«Сибирь  — один из наших ведущих регионов с точки зрения эффективности и доходов»

В августе 2017  года на  должность руководителя управления по  работе с  крупными компаниями, дирекции обслуживания корпоративных клиентов и  инвестиционно-банковских операций Райффайзенбанка был назначен ДМИТРИЙ СРЕДИН. За время своей работы в Райффайзенбанке он уже второй раз приезжает в Новосибирск. На встрече с «КС» Дмитрий рассказал об основных итогах прошедшего года, роли Сибири в бизнесе банка, а также о том, стоит ли ждать в ближайшее время существенных изменений в работе с клиентами.

— Дмитрий, если подводить итоги 2017  года, то какие банковские продукты сейчас наиболее востребованы у бизнеса? Как изменились предпочтения за последние 2–3 года и почему?

— Банковский бизнес сложно сравнить с товарами розничной торговли. Базовые финансовые продукты всегда востребованы: кредиты, депозиты, расчетно-кассовое обслуживание, аккредитивы, а также инструменты лизинга и факторинга. Так что явного лидера нет. Если говорить об изменениях, то нам удалось значительно нарастить бизнес в 2017  году, и мы ставим амбициозные планы на 2018–2019  годы.

В  регионе есть планы наращивать объемы бизнеса примерно треть. В  РЦ  «Сибирский» по итогам девяти месяцев 2017  года пассивы в корпоративном блоке выросли на 50% по сравнению с аналогичным периодом 2016  года  — до 4,8  млрд рублей. Кроме того, в 2017  году можно выделить лизинг и факторинг, которые сделали серьезный рывок. Мы с большим оптимизмом смотрим на развитие этих направлений в следующем году и выделяем большое количество ресурсов для их развития. В  рамках моего приезда в Новосибирск состоялось несколько встреч с крупными компаниями, и они проявили заинтересованность в партнерстве по данным направлениям.

— Последние годы многие банки стремятся трансформировать свою бизнес-модель в сторону увеличения доходов от некредитных продуктов. Разделяете ли вы такой подход, и если да, то какие шаги осуществляете в этом направлении?

— Для нас близок всегда был именно такой подход  — инвестировать в новые технологии и диджитализацию. Хотелось бы, чтобы к 2019  году доходы от некредитных продуктов превышали 50% от совокупных доходов. Уже сейчас с точки зрения безрискового дохода Сибирский филиал хорошо себя проявил среди других филиалов.

Конечно, традиционный и фундаментальный банковский продукт, который востребован стабильно,  — это кредит. Однако идеальная модель развития банка подразумевает минимизацию доходов от кредитных продуктов и максимизацию от некредитных, то есть безрисковых. В  этом вопросе важно искать такие решения, которые предполагают использование всех банковских возможностей. Выстраивая работу с каждой компанией на основе такого подхода, банк работает как единая команда. У  нас достаточно плоская оргструктура, и такая же плоская структура в командах. Такая система призвана обеспечить возможность в любой момент найти то самое решение, которое нужно конкретному бизнесу, независимо от того, кредит это или предмет лизинга или сделка по слиянию и поглощению.

— В чем главные особенности вашей модели работы?

— На сегодняшний день нет задачи наращивать объемы, гнаться за долей на рынке ради количественных показателей. Доходность в 2017  году на вложенный капитал была рекордной. Для примера можно привести показатели Сибирского региона.

Прибыль сибирского хаба по итогам девяти месяцев 2017  года увеличилась на 65% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 671,5  млн рублей. Мы должны максимизировать доходы на каждый вложенный нашими акционерами доллар или рубль. Это для нас самое важное. Поэтому внимательно наблюдаем, как и по каким продуктам мы работаем в каждом конкретном случае и как выстраивается ценообразование. При этом важно исходить из принципа win-win: чтобы был взаимовыгодный интерес у всех сторон.

— Изменились ли принципы кредитной политики банка, а также подходы к оценке компаний-заемщиков?

— Кредитная политика не менялась, она у нас достаточно консервативная, и в ряде случаев даже консервативнее, чем у многих других банков. Это позволяет качественно отслеживать и оценивать риски банка, не допуская даже намеков на возможные сложности. Мы все знаем, что за последний год несколько банков из числа системообразующих испытывали финансовые трудности. Наша основанная задача  — минимизировать плохие кредиты. Естественно, при положительном кредитном решении и непосредственно выдачи кредита  — он хороший. К  сожалению, мы не можем угадать на 100%, как будут развиваться дальнейшие события с точки зрения качества обслуживания долга. Поэтому мы используем весь инструментарий, который у нас есть, чтобы оценить все риски и сделать так, чтобы кредит был выплачен. У  нас в этом году рекордно низкие резервы по кредитам  — это тоже показатель качества кредитного портфеля. Мы не ожидаем в ближайшей перспективе изменений в нашей кредитной политике.

— Есть ли у Сибири региональная специфика с точки зрения вашего бизнеса или все в русле общероссийских тенденций?

— В Райффайзенбанке шесть региональных центров, помимо Москвы, и Сибирь сейчас находится в лидерах. С  точки зрения эффективности и доходов  — это один из устойчивых хабов. Регион очень большой, и города находятся на большом расстоянии друг от друга. Например, один из значимых городов РЦ «Сибирский»  — Иркутск. Это крайняя точка для присутствия нашего корпоративного бизнеса на территории РФ, где сосредоточено большое количество перспективных ресурсных экспортно ориентированных и ориентированных на внутренне потребление компаний. Причем темпы роста бизнеса в наших удаленных регионах зачастую превышают средние темпы по стране. Традиционно активен рынок Кузбасса. Давно и продуктивно складывается работа с компаниями угольной, химической, металлургической отраслей.

В  Новосибирске также удалось реализовать несколько знаковых сделок по финансированию инвестиционных проектов. Это говорит о том, что бизнес в регионе развивается. В  целом в Сибири традиционно сильные отрасли добывающей промышленности, фармацевтика и энергетика.

— Какую роль играет Сибирь в бизнесе Райффайзенбанка с точки зрения корпоративного сектора?

— За время своей работы в Райффайзенбанке, то есть с августа 2017  года, я приезжаю в Сибирский регион третий раз. Для меня как для руководителя блока, занимающегося крупнейшими клиентами банка, это очень важный регион, потому что здесь есть очень значимые клиенты. Отвечая на ваш вопрос: регион для нас один из приоритетных.

— Компании каких сфер бизнеса в регионе вы считаете наиболее перспективными для сотрудничества на сегодня?

— В нашем кредитном портфеле какого-то явного перевеса нет, и он очень похож на структуру российской экономики. Тут есть и нефтегазовые, и металлургические компании, розничная торговля, сельскохозяйственные производители и другие отрасли.

— Каковы планы вашего управления на 2018  год?

— Серьезных изменений мы не планируем. У  нас произошло несколько организационных изменений во второй половине прошлого года  — значительно усилилась команда, готовясь к росту корпоративного бизнеса. Теперь главная задача  — работать так же эффективно, как и в 2017  году.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ