В Новосибирске покажут фильмы 74-го Венецианского кинофестиваля

В Новосибирске 9 февраля уже в пятый раз стартует фестиваль «Из Венеции в Новосибирск», проводимый в центре кино и отдыха «Победа». В программе семь итальянских фильмов, представленных на 74 Венецианском международном кинофестивале. Кинематографическое путешествие стартует 9 февраля любовной драмой и завершится 14-го – солнечной комедией. Яркое, эмоциональное, новаторское итальянское кино – что может быть лучше на излете сибирской зимы? «КС» подготовил гид по фестивалю.

Из Венеции с любовью

Особенность этого фестивального проекта заключается в том, что фильмы для показа предоставлены непосредственно Венецианским кинофестивалем. Это старейший в мире международный киносмотр, история которого начинается в 1932 году. Изысканная кинематографическая публика собирается на Лидо обычно в августе или сентябре, фестиваль славится смелостью отбора, любовью к авторскому кино и сногсшибательными вечеринками. «Венецианская биеннале, при значимой поддержке Итальянского Института культуры в Москве, предлагает подборку итальянских фильмов, впервые показанных в сентябре прошлого года в рамках различных секций 74-ого Венецианского международного кинофестиваля», — комментирует директор по организационным вопросам Венецианского международного кинофестиваля Луиджи Кучиниелло.

Смотреть сердцем

Фестиваль откроется фильмом «Скрытый цвет вещей» режиссера Сильвио Сольдини. Любители европейского кино наверняка помнят его великолепную картину «Хлеб и тюльпаны», которую (как и документальную ленту «Река всегда права») можно было увидеть в одной из фестивальных программ в «Победе» прошлой осенью. Именно эта картина принесла уроженцу Милана большую славу. И вот перед нами его десятый полнометражный фильм под названием «Скрытый цвет вещей», с большим успехом показанный на Биеннале вне конкурса. Тео работает в рекламном агентстве, и все время убегает – от прошлого, от ответственности, от женщин, с которыми провел ночь. Эмма потеряла зрение в юности, но сохранила связь с миром и отчаянно нуждается в романе с ярким остроумным мужчиной… Вдохновением для создания образа Эммы, с удивительным тактом и мастерством воплощенного на экране блистательной Валерией Голино, для Сольдини послужила работа над документальным фильмом о слабовидящих. Но смысл фильма гораздо глубже, речь идет о совершенно разных взрослых людях, которые отважились на сближение, рискнули впустить в свою жизнь новый, непривычный мир. Приятным бонусом к фильму станет торжественная церемония открытия и светское общение за бокалом вина.

Короткий метр

Субботний вечер порадует сразу двумя сеансами. Во-первых, мы увидим сборник короткого метра, состоящий из трех совершенно разных по жанру, настроению и режиссерскому почерку картин. «Господин Ротпетер» Антониетты де Лилло возник как отклик на короткий рассказ Кафки столетней (в прямом смысле) давности. Сюжет знаковый – в рассказе «Отчет для академии» описано превращение обезьяны в человека. «Не было ничего легче, чем подражать людям. Уже в самые первые дни я научился плевать. Я и люди начали плевать друг другу в физиономии», — Кафка наблюдателен, печален и саркастичен. Действие фильма перенесено в Неаполь, и господин Ротпетер, вполне преуспевший в человеческом амплуа, то вспоминает давнишний университетский доклад, то прогуливается по набережной, то раздает интервью. В заглавной (и единственной) роли великолепная Марина Конфалоне. Также в сборник вошли изысканный поэтический видео-арт «Тень невесты» и лирическая социальная зарисовка «Ближайшее будущее».

Маэстро, мюзикл!

Всем, кто когда-нибудь заслушивался итальянской эстрадой, наверняка понравится комедия «Любовь и пуля» братьев Антонио и Марко Манетти – фильм обещает встречу с музыкой и мафией. Картина, показанная в основном конкурсе Биеннале,  завоевала премию Пазинетти. Неаполитанская история о «рыбном короле», его оборотистой жене Марии, наемном убийце Сиро и мечтательной медсестре Фатиме спета и разыграна с сатирическим и артистическим блеском, к тому же в не слишком типичном для итальянского кинематографа жанре. Что окажется сильнее, мафиозный долг или любовная страсть, коварная блондинка или влюбленная брюнетка – остается только гадать. Или просто отдаться стихии.

Спросить у автора

Кульминацией фестиваля станет фильм «Семья», также удостоенный чести участия в основном конкурсе Мостры, как называют Венецианский фестиваль итальянцы. Режиссерская работа Себастьяно Ризо боролась за «Золотого льва» с такими фильмами как «мама!», «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» и, наконец, ставшей триумфатором картиной «Форма воды». Чем же заинтересовала жюри «Семья», эта социальная драма с непростым криминальным сюжетом, снятая молодым многообещающим режиссером? Может быть, построенным на контрасте актерским дуэтом: взрывная, резкая, невероятно красивая, жесткая и ранимая, как трудный подросток, Микаела Рамаццотти противостоит угрюмому брутальному обаянию Патрика Брюэля, и от этого состязания невозможно оторваться. Может быть, тем, что за всеми свинцовыми мерзостями римских окраин (пара рожает детей для нелегального усыновления бездетными семьями) все-таки маячит надежда? Или безупречными в своей видимой небрежности кадрами? Сюжетом, скрытые пружины которого работают как хорошие часы? В авторском кино всегда вопросов больше, чем ответов, и на этот раз все вопросы можно задать лично режиссеру Себастьяну Ризо.

Икона стиля

«Среди созданных человеком языков искусства самое убедительное повествование, многообразное в своей выразительности, рождает кино. Опираясь на крепкую традицию, итальянское кино продолжает свой путь, соединяя новые языки и новую реальностью, обновленную эстетику и передовые технологии, не теряя при этом умение рассказывать истории, передавать эмоции, порождать дискуссии», — отмечает директор Итальянского Института культуры в Москве Ольга Страда. И каждый фильм фестивальной программы по-своему подтверждает этот тезис. В понедельник, 12 февраля, предстоит встреча с великим наследием итальянского кинематографа. Показанная в секции «Венецианская классика» отреставрированная копия первого цветного фильма Антониони «Красная пустыня», победителя Мостры 1964 года, – часть знаменитой тетралогии одиночества, в которой блистала актриса Моника Витти. Ольга Страда называет ее главной героиней герметических фантазий Антониони, воплотившей волнения и тревоги страны перед затянутым облаками горизонтом неясного будущего. Именно эта великая актриса стала лицом нынешнего киносмотра.

Зеркальное отражение

Еще одна отрада для киноманов, готовых засматриваться в историю кино до полного погружения – «Дублер» Ра ди Мартино. Это забавный рассказ о том, как делают римейк голливудского фильма «Пловец» Фрэнка Перри и Сидни Поллака с Бертом Ланкастером в главной роли – ныряя из бассейна в бассейн, его герой в 1968 году пытался добраться до собственного дома. В «Дублере» фильм по мотивам «Пловца» снимают в Марокко, причем в кадре не только исполнитель главной роли, но и его дублер. Сюжет отражается сам в себе и в воде бесконечно живописных марокканских бассейнов, съемочная группа болтает с местными, Валерия Голино томно отводит взор, пловцы плывут… Фильм был показан в секции «Кино в саду».

Солнечная комедия

Закрытие фестиваля намечено на 14 февраля, и здесь новосибирцев ждет теплая, ироничная комедия, снятая режиссером Эдоардо Уинспиром с особой нежностью, ведь речь идет о его родном городке в южной провинции Саленто. «Общая жизнь» рассказывает о меланхоличном мэре, который ведет литературный кружок в местной тюрьме. Удастся ли ему силой слова перевоспитать уголовников, или, скорее, преодолеть собственные страхи? Не так уж важно, ведь небо сияет синевой, солнце светит, оливы зреют, а местные мазурики до слез жалеют о нечаянно погибшей собаке и декламируют катрены из тетрадки со смешной обложкой. Большинство ролей сыграли реальные жители города.

Продолжение следует

В завершении отметим, что фестиваль организован «Победой» совместно с Итальянским институтом культуры в Москве при сотрудничестве с Венецианской Биеннале и посольством Италии в Москве, генеральным партнером выступил «Банк Интеза». Сразу следом за программой «Из Венеции в Новосибирск», 15 февраля, начнется ретроспектива Микеланджело Антониони (возможность закрепить пройденный материал), а в Белой галерее «Победы» откроется выставка Грациано Аричи «Венеция. Мировая культура в лицах», которая придаст обоим событиям дополнительный объем и содержание. Известный фотограф и коллекционер сам приедет в Новосибирск, чтобы представить экспозицию публике.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ