Оплата школьного питания: «безнал» против «нала»

В ближайшее время все школы Новосибирска будут переведены на безналичную оплату детского питания. Об этом неоднократно заявляли представители мэрии города. При этом организуют данный переход чаще всего не крупные и устойчивые банки, а специализированные операторы, которые заключают договоры с образовательной организацией или комбинатом питания. Насколько такую схему можно считать прозрачной, а также кто и как занимается «безналом» в школах города, разбирался «КС».

Статистика

По данным департамента образования мэрии Новосибирска, предоставленным по запросу «КС», на сегодня безналичные технологии расчетов за питание используются в 103 школах города — это 48% от общего объема. В прошлом году таких школ была только 81, а в 2015 году — 58. При этом планируется, что системы безналичных расчетов будут внедрены во все школы Новосибирска уже до конца 2018 года. То есть очевидно, что такая услуга пользуется популярностью.

«Перевод школьных столовых на безналичный расчет является перспективным», — считают в департаменте образования мэрии. Его представители называют следующие преимущества использования безналичной оплаты: исключение рисков при использовании наличных денег, возможность контроля затрат ребенка и его рациона, повышение систематизации работы, а также увеличение скорости обслуживания и соблюдение санитарно-гигиенических норм. Однако есть и минусы. Их прежде всего озвучивают родители учащихся. Среди отрицательных сторон можно выделить непрозрачность расходования средств, большие комиссии за пополнение карты и сложность правового механизма оформления договора с оператором (в частности, он не всегда выдается родителям на руки).

При этом важно отметить, что, по информации мэрии Новосибирска, безналичная оплата не является безальтернативной: по закону «О защите прав потребителей» должна быть обеспечена возможность оплаты общественного питания в образовательном учреждении и при помощи наличных расчетов — по выбору потребителя. То есть именно родитель решает, пользоваться ему безналичной оплатой или нет, а также услуги какого оператора выбрать. И никто, включая руководство школы, не вправе навязывать ему решение.

Расстановка сил

Как удалось выяснить «КС», на сегодня в Новосибирске действует несколько операторов безналичной оплаты школьного питания. Это ООО «Инфошкола», ООО «ПЦ «Аксиома», «Кенгу детям» и УК «Система». На практике это выглядит так: для каждого ребенка заводится индивидуальный счет, при этом дети не носят в школу наличные деньги, а оплачивают питание пластиковой картой, специальным брелоком или при помощи другого инструмента. Ряд операторов устанавливает в школах свои терминалы, принимающие наличные деньги, чтобы школьник или родители могли зачислить средства на счет. Есть операторы, которые предоставляют возможность электронного перевода денег на карту, в том числе и через Интернет. Иногда оплата вносится непосредственно в кассу комбината питания, после чего средства попадают на счет ребенка. При этом возможности родителей сильно разнятся в зависимости от того, с каким оператором работает школа. Операторы располагают различным функционалом, в зависимости от возможностей, в том числе создание электронного личного кабинета на сайте и удаленное пополнение счета, СМС-информирование, интеграция с различными системами (электронные пропуска, библиотека, школьные шкафчики) и другие услуги.

С другой стороны, на этом рынке работают и непосредственно банки. Готовность работать со школьным питанием подтвердили в Бинбанке и «Авангарде». Также на рынок недавно вышел Сбербанк. Однако учебных заведений, с которыми напрямую работают банки, в Новосибирске мало. Это отличает его от других городов СФО, например, Омска или Томска. Но насколько экономически обоснованным является вариант сотрудничества муниципального школьного учреждения с платежным оператором, вызывает целый ряд вопросов. Как выяснил «КС», процент, который берут за подобные услуги банки, как правило, ниже, чем у операторов: около 1% у банков против примерно 4% у специализированных компаний. Кроме того, при выборе контрагента в таком вопросе важно оценивать степень защищенности денежных средств и помнить, что в банках деньги защищаются системой страхования вкладов и никогда не пропадут, даже если услуга по какой-то причине больше не будет предоставляться. С другой стороны, специализированные операторы оплаты школьного питания, как правило, не участвуют в этой страховой системе.

Банки намерены побороться с действующими операторами безналичной оплаты школьного питания за перспективный сегмент рынка
Банки намерены побороться с действующими операторами безналичной оплаты школьного питания за перспективный сегмент рынка

Впрочем, сами участники этого рынка считают, что их доминирование над банками в текущей ситуации имеет под собой вполне логичные основания. Так, в компании «Инфошкола» (по данным ЕГРЮЛ, учредителями являются Дмитрий Крюков и Вячеслав Гончаров) считают себя одним из ведущих игроков этого рынка. Эта организация обслуживает около 80 школ города, а также еще около 200 в других городах Сибири. «Мы предоставляем стопроцентный учет движения средств для учебных заведений и операторов питания. Система «ИнфошколаИнфо» — это аппаратно-программный комплекс, основные задачи которого — именно учет средств с целью оптимизации процессов и контроля», — пояснили в компании специфику ее деятельности. Из минусов, которые выделяют родители, — платное СМС-информирование. Также тариф для школ — не самый низкий. Однако, судя по статистике, образовательные организации предпочитают эту систему работы другим.

Сразу возникает вопрос, как именно школы выбирают, какую систему оплаты использовать? В мэрии Новосибирска «КС» объяснили, что решение об использовании безналичной системы оплаты в школьной столовой, а также о выборе оператора или банка принимается совместно родителями, руководителем образовательной организации, оператором питания (комбинат или столовая) и поставщиком данной услуги (то есть агентом безналичного расчета или кредитной организацией). Директор школы № 129 Ольга Волобуева рассказала «КС», как именно это происходит. Сначала оператор или банк обращается в школу с предложением, и представителям компании предоставляется слово на педсовете. «Мы предоставляем слово любым организациям, которые к нам обращаются, будь то банк или специализированная компания», — пояснила руководитель образовательной организации. Затем менеджеры компании выступают на родительских собраниях, и после этого родительский комитет вместе с администрацией принимает коллегиальное решение о выборе оператора. «Для нас основными критериями при выборе были удобное размещение терминалов для пополнения карт, а также скорость зачисления средств — чтобы не дольше суток», — рассказала Ольга Волобуева. Также, прежде чем принимать решение, администрация школы посоветовалась с заведующей столовой, чтобы убедиться, что предложенное оборудование достаточно удобно и просто в использовании. Если организация соответствует всем необходимым критериям и устраивает все заинтересованные стороны, то с ней заключается договор.

Другой крупный бренд на рынке — «Кенгу детям» (по данным ЕГРЮЛ, учредителем является Степан Попов). Под этим названием работает объединение «Кенгу детям ру». В июне 2017 года в него вошел проект «Атлас.Дети». Как рассказал «КС» один из участников рынка, ранее на «Атлас» перевело свои активы ООО «Портфель» — после расторжения договоров с несколькими школами из-за споров с родителями. Однако получить подтверждение этой информации не удалось. Также в «Кенгу детям» входит проект «Школьная безопасность». На текущий момент в совместном активе группы порядка 40 школ. Непосредственно компания «Атлас» обслуживает 46 школ (27 в Новосибирске, пять в Бердске, две в Оби и 12 в Кемеровской области). Оплата производится как через платежные терминалы, установленные в школе, так и удаленно (через сайт организации). Особенности системы: принцип единого идентификатора (карта, браслет, брелок), то есть, помимо столовой, есть возможность «привязать» ее к другим школьным системам. Также, согласно озвученной информации, оборудование предоставляется в школу бесплатно, однако образовательная организация должна оплатить биллинговые услуги. Основным конкурентом в компании считают «Инфошколу». Главным минусом можно назвать отсутствие четких гарантий, поскольку, в отличие от банков, деньги в платежных системах не защищены системой страхования вкладов.

ООО «ПЦ «Аксиома» — это федеральный игрок, представленный в 22 регионах. В Новосибирске обслуживает 10 школ. Главным плюсом оператора пользователи называют то, что он сумел организовать интеграцию своей системы с другими, в том числе с транспортной картой. Среди минусов: платные SMS, стоимость выпуска карты и наличие процентов за пополнение счета.

УК «Система» вышла на рынок школьного питания недавно. В целом же организация занимается автоматизацией предприятий различных отраслей деятельности, в том числе школ. По информации «КС», компания начала сотрудничество с комбинатом школьного питания Калининского района. Кстати, именно этот комбинат приводился ранее в пример организации детского питания, у которой были проблемы, там недавно сменилось руководство.

Сбербанк пока только заходит на рынок школьного питания. Представленный им проект основан на методе биометрического сканирования ладони. То есть оплата производится без использования материальных идентификаторов. У родителей есть возможность контролировать покупки ребенка через личный кабинет. Стандартный комплект устанавливается в школы бесплатно, а комиссия за сопровождение системы закрепляется в договоре с комбинатом питания. На текущий момент проект запущен в нескольких школах Новосибирска. По информации участников рынка, комиссия за эквайринг составляет около 4%, что больше, чем у других банков.

Банк «Авангард» также реализует программу по оплате школьного питания, которая предусматривает специальные карты школьника для оплаты питания в столовой и банковские карты для родителей, с помощью которых пополняется баланс карт школьника. На сайте банка сообщается, что выпуск и обслуживание карты бесплатны, так же как и СМС-оповещения для родителей. Из минусов пользователи отмечают, что в случае если на кредитной карте родителя возникает задолженность, банк может достаточно настойчиво требовать ее погашения.

А Бинбанк свою школьную программу позиционирует как способ повышения финансовой грамотности для подростков. Предоставление карты сопровождается информационно-образовательными материалами для детей, чтобы помочь им начать ориентироваться на рынке финансовых услуг. Из минусов родители отмечают сбои в работе терминалов, которые мешают вовремя пополнять счет.

Мнение потребителей

Главным потребителем услуги безналичной оплаты школьного питания считаются родители учащихся, поскольку именно они оплачивают большую часть расходов. Анализ мнения новосибирцев в социальных сетях и личные беседы с родительским сообществом показали, что в основном родители хотят иметь возможность именно безналичного расчета и даже готовы оплачивать за это комиссию, главное — чтобы все платежи были прозрачны, и не возникало неожиданных изменений в стоимости или появления новых сборов. Самая распространенная жалоба в родительской среде: неожиданные списания со счетов, необоснованное завышение комиссии за пополнение средств и непрозрачность финансовых операций. При этом для родителей важно иметь полную информацию обо всех платежах. То есть конфликты в первую очередь возникают после того, как условия оплаты начинают меняться или деньги с карты просто «пропадают».

Так, председатель Родительского комитета Новосибирской области Андрей Андреев рассказал «КС», что зачастую родители вынуждены отказываться от безналичного расчета в столовых. Главная причина — отсутствие контроля за расходованием средств. «С одной стороны, это очень удобно, потому что ребенок может тратить деньги только в столовой. Но необходим обязательный контроль за средствами на счете, который предоставляют далеко не все операторы. А вообще, во всем мире дети носят еду с собой в школу из дома. И лучше этой системы пока никто не придумал. Единственная достойная альтернатива — это централизованное бесплатное питание, организованное государством, как было в Советском Союзе. А иначе получается бардак, который мы сейчас и имеем. В общем, идея с безналичным расчетом отличная, но реализована она пока недостаточно качественно», — пояснил он.

Среди претензий родителей есть и такая, что при введении безналичной оплаты школа меняет поставщика питания. При разговоре с общественностью корреспондент «КС» отметил, что жалобы на качество питания, предоставленного комбинатами, встречаются чаще, чем на еду, которую готовят непосредственно в школе. И в случае если качество продуктов не устраивает родителей или самих школьников, они просто отказываются пользоваться услугами столовой. Есть и другие сложности. «После введения безналичной оплаты питание и траты ребенка стали неконтролируемыми. Ребенок мог накупить сладостей, а родителям приходит только сообщение о потраченных деньгах. И не знаешь, поел он толком или нет. И ежемесячное обслуживание космическое — в день абонентская плата выходила 5–7 рублей», — рассказала «КС» мать шестиклассника из Новосибирска. Бывают и более сложные ситуации. Когда, например, организация-оператор вообще исчезает с рынка, как это уже случалось в Новосибирске. В таком случае вернуть деньги родителей и школы бывает очень сложно.

Напомним, что, как говорилось выше, родители имеют право самостоятельно выбрать оператора безналичной оплаты или же потребовать возможности оплачивать питание наличными деньгами. Кроме того, при необходимости потребители услуги, недовольные ее качеством, могут пожаловаться в «Роспотребнадзор». Для этого необходимо оставить сообщение на официальном сайте ведомства. В нем требуется указать полное название платежного агента и представить договор о выпуске карты, заключенный между родителем и этим агентом, а также документы, подтверждающие факты необоснованного взимания комиссии или других не устраивающих клиента операций (например, чек). Поэтому родителям детей, если они не хотят попасть в сложную ситуацию с оператором, лучше заранее запросить у руководства школы договор на оказание услуг с компанией, предоставляющей возможность безналичного расчета.

Стоит отметить, что юристы, комментируя вопросы взаимоотношений родителей и операторов оплаты, настроены еще более категорично. Существует даже такая точка зрения, что в действиях некоторых компаний, оказывающих услуги по организации безналичного расчета за школьное питание, можно при желании усмотреть признаки нарушения Закона РФ «О банках и банковской деятельности», так как действия по открытию и ведению счетов, осуществлению переводов денежных средств и электронных денежных средств (в т. ч. без открытия банковских счетов) указанным законом отнесены к банковским операциям, при этом осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России. Но адвокат Новосибирской областной коллегии адвокатов Ольга Картушина рассказала «КС», что сама по себе деятельность операторов не является нарушением, хотя при этом есть другие правовые сложности: «Операторы безналичного расчета за школьное питание должны открывать специальный счет в банке. И этот банк должен за ними наблюдать. Смысл в том, что все расчеты, которые они ведут, должны осуществляться только через этот спецсчет, и никак иначе. Счет открытый и подконтрольный, чтобы банк мог отслеживать, откуда, что и куда пошло. Обслуживание такого платежного агента требует особого контроля со стороны банка, в котором открыт спецсчет. Однако банк может и напрямую подключиться и проводить платежи за питание в школах». Кстати, наблюдатели считают, что именно этот факт может стать причиной того, что в итоге ведущее положение на данном рынке займут именно банки.

«На сегодня, по сути, контролирует работу платежных агентов в основном банк, в котором у него открыт счет. На протяжении нескольких лет идет активное обсуждение правового статуса платежных агентов и иных подобных организаций. Для клиентов, пользующихся услугами платежных посреднических организаций, конечно, есть определенные риски. Как от них уберечься? Как минимум иметь дело с финансовой структурой, деятельность которой лицензируется, тщательно контролируется, а риски страхуются», — добавила Ольга Картушина.

Перспективы

Что касается тенденций рынка, то в первую очередь он движется к интеграции оплаты питания с другими услугами. «Современной тенденцией является комплексность предоставления услуги по карте. Помимо безналичного расчета за питание в школьной столовой, оператор предоставляет услугу оплаты библиотеки, системы хранения, доступ в школу, и в дальнейшем рассматриваются варианты интеграции с транспортной картой ребенка», — говорят в департаменте образования мэрии. Также, по информации мэрии, в последнее время на рынок безналичной оплаты школьного питания все чаще стали выходить банки.

Представитель «Атлас.Дети» считает, что направление по безналичному расчету в Новосибирске будет неуклонно развиваться, и в итоге на рынке останутся 2–3 крупных игрока. «Ближайшие 1,5–2 года все школы с количеством учащихся более 400 человек будут подключены. Школы с меньшим количеством учащихся, скорее всего, будут подключаться с помощью поддержки администраций города и области или по нестандартным сейчас программам самих операторов безналичного расчета», — сказали в компании.

В «Инфошколе» отметили, что рынок на сегодня считается достаточно перспективным. «Постепенно он становится более цивилизованным, поскольку в последнее время появились более или менее четкие очертания неких отраслевых стандартов», — добавил представитель организации.

Заместитель управляющего Новосибирским отделением № 8047 ПАО Сбербанк Елена Бородина отметила, что на рынке сейчас появляются все новые игроки, что свидетельствует о его развитии. «В первую очередь развитие безналичных способов оплаты связано с общей тенденцией ухода от наличных. Сейчас на первое место выходит удобство совершения платежей, но самое главное — это возможность для родителей получать информацию о питании ребенка в школе, например, через личный кабинет или при помощи сервиса СМС-информирования», — добавляет она.

«Бесспорно, автоматизацию расчета за питание в школьных столовых нужно развивать и совершенствовать. Развитие здоровой конкуренции на данном рынке позволит получить более качественную услугу для образовательного учреждения и оператора питания», —подытожили в департаменте образования мэрии. Удастся ли реализовать это начинание так, чтобы снять все претензии клиентов и при этом сформировать действительно современную систему, покажет время.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ