«Железо» или «цифра» — кому достанется рынок домофонов Новосибирска?

В прошлом году на компании, основной деятельностью которых является установка и обслуживание домофонов, началось наступление сразу с двух сторон. С одной напирали управляющие компании, которым очень хотелось включить домофон в общую платежку под своим, разумеется, управлением, а с другой поставщики цифровых услуг, считавшие, что коммуникации в наше время важнее «железа». И они тоже были не прочь включить эту услугу в общий список. В чью пользу произойдет передел рынка и останется ли место для тех компаний, которые ничем, кроме собственно домофонов, не занимаются?

Точка зрения «цифры»: будущее наступает

Телекоммуникационные операторы уже давно внимательно смотрят за рынком домофонов, видя в нем для себя большие перспективы для развития в условиях насыщения рынка интернет-доступа. Обслуживание домофонов не приведет к значительному роста затрат телеком-операторов, но зато позволит предложить своим абонентам новые услуги и способствовать технологическому росту этого сегмента рынка.

Из всех работающих в Новосибирске интернет-провайдеров самую активную политику в направлении домофонных услуг вел в 2017 году «Новотелеком», который еще летом приобрел компанию «Домофон сити». И эта покупка стала не единственной. «Мы приобрели не одну домофонную компанию, — уточнила директор по развитию «Новотелекома» Ирина Рябова. — За прошедшие полтора года было проведено несколько сделок, мы активно устанавливаем домофоны в новостройках, и сегодня «Электронный город» обслуживает каждый пятый подъезд в городе. Домофонное направление является частью нашей стратегии, и мы будем продолжать увеличивать свою долю и присутствие». Перспективы этого рынка признают и другие крупные операторы связи, например «Ростелеком».

Генеральный директор «Новотелекома» Олег Игнатенко первым сделал заметный шаг на рынок домофонов Новосибирска. Другие операторы внимательно следят за последствиями

В целом рынок домофонных услуг в России, по мнению аналитиков, значительно фрагментирован: спектр его участников весьма пестр, в нем можно встретить как чисто домофонные компании разных форматов (от ИП до групп компаний межрегионального уровня, например, «Цифрал-Сервис», «Строй Мастер Домофоны»), так и тех, для кого домофоны — одна из многих услуг (сюда относятся те же провайдеры и операторы связи). Но главную роль на сегодня, по оценке аналитика «ТМТ Консалтинг» Ирины Якименко, играют местные компании, работающие в пределах одного города. Так, общерыночная доля крупнейшей федеральной домофонной компании «Цифрал-Сервис» на сегодня не превышает 5%. Говорить о монополизации рынка в руках одной или нескольких компаний сейчас нельзя. При этом пространства для роста вширь тоже довольно мало. «Проникновение услуг домофонной связи в России очень высоко — ею охвачено не менее 90% многоквартирных домов выше четырех этажей, — констатирует Ирина Якименко. — Таким образом, для операторов связи выход на этот рынок возможен в первую очередь либо за счет работы с новостройками, либо за счет приобретения домофонных компаний или обслуживания домофонных систем, изначально установленных другими компаниями».

Точка зрения «железа»: кадры решают все

По убеждению заместителя директора компании «Спецэлектромонтаж» Дмитрия Зотова, каждая компания должна заниматься в первую очередь одним основным направлением деятельности, а не браться за все помаленьку. «Вопросами безопасности мы занимаемся уже 13 лет и понимаем, что цифровые технологии далеко не всегда будут пересекаться с охранными системами, — высказывается он. — Устройства безопасности не должны быть излишне сложными по определению, а большая часть поломок домофонов, как показывает наш опыт, носит физический характер. Вырванные доводчики, сломанные магниты и кнопки, разломанные панели — все это нельзя исправить, нажав на переключатель в офисе. Смогут ли с этим справиться провайдеры — большой вопрос».

Собственно, сами провайдеры и не претендуют на то, чтобы делать все самим, они нанимают или покупают тех, кто этим занимается. А свою основную задачу видят в другом: чтобы основной акцент переместился с «железной» части работы на «коммуникационную» — и это, по их мнению, может быть выгодно и для самих домофонных компаний. «Если жители дома или подъезда проголосуют за расширение набора услуг, например, добавят камеры видеонаблюдения или включат видеоаналитику для отслеживания нестандартных ситуаций, то за счет этих дополнительных услуг будет расти и выручка домофонных компаний», — считает Ирина Рябова.

Сами домофонные компании не отрицают того факта, что прогресс идет вперед, но не считают, что из этого следует неминуемый передел рынка. «Конечно, у провайдеров цифровых ресурсов побольше, чем у нас. Но с другой стороны, все, что они могут предлагать в сфере безопасности, можем делать и мы», — уверен директор ООО «Факториал Новосибирск» Анатолий Ивойлов. Точка зрения главы «Факториала» на вопрос цифровизации домофонного рынка достаточно ясна: компания, специализирующаяся на домофонах, сегодня может предоставить потребителю точно такой же спектр услуг в своей области, как и провайдер: видеонаблюдение, контроль придомовой территории и т. д. Единственная разница заключается в том, что фундаментом для этого комплекса (то есть базовой услугой) будет служить не подключение к Интернету, а обеспечение безопасности. А значит, он будет лучше соответствовать своему изначальному замыслу. По мнению Ивойлова, операторы связи могут скупать домофонные компании и дальше — но затронет это в основном небольшие и относительно молодые компании, крупные игроки со стажем работы 10 и более лет имеют все шансы удержаться и сохранить клиентскую базу.

Угроза номер один

Гораздо более серьезным противником для домофонных компаний, по мнению Анатолия Ивойлова, на сегодня являются управляющие компании, стремящиеся «переключить» обслуживание домов на себя без остатка. Это противоборство, по его словам, время от времени приобретает масштаб рейдерского захвата, и история с высверливанием домофонов в Новосибирске в конце 2017 года вполне ложится в эту общую картину. И здесь, по его словам, провайдеры имеют над домофонными компаниями еще одно преимущество: «Они уже давно работают с УК, все условия входа на дом у них давно обговорены, и для них будет проще организовать домофонные услуги».

При всех возможностях УК перераспределить рынок домофонов в свою пользу представители домофонных компаний выделили две ключевые слабые стороны своих главных конкурентов: недостаток квалифицированных специалистов и сильную фрагментированность самого рынка. Дмитрий Зотов приводит пример Первомайского района, где УК попытались оттянуть домофонные услуги на себя, — и оказалось, что просто для того, чтобы выйти в плюс, нужна была клиентская база в несколько сотен подъездов. Домофонные компании столкнулись с тем же: на пике домофонизации в Новосибирске работало порядка 40–45 компаний, сейчас их не больше 10, но те, кто уцелел, получили клиентскую базу, опыт и кадры. Спустя год дома Первомайского района Новосибирска стали обслуживать в том числе и прежние компании.

Ценность домофона как услуги, по мнению генерального директора информационно-аналитического агентства TelecomDaily Дениса Кускова, именно в том, что ее удобно позиционировать в качестве дополнительной — именно поэтому за нее и ведется такое противоборство. На цену всего «пакета» это влияет не столь значительно. Анатолий Ивойлов на примере собственного дома оценивает долю домофона в чеке оператора связи менее чем в 10%: «Для них основная задача — не прибыль, для них это средство привлечения новых абонентов. Только для этого они этим занимаются», — высказывается он. Однако «Новотелеком» и не настаивает на том, что включился в рынок домофонов ради получения прибыли. «Внедрение новых технологий требует значительных инвестиций, и как их окупать, каждый участник рынка решает самостоятельно. Конкуренция и здравый смысл — эти услуги не могут стоить дорого — не позволят заметно поднять стоимость услуги», — высказывается Ирина Рябова относительно цен и того, как они могут измениться для конечных потребителей.

Роль Новосибирска

Резюмируя текущую ситуацию, Новосибирск, по мнению Анатолия Ивойлова, стал для домофонного рынка чем-то вроде испытательной площадки — удастся ли эксперимент с заходом на рынок операторов связи. «Пока такое происходит только у нас, но полстраны внимательно на нас смотрит и ждет, чем все закончится, — говорит он. — Тот же «ЭР-Телеком Холдинг», который владеет «Новотелекомом», наблюдает, выгорит ли этот проект. Если да — не исключаю, что опыт распространится и на другие города. То же самое и с управляющими компаниями — с одними мы повоевали и договорились, а с другими договориться вряд ли получится, они хотят монополизировать весь рынок ЖКХ».

Президент «ЭР-Телеком Холдинга» Андрей Кузяев в случае успеха готов тиражировать новосибирский опыт работы на домофонном рынке в других регионах присутствия оператора. Фото: v-kurse.ru

Сам «Новотелеком» смотрит в будущее достаточно воодушевленно. «Рынок домофонных услуг стоит на пороге кардинальных изменений. Самое главное изменение заключается в том, что все домофоны станут сетевыми устройствами, то есть будут подключены к сети какого-либо оператора, — считает Ирина Рябова. — Если существующие домофонные компании будут готовы инвестировать в современное оборудование и подключать свои устройства к Интернету, смогут управлять базами электронных ключей и постоянным удаленным мониторингом, значит, они останутся на рынке».

«Я думаю, ситуация кардинально не изменится, все-таки крупные домофонные компании, представленные во многих городах, так просто не сдадутся, — считает Анатолий Ивойлов. — Очень многие понимают, что IP-домофония и все прочее — это красиво, удобно, но мы тоже готовы все это предложить. Главное преимущество операторов связи — не в услугах, а в том, что им проще проводить рекламу: пакет услуг уже есть, можно легко добавить еще одну позицию. Ну и с УК им договориться легче».

«КС» будет следить за развитием ситуации на рынке.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ