«Наша главная задача — снизить нагрузку на бизнес»

Начальник Сибирского таможенного управления КОНСТАНТИН КОЗЛОВ рассказал «КС» об особенностях ведения внешнеэкономической деятельности для сибирского бизнеса и о новых тенденциях развития таможенного дела. 

Константин Робертович Козлов родился в 1968 году в Пензенской области. Имеет два высших образования, в том числе в 2004 году закончил Российскую таможенную академию. В таможенных органах работает с 1995 года, прошел путь от инспектора до начальника управления. Возглавлял Архангельскую таможню (2011–2013 гг.) и Северо-Западное таможенное управление (2013–2015 гг.).

Грядут перемены

—  В декабре 2017 года Сибирскому таможенному управлению исполняется 25 лет. Как вы считаете, какой путь проделала организация за эти годы? Какие направления развития были основными?

—  Сама история Сибирского таможенного управления начинается со дня его рождения 31 декабря 1992 года, когда было образовано Западно-Сибирское таможенное управление. А в 1993 году летом появилось и Восточно-Сибирское. Какое-то время они просуществовали вместе, а в 2000-м году произошло объединение. Но днем рождения вновь образованного Управления была взята дата 31 декабря 1992 года.

Конечно, за этот долгий период пройден огромный путь. Сами представьте: вновь образованная структура, 90-е годы — ни правовой базы, ни подготовленных кадров. Тяжелейшая ситуация. И в то время сотрудники таможен, ставшие сегодня уже ветеранами, приложили много усилий к тому, чтобы система развивалась. С тех пор многое изменилось. Сегодня уже мы почти 100% деклараций подаем посредством Интернета. На мой взгляд, это огромный шаг вперед.

— На обязательное электронное декларирование, о котором вы говорите, Сибирская таможня перешла всего несколько лет назад. Как, на ваш взгляд, это отразилось на эффективности?

—  Конечно, это помогло поднять уровень работы. Прежде всего, одна из основных задач Федеральной таможенной службы — это сокращение издержек для участников бизнеса. Представьте себе ситуацию, когда человек, который оформляет груз, находится, предположим, в Москве. А груз, скажем, во Владивостоке и едет в Новосибирск. Он подает посредством сети Интернет декларацию. Она оформляется, и груз следует уже в оформленном режиме вглубь территории страны. Не нужно никуда ездить, содержать подразделения для проведения таможенного оформления во Владивостоке, держать группу в месте назначения для проведения идентификационных мероприятий. На мой взгляд, введение в действие электронных таможенных технологий очень во многом упростило оформление для участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

Благодаря проводимым мероприятиям, по сравнению, например, с 2013 годом, сроки выпуска по вывозимым товарам сократились в три раза, а по ввозимым товарам — в пять раз. Сегодня эти показатели по нерисковым товарам составляют при импорте 58 минут, а при экспорте — 48.

—  Значит, таможня идет навстречу бизнесу. А что бы вы, в свою очередь, посоветовали предпринимателям, чтобы успешно следовать букве закона, работая на внешних рынках?

—  Советами здесь не ограничишься. Времена меняются. Законодательство тоже претерпевает какие-то изменения. Мы подходим к тому историческому моменту, когда будет принят новый таможенный кодекс. Поэтому мы уже сейчас проводим публичные слушания для облегчения работы участников ВЭД. В частности, провели их в Красноярске, Иркутске, Новосибирске. На них мы приводим примеры того, как делать не стоит, и того, как делать надо. Рассказываем, на что обратить внимание, чтобы избежать конфликтных ситуаций и дополнительных издержек. Мы в этой работе всецело и, я думаю, делаем ее своевременно, правильно и достойно.

—  А уже известно, что принципиально нового будет в измененном законе?

—  Основное — это принятие каких-то ограничительных мер к нам, таможенникам. Прежде всего,  это сокращение временных рамок при оформлении партий товаров. Опять же это делается  для сокращения издержек бизнеса, снижения административной нагрузки на него.

Результаты работы

— Вы начали руководить Сибирским таможенным управлением в 2015 году. Какие достижения вы считаете основными за время нахождения в этой должности?

Сразу оговорюсь, что нельзя рассматривать результат деятельности управления, как заслугу какого-то отдельно взятого человека. В управление входят 12 таможен, коллектив насчитывает почти 5 тысяч человек. Я приехал сюда с Северо-Запада. И очень многие особенности здесь, в Сибири, потребовали иного взгляда, необходимости изучения новых документов.

IMG_5146

Сегодня здесь самый крупнейший за Уралом пункт международного почтового обмена. Активно внедряются автовыпуск и авторегистрация. На сегодня у нас 40% деклараций, которые подаются, регистрируются автоматически, без участия инспектора. Наша цель — чтобы максимальное количество деклараций и выпускалось без участия инспектора, но это уже более сложный процесс, потому что автоматическому выпуску могут быть подвержены только безрисковые поставки. А у нас на сегодня все-таки область риска достаточно значительна. Но мы идем по этому пути.

— Чего еще удалось добиться? Как, например, выросли показатели в этом году, по сравнению с прошлым?

Впервые за несколько последних лет отмечается рост объемов международной торговли в регионе. По данным таможенной статистики, за 10 месяцев 2017 года внешнеторговый оборот Сибирского федерального округа составил более 32 млрд долларов США и, по сравнению с 10 месяцами 2016 года, увеличился почти на 30%. Соответственно, выросли и объемы таможенных платежей:  за 11 месяцев в доход федерального бюджета перечислено 70 млрд 441 млн руб. Это на 11,55% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Так что замечу, что, несмотря на какие-то кризисные явления, связанные с санкциями, которыми нас пытались окружить, объемы растут. Может быть, в Европейской части это определенным образом сказалось на их снижении. Но основным партнером в тех сделках, которые проходят оформление в Сибирском регионе, является Китай. Больше половины сделок. И, естественно, санкции, которые направила на нас Европа, сказались на желании Китая как можно больше поставлять товаров в Россию. Отсюда и увеличение потоков, и собираемых таможенных платежей.

— Если говорить о Китае, то в преддверии Нового года особенно актуальным становится вопрос с задержкой почтовых отправлений, в том числе заказанных на китайских сайтах. Как обстоят дела с этим в Сибири? Стоит ли людям волноваться за судьбу своих подарков?

Поток посылок из Китая тоже вырос. В этом году через нас уже прошло более 22 миллионов отправлений. Что касается задержек на почте, то, по крайней мере, по вчерашнему докладу начальника Новосибирской таможни, у нас на пункте международного почтового обмена очередей и заторов нет. Поэтому какой-то горячей ситуации, связанной с оформлением почты, у нас нет. В прошлом году в преддверии Нового года мы достаточно серьезно потрудились, но постарались максимально уйти от конфликтной ситуации, и в этом году тоже постараемся избежать проблем. Все сотрудники на пункте почтового обмена  профессионально подготовлены, штатный состав полон, поэтому ничего экстраординарного не произойдет, мы будем стараться. Там запущена новая линия, замечательная умная машина, которая может перерабатывать сумасшедшее количество отправлений, поэтому, я думаю, все будет в порядке, и беспокоиться не стоит.

Проблемные места

— Какие проблемы вы могли бы назвать характерными для Сибири? Есть ли направления, за которыми вы особо следите? 

Направления такие, конечно, есть. И, наверное, основной особенностью Сибири является лесная отрасль, которая наиболее подвержена криминализации. Значительная часть статистики заведенных нами дел, как административных, так и уголовных, связана как раз с ней.

Основное желание недобропорядочного участника внешнеэкономической деятельности — это заработать денег. Причем постараться заработать их по-простому, не исполняя законодательство. Первая схема такая: при экспорте леса деньги взымаются только с необработанного круглого леса. Соответственно, чтобы не платить, надо заявить, будто это не круглый лес, а обработанный. Тогда деньги с него не берутся. Для этого грубобрусованный, по сути, круглый лес пытаются вывозить под видом обработанных лесоматериалов. В таком случае наши инспектора видят, что это круглое бревно, которое просто слегка шлифанули по бокам, придав ему чуть-чуть не круглую форму. Такой лес признается необработанным и должен идти под платежи. Но в декларации заявляется недостоверная информация, что это обрусовка. За последние несколько месяцев мы выявили почти целый железнодорожный состав такого бруса. Кстати, как правило, этот метод применяется для экспорта весьма дорогих пород древесины.

Выстраивать работу таким образом, чтобы максимально позволить избежать издержек для бизнеса, но при этом сохранить должный уровень контроля

Вторая схема связана с тем, что участник ВЭД, имеющий лицензию Минпромторга, вывозит круглый лес с пошлиной 15%. А если лицензии нет, это 80%. Поэтому второй метод направлен на то, чтобы посредством подделки документов и прочих манипуляций при оформлении в таможне представить себя как лицо, имеющее лицензию.

Вообще, в этом году на Сибирь пришлось более 50% от общероссийского объема экспорта древесины. За 11 месяцев 2017 года объем экспорта леса и лесоматериалов достиг 21,3 млн кубометров, а это на 5% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Лес экспортируют в 50 стран мира, в первую очередь это Китай, Узбекистан, Япония и Египет. Отмечу, что на долю обработанных лесоматериалов от общего объема экспорта леса и лесоматериалов приходится 76%, а на лесоматериалы необработанные — 24%.

— То есть от ограничительных мер государства есть результат и производители действительно стараются обрабатывать лес перед вывозом?

Да, результаты есть и значительные. В регионах строятся деревообрабатывающие предприятия, которые дают возможность трудовой занятости населения. И налоги в региональную казну — это тоже немаловажно. Постройка таких предприятий всегда поддерживалась властями регионов. Еще лет 5–7 назад соотношение обработанного и необработанного леса на экспорте было примерно 50 на 50. Какое-то время круглого леса вывозили даже больше. Но теперь ситуация в корне изменилась.

— А как обстоят дела с контрабандой?

Контрабанда, конечно, есть. И наркотических веществ, и оружия. Наши подразделения целенаправленно работают по этому направлению. Например, недавно предотвращен ввоз 11 кг наркотиков. Это всенародная боль, и никто не должен спокойно смотреть на отравление наших детей наркотическими веществами.

— Это контрабанда, которую завозят в регион. А что вывозят?

Нефрит. Янтарь. Птиц…

— Птиц?

У нас были проведены оперативно-розыскные мероприятия, в результате которых был предотвращен вывоз балабанов. Это такая дорогая порода соколов: сокол-балабан. Они водятся на Алтае. Их отлавливают, содержат в питомниках, потом обкалывают снотворными и скрыто вывозят за рубеж. Обученная птица на рынке интересующихся может стоить до 300 тыс. долларов.

— Какие еще нарушения таможенного законодательства являются сегодня наиболее распространенными в нашем регионе?

Помимо того, что я перечислил, есть нарушения, связанные с получением незаконной прибыли: недостоверное декларирование, недекларирование… Либо желание не вернуть валютную выручку. Например, когда вывозятся дешевые товары под видом дорогих и создается видимость, что за эти товары необходимо перечислить деньги. Например, какое-то оборудование. Вывозится товар, который по факту не стоит ничего, но в декларации его обозначают как безумно дорогой. Затем организация берет документы, доказывающие, что она вывезла это оборудование, и идет в налоговую, с просьбой вернуть НДС в силу того, что они являются производителями и экспортерами. У нас с коллегами в этой области существует тесное взаимодействие. Поэтому поставки такого рода сразу попадают в состав рисковых, и мы начинаем плотную проработку: что же в действительности вывозилось.

Для выявления нарушителей у нас работает специализированное подразделение — Сибирская оперативная таможня, занимающаяся только правоохранительными вопросами.

— Если уж мы заговорили о проблемах, то скажите, какие сложности есть в работе самой таможни? Нужна ли вам помощь государства?

На самом деле, проблем превеликое множество. И большей частью они связаны с обустройством пунктов пропуска. Это автомобильные и железнодорожные пункты. История показывает, что все проблемы, вызванные недостаточным обустройством пунктов, приводят к конфликтным ситуациям, в которых, как правило, обвиняют таможню. Никто не разбирается в тонкостях. А если нет на железнодорожном пункте пропуска места для разгрузки, погрузки и досмотровых операций? И поезд задержался, потому что железная дорога долго перегоняла вагон в то место, где у нее есть возможность провести таможенный контроль? Поэтому неустроенность — это одна из самых наших главных головных болей.

— И что нужно, чтобы эти проблемы решить?

Деньги. Зачастую решение вопросов лежит вне компетенции таможенной службы. Мы активно работаем и с федеральными ведомствами, и с местными властями. Руководители органов исполнительной власти, как правило, с пониманием относятся к этим проблемам. Мы находимся в постоянном контакте с Аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе. Направляем информацию о том, какие в регионе есть проблемы, связанные с деятельностью таможни.

Человеческий фактор

— Известно и о некоторых других проблемах. Так, этой осенью экс-начальник таможенного поста был арестован по подозрению в получении взятки от бизнесмена. Можете прокомментировать этот случай?

Такая ситуация была. И они бывают не только в Сибири. У каждого в жизни свои приоритеты, каждый определяет цели для себя самостоятельно. Но напомню, что в составе Сибирского таможенного управления есть служба по противодействию коррупции. Должен отметить, что 95% преступлений коррупционной направленности выявлены именно благодаря деятельности этой службы.

Постоянно проводятся профилактические мероприятия. В частности, в управлении создана комиссия по профилактике правонарушений и коррупционных проявлений. В случае возникновения сомнений в деятельности тех или иных сотрудников, руководитель подразделения приглашается в эту комиссию и там заслушивается: каким образом он работает в направлении исключения коррупционных правонарушений в своем отделе.

— Расскажите о своей команде. Кто работает в Сибирском таможенном управлении? Какой кадровой политики вы придерживаетесь?

Я пришел сюда в 2015 году и пришел один. Принцип моей работы — работать с теми, кто есть. И я считаю, что у тех людей, кто работает на территории, уже априори больше опыт. Они знают коллектив, знают специфику региона. Когда я приезжаю во вновь вверенный мне регион (а Сибирь — это не первая территория, где мне довелось служить), то мне самому приходится учиться у тех специалистов и руководителей, которые работают здесь.

Почти 100% из личного состава, как руководящего, так и инспекторского, — это люди с высшим образованием. В приоритете у нас экономическое, юридическое и специальное образование. Это те, кто окончил Российскую таможенную академию или факультеты, связанные с таможенным делом.

— Хотелось бы попросить вас рассказать немного и о себе. Каковы ваши основные профессиональные принципы? Чем вы в первую очередь руководствуетесь в своей работе?

Мои основные принципы — это грамотность, профессионализм и ответственность.

Федеральная таможенная служба является инструментом экономической политики. Одна из важных целей — это сокращение административной нагрузки на бизнес и сокращение издержек для участников ВЭД. В этом и мои приоритеты. Выстраивать работу таким образом, чтобы максимально позволить избежать издержек для бизнеса, но при этом сохранить должный уровень контроля. Здесь, конечно, от участников внешнеэкономической деятельности требуется добропорядочность и ответственность. Неверно поданные сведения при декларировании товаров не дадут воспользоваться упрощениями, вызовут вопросы на этапе постконтроля.

— Какие планы по развитию на ближайшее время есть у Сибирского таможенного управления? 

С января вступает в силу новый таможенный кодекс Евразийского экономического союза, потребуется принятие нового федерального закона и других связанных законодательных и нормативных актов. Поэтому нас ждет много работы на этом этапе. Я бы хотел, чтобы эти изменения прошли для нас в рабочем режиме. Мы готовы к этому. Работает горячая линия для участников ВЭД. Свои вопросы в управление можно направить по телефону (383) 319-90-91 или по электронной почте. Вся подробная информация размещена на интернет-сайте СТУ.

— А есть ли какой-то конкретный план по показателям на ближайший год?

Планы есть всегда, причем их планка постоянно поднимается. Например, по сравнению с прошлым годом, в этом году план был увеличен на 9%. И в следующем году показатель не будут опускать, да это и не целесообразно. Внешнеторговые связи, например, с Китаем и Монголией, сегодня растут. А значит, увеличиваются и объемы товаров, и объемы платежей тоже. В целом же Сибирь поставляет товары в 150 стран.

— Интервью выходит в преддверии Нового года. Что вы бы хотели пожелать читателям «КС» накануне праздника?

Прежде всего, хотелось бы пожелать всем здоровья. Особенно я желаю здоровья всем сотрудникам Сибирского таможенного управления. И чтобы в семьях у них все было хорошо. Чтобы ничего не отвлекало от служения Отечеству. Ведь когда в жизни всё хорошо, тогда и на работе всё хорошо, хочется служить и хочется работать, достигать максимальных результатов. Чего я всем и желаю.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ