Борьба за рынок

2017-ый год оказался противоречивым для автомобильного бизнеса Сибири. С одной стороны, рынок начал наконец-то восстанавливаться с точки зрения продаж, с другой – дилерам не стало работать проще. Многие региональные авторитейлеры продолжали уходить с рынка или сдавать свои позиции, и несмотря на улучшение рыночной конъюнктуры, дилерам в текущей ситуации остается рассчитывать только на свои силы и ресурсы.  «КС» проанализировал, кто по итогам года покинул рынок или значительно ослабил свои позиции, а кто наоборот прибегнул к экспансии и смог запустить новые дилерские центры.

Покинувшие рынок

По сравнению с 2016 годом, когда региональный авторынок были вынуждены покинуть такие крупные и влиятельные игроки, как ГК «СЛК-Моторс» (Новосибирск, Барнаул) и ГК «МАКС Моторс» (Новосибирск, Омск), 2017-ый год можно считать относительно спокойным: потрясений такого уровня уже не наблюдалось. На протяжении всего года обозначенные выше компании и их собственники продолжали оставаться ньюсмейкерами по причине прохождения процедур банкротства, распродажи имущества, открытия и закрытия уголовных дел, а также других сопутствующих вопросов. Вместе с тем, какой-либо определенности относительно судьбы дилерских центров обоих авторитейлеров так и не появилось.  О возможных новых проектах основателя «СЛК-Моторс» Натальи Ждановой пока ничего не известно. Что касается «МАКС Моторс», то в уходящем году появилась информация о том, что группа компаний может запустить завод по производству автомобильных запчастей в рабочем поселке Линево, получившим статус ТОСЭР.

Полнофункциональный дилерский центр Toyota на Фрунзе так и стоит без движения. Фото из архива «КС»

Резюмируя ситуацию на авторынке в 2017 году, можно констатировать, что хотя громких уходов с рынка по сути не было, многие в прошлом крупные игроки продолжили сворачивать свое присутствие.  В частности была признана банкротом компания «Велес-40», ранее являвшаяся официальным дилером Audi, KIA, Subaru, SsangYong, Hyundai Truck&Bus в Томске и даже планировавшая строить в регионе дилерскую деревню.   Этому предшествовала потеря дилерств указанных брендов в Томске.

На путь закрытия отдельных направлений встал и другой крупный игрок Томского рынка — ГК «Автосан», официальный дилер Nissan, Mitsubishi, Hyundai, Renault.  В 2017 году группа компаний расторгла договор с Nissan, свернула продажи Mitsubishi, и перестала закупать у дистрибьютора автомобили Hyundai.  Еще ранее компания выставляла на продажу свои дилерские центры.

Среди других крупных мультибрендовых игроков сибирского рынка, закрывающих салоны, можно выделить группу автодилерских предприятий новокузнецкого угольного миллиардера Александра Щукина. Его компании изначально являлись официальными дилерами Nissan, Renault, BMW, Ford, Volvo, Peugeot в Кузбассе.  В настоящее время Александр Щукин находится под следствием по делу о вымогательстве. В этом году принадлежащая ему компания «Гранд Моторс» (официальный дилер Renault в Кузбассе) утратила свой статус. До этого были также закрыты компании «Байерн-Кар» (бывший официальный дилер BMW в Кемерове), «НВК-Моторс» (бывший официальный дилер BMW в Новокузнецке), «Автореал» (бывший официальный дилер Volvo, Peugeot в Кемерове).

Более удивительным стало частичное сворачивание в Сибири казахстанской группы компаний «Бипэк Авто Азия Авто».  Выйдя на рынок через покупки действующих дилеров Lada, «Бипэк Авто» почти за год сконцентрировала у себя в руках основной объем продаж «АвтоВАЗа» и значительное количество дилерских центров завода. Однако уже спустя год начался обратный процесс. В Новосибирске закрылся салон «АвтоВАЗа» на Механизаторов, а в Красноярске — салон «Красноярск-Лады».

Уходом с рынка можно считать и продажу «Патриот Авто» (официальный дилер Peugeot, Citroen, DFM, Changan, Haima в Новосибирске).  Основатель  компании Евгений Рубаненко покинул автобизнес, занявшись фермерскими продуктами, а новым собственником компании с салоном на Бердском шоссе стал совладелец «Торгшины» Андрей Филиппов.  Несколькими годами ранее Евгений Рубаненко продал и второй салон Peugeot на Мочищенском шоссе группе компаний «Бипэк Авто Азия Авто».

В сложной ситуации оказалась и красноярская группа автодилерских предприятий Александра Панченко, официально представляющая в городе автомобильные бренды Suzuki и Infiniti, а также ранее бренд Porsche.  Банк ВТБ хочет взыскать с этой группы компаний более 210 млн рублей.  Сам дилер обратился к банку с встречным иском считая, что такими действиями его просто выдавливают с рынка.  Александр Панченко обратился с открытым письмом к главе банка ВТБ Андрею Костину и активно популяризирует свое обращение в различных региональных СМИ. Вместе с тем, банк свою позицию не менял.  В ВТБ поясняли, что с 2014-го по 2016 год неоднократно шли навстречу группе компаний, предлагая возможности ее финансового оздоровления, рассматривали разные сценарии урегулирования ситуации во внесудебном порядке, однако ситуации это не помогло.  Дальнейшая судьба группы автодилерских предприятий теперь будет решаться в суде.

Экспансия

Пожалуй, примером удавшейся экспансии на сибирский рынок можно считать выход в Новосибирск самарского бизнесмена Константина Стефанова, который открыл в городе салоны Mazda, Mitsubishi, Subaru под брендом «Фастар».  Участники рынка считают бизнес-модель этого авторитейлера рациональной — компания взяла в аренду дилерский центр на Станционной, разместив там 3 бренда, взяла часть персонала у ушедшей с рынка «МАКС Моторс» и наладила не только продажи новых автомобилей, но активно занялась направлением подержанных машин. Таким образом, компании удалось стать эксклюзивным дилером трех японских брендов в «городе-миллионнике», но без отвлечения ресурсов на строительство полнофункциональных салонов указанных марок.

В то же время неудавшейся экспансией можно считать попытку выхода московской группы компаний «Бизнес Кар» в Барнаул. Изначально столичная компания выиграла тендер на право представлять Toyota и Lexus в Алтайском крае и рассчитывала возобновить продажи и сервис уже осенью. Однако в итоге компания не пришла к компромиссу с дистрибьютором и отказалась от своих намерений, вследствие чего компания «Тойота Мотор» была вынуждена проводить тендер повторно, и на этот раз его победителем стала местная компания «АлтайЕвроМоторс».  Предполагается, что дилер может запустить салоны    Toyota и Lexus в Алтайском крае не ранее марта 2018 года.

Тем временем учредитель компании «Тисс Авто» (неофициальный дилер Toyota, Lexus в Барнауле) Анатолий Саблин в конце года купил автоцентр «Сан Римо» (официальный дилер ГАЗ). Предполагается, что на этой площадке также может быть организовано сервисное обслуживание автомобилей марок Toyota и Lexus, что делает историю с этими брендами в Алтайском крае еще более интересной.

Новые открытия

Впрочем, в течение года наблюдались и открытия дилерских центров. Примером может служить московская компания «Автомир», которая впервые в своей истории рискнула взять не массовый, а премиальный бренд. Речь идет об Audi, салон которой был запущен в Новосибирске в декабре.   Для компании это стало большим экспериментом, так как опыта работы в премиум-сегменте у «Автомира» до этого момента не было. Однако как минимум то, что процесс курирует лично гендиректор компании Николай Груздев, дает понимание того, что «Автомир» будет уделять пристальное внимание этому бренду в Новосибирске. Не менее примечательно и то, что в 2017 году «Автомир» подписал протокол о намерениях о запуске в городе марки Ford в своем действующем комплексе на проспекте Энергетиков.

Среди торжественных открытий года можно также отметить запуск сразу двух полнофункциональных дилерских центров марки Lexus. В Омске в августе салон открыла уральская группа компаний «АвтоПлюс» Павла Шестопалова, а в Томске — местный игрок «Элке-Авто»  Виктора Маршева.  Оба салона были построены в соответствии с последними требованиями Lexus  2020.  Готовность дилеров инвестировать в текущей ситуации в такие салоны (тем более даже в таком городе как Томск) также может говорить об инвестиционной привлекательности бренда.

Среди других открытий премиум-брендов можно упомянуть долгожданный запуск дилерского центра Porsche в Красноярске группы компаний «Крепость».  Почти год занял путь от подписания протокола о намерениях до торжественного запуска салона.  Тем не менее, с запуском Porsche красноярская «Крепость» Александра Кангуна усилила свои позиции в премиум-сегменте.

У Nissan открылся второй полнофункциональный салон в Новосибирске. Фото компании «Сибирские моторы»

Для Новосибирска ярким открытием стал и запуск полнофункционального салона Nissan компании «Сибирские моторы» на улице Станционной.  Переезд в такой дилерский центр стал победой для Nissan, у которой в Новосибирске теперь не один, а целых два полнофункциональных салона.

Неподалеку на улице Станционной на бывшей площадке тюменского «Автограда» группа автодилерских предприятий Игоря Кошкина под новый год открыла дилерский центр УАЗ под брендом «Луна Авто», также усилив свое присутствие по этому бренду в регионе. На этой площадке в дальнейшем планируется также открытие салонов других марок.

Наконец, говоря о сегменте LCV, можно отметить запуск в Красноярске салона коммерческих и грузовых автомобилей Hyundai Truck&Bus.  Именно на этот бренд сделал ставку ДЦ «Центральный» после частичного ухода концерна General Motors с российского рынка.

Оставляйте заявки на вступление в нашу Whatsapp-группу автодилерского бизнеса Сибири, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в этой сфере в регионе.

 

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ