себестоимость нашего сырья росла, и нам приходилось уходить в технологии, которые позволяют это сырье перерабатывать более эффективно. Мы сначала реализовали проект вакуумной перегонки, следом выполнили проект по вводу в эксплуатацию установки по производству битума. В результате обеспечили глубину переработки 94–96%. Конечно, три года, которые дало нам государство на то, чтобы уйти в глубину, очень мало. Но за счет скорости мы последствия налогового маневра для себя нейтрализовали.

— Вы считаете, что цены на бензин продолжат расти в 2018 году?

— На сегодня их рост будет связан с тем, что изменилось налоговое законодательство, выросли акцизы. Соответственно, цена на заправке, которая включает этот акциз, должна будет вырасти. В то время, когда налоговый маневр был внедрен государством, цены на заправках не поднимались. Сейчас стоимость топлива увеличивается, потому что нужно давать рентабельность нефтепереработке и всем игрокам рынка, в том числе и АЗС. Заправки в последние полгода работают на очень низком уровне рентабельности. Поэтому, я думаю, однозначно будет рост в 2018 году. Если цена нефти на мировом рынке станет постоянной, зафиксируется на уровне $70–80 за баррель, то, скорее всего, и нефтепродукты на внутреннем рынке перестанут дорожать.

— Ранее «ВПК-Ойл» анонсировал планы по расширению сети АЗС «Стандарт», однако затем компания сдала уже имеющиеся заправки в аренду «Роснефти». Почему решили сосредоточиться на оптовых продажах?

— Заправки «Стандарт» «ВПК-Ойл» никогда не принадлежали. Это был наш партнер. Да, розничную сеть развивать надо. Но на сегодня мы сконцентрированы на проектах строительства и развития НПЗ. Если и будем развивать розничную сеть, то не раньше запуска установки по производству бензина. То есть серьезно займемся развитием сети АЗС, ее брендированием только в 2021–2022 годах.

— Вы рассчитываете приступить к производству бензина класса «Евро-5» через четыре года?

— Да, лицензиаром проекта, как и в производстве дизеля, выступает «Аксенс». Блочно-модульную установку будет изготавливать известная французская компания «Прозернат» (Prosernat) на своих площадках в Румынии в течение двух лет. В Сибирь мы поставим ее водным транспортом. Далее в течение трех месяцев будет производиться монтаж. Блочно-модульная установка дает существенное преимущество по срокам строительства, гарантию выполнения параметров, определенных в проекте. Часть оборудования приобретем у российских компаний.

— Насколько для проекта важно имя лицензиара?

— Влияние лицензиара переоценить сложно. От того, какая технология будет применяться, зависит, во-первых, эффективность производства, во-вторых, уровень эксплуатационных затрат, а также стоимость капитальных вложений. Естественно, от лицензиара полностью зависит качество выпускаемого продукта, производительность установки. Лицензиар, по сути, определяет все экономические показатели проекта. Поэтому любое строительство установки в нефтепереработке начинается с выбора лицензиара.

— Для нефтеперерабатывающих заводов один из ключевых вопросов — источник сырья. Каковы перспективы предприятия по сырьевому обеспечению?

— Коченевский НПЗ получает сырье их двух источников. Сырье Верх-Тарского месторождения нам поставляет компания «Нефтиса», трубное сырье закупаем у нескольких компаний, среди которых основной поставщик — «Русснефть». У компании одни из самых больших месторождений в Томской области. Трубную нефть мы везем из Кузбасса по железной дороге, в настоящее время там находится наливной пункт.

— Собственники Верх-Тарского месторождения планируют наращивать добычу?

— Насколько я знаю, в планах у них есть увеличение и поддержание объемов. Но в любом случае при увеличении мощности Коченевского НПЗ, особенно свыше 2 млн тонн, основной объем сырья обеспечит трубная нефть.

О гостеприимстве, кадрах и проблемах инвесторов

— На сегодня в компании «ВПК-Ойл» работает 453 человека, но уже в конце 2018-го, как ожидается, численность сотрудников возрастет до 550. А через три-четыре года превысит тысячу. Как вы намерены привлекать специалистов?

— Коченевский НПЗ уже широко известен в отрасли. Специалисты едут к нам со всей страны, и даже с Павлодарского НПЗ. Мы привлекли первоклассных специалистов из Ангарска, Хабаровска, Омска. Обеспечиваем условия труда, решаем проблемы сотрудников в части найма жилья или предоставления ипотеки на льготных условиях. Вникаем в их семейные обстоятельства, помогаем устроить здесь жизнь при переезде. Средний возраст сотрудников Коченевского НПЗ — 43–45 лет. Как правило, это семьи, где старшим детям нужно поступать в вуз, младшие дети еще учатся в школе. Те, кто к нам приезжают, понимают, что Новосибирск — областной центр, здесь хороший уровень образования, хорошие перспективы. Кстати, компания участвует в государственной программе по переселению кадров. У нас уже двое сотрудников получили полагающиеся им выплаты.

— Собственное жилье для специалистов строить не планируете?

— У компании был проект по строительству жилья в Коченеве для сотрудников завода. Но на сегодняшний день мы от него отказались, поскольку те, кто приезжает из других регионов, а также их семьи живут в микрорайоне Родники. Мы обеспечиваем их служебным транспортом. По Северному объезду удобно добираться, время в пути составляет 45–50 минут. В центр Новосибирска из микрорайона ехать даже дольше.

— Новосибирск один из немногих городов России, где производят катализаторы. Планировали ли применять отечественные катализаторы на производстве?

— Поскольку наш лицензиар «Аксенс», то выбирать катализаторы мы будем совместно. От катализатора зависит практически все. К сожалению, технология вторичной переработки начали появляться не в России. Компания «Аксенс», например, возникла на базе института нефти, история которого насчитывает 100 лет. Мы, конечно, за то, чтобы развивались российские технологии нефтепереработки, российские катализаторы.

— Расскажите об эко­­ло­гических программах Коченевского НПЗ. Жители поселка Коченево высказывают опасения, что экологическая ситуация в районе может ухудшиться.

— В 2018 году мы расширим свои очистные сооружения. Они будет вводиться в эксплуатацию одновременно с гидроочисткой дизельного топлива. Кроме того, «ВПК-Ойл» постоянно осуществляет мониторинг окружающей среды и выбросов с технологических установок согласно экологическому законодательству.

В 2018 году мы перевели все технологические печи с мазута на природный газ, тем самым снижая отрицательное воздействие на окружающую среду.
На самом деле мы понимаем жителей. Всегда возникает страх, когда рядом с тобой начинает расти большое производство. Установки все современные, экологическое законодательство в стране достаточно серьезное. Мы его, конечно, строго соблюдаем.

— Второй этап развития Коченевского НПЗ предполагает работу с китайской стороной. Многие говорят о том, что с китайскими партнерами не так просто работать — они требуют неукоснительного исполнения всех пунктов контракта. Как сейчас у вас складываются отношения?

— У нас позитивный опыт работы с партнерами из Китая. Мы много времени потратили на проработку вопросов для их включения в предварительный контракт. Действительно, китайцы очень быстро договариваются, и кажется, что ты можешь очень быстро составить контракт, подписать и… все будет. Нет, не так. Но, на мой взгляд, внимание к мелочам отличает не только представителей Поднебесной. Например, немецкие партнеры из «ТиссенКрупп», с которыми мы активно работаем, прорабатывают контракты не менее тщательно.

— Чему вас научило сотрудничество с китайскими бизнесменами?

— Нефтепереработка в Китае развивается очень быстро, и технологии, которые они применяют, на сегодняшний день самые современные. У Китая есть чему учиться. Например, нам предложили технологию FCC мазута, которая в России не применяется, но эффективно внедрена в Китае. В части средней нефтепереработки они хорошо развиваются и, как и мы, доказывают, что средний НПЗ может успешно работать на рынке.

— Когда приглашаете иностранцев в Новосибирск, какое впечатление у них оставляет город?

— На самом деле Новосибирск их очень удивляет высоким уровнем культуры, достойным качеством сервиса. По-прежнему Сибирь остается закрытой. Мы обязательно приглашаем всех в Новосибирский театр оперы и балета. Иностранцы очень хорошо реагируют на гостеприимство, а принимаем мы всегда с душой. Любят гулять в центре, любят вкусно поесть. Предпочитают, например, уху из северных сортов рыб, пельмени. Когда европейцы и китайцы приезжают на наш завод, тоже удивляются. Для них удивительно, что в Сибири может работать производство такого уровня. Мы гордимся своим заводом, стараемся перенять европейскую культуру производства, внешний облик предприятия.

— На встрече с врио губернатора Андреем Травниковым вы озвучили одну из проблем бизнеса — сложности с оформлением земли.

— В частности, это касается проекта планировки и межевания территории. Документация должна была разрабатываться не нами, а уполномоченными органами субъекта. На сегодня этой документации просто не существует. Нам обещают, что будет выделен бюджет, и проекты планировки и межевания территорий начнут создаваться. Пока же мы вынуждены проекты заказывать самостоятельно и согласовывать их со всеми инстанциями, предусмотренными законодательством. На каждое согласование дается 30 дней. Таким образом, последний проект планировки и межевания, который мы делали, заканчиваем только сейчас. Получается, что на этот вопрос ушел год. Мы строим быстрее, чем оформляем земельные участки, это ненормально. Такая ситуация мешает общему инвестиционному развитию. Без земли компании не дадут кредит, ей не удастся привлечь инвестора. Но отмечу, что проблема характерна не только для Новосибирской области, но и для большинства регионов страны.

Андрей Травников позитивно высказался о работе нашего предприятия, и все вопросы, которые обсуждались, в настоящее время находятся на его контроле.

— Анна, вы задали высокую планку для предприятия, теперь ее надо удерживать. Волнуетесь, что что-то пойдет не так?

— Нет. Научились уже. Научились работать в постоянных изменениях, научились подстраиваться, извлекать из этого максимальную выгоду. 2014 год не только поднял себестоимость нефти, но еще и открыл дорогу средним НПЗ к технологиям. До этого технологии стоили очень дорого. В кризис, когда большая часть инвестиционных проектов встала, стоимость этих услуг снизилась. Если раньше крупные российские компании говорили, что ничего не зарабатывают на «ВПК-Ойл», то сейчас для них наш заказ — стратегический. Рынок взбодрился. Прошло время быстрых непонятных денег, все начали смотреть на экономику и долгосрочные отношения. Я считаю, мы получили новый толчок в развитии промышленного производства.

logo_VPK Oil

Центральный офис: 630102, Новосибирск, ул. Обская, 2
Тел.: +7 (383) 264-42-97 Факс: +7 (383) 264-43-09

Коченевский нефтеперарабатывающий завод: 632640,
Новосибирская область, Коченевский район, р. п. Коченево,
ул. Промышленная, 17
Тел.: +7 (38351) 2-40-07 http://www.vpk-oil.ru

НА ПРАВАХ РЕКЛАМЫ

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@sibpress.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ