Малый и средний бизнес на волне роста

Как малый, так и средний бизнес в России продолжает осторожно набирать темпы развития. Что является драйвером его роста, какую роль в этом сыграла господдержка и как изменилось поведение клиентов? Об этом «КС» поговорил с руководителями федеральных и региональных банковских структур.

Прошедшие годы неоднократно подтверждали тезис о волнообразном развитии экономики, причем если период этих волн в «тучные» годы был лениво-длинным, то в «тощие» становился нервно-коротким. Вряд ли можно утверждать, что Россия уже дожила до лучших времен, поэтому оптимистичные реляции конца III — начала IV квартала порождали ожидание если не пессимизма, то по крайней мере перехода к нейтральным оценкам. Однако пока с различных направлений экономического фронта продолжают поступать победные донесения.

Так, объединенная исследовательская компания IHS Markit в начале ноября доложила о росте в России показателя деловой уверенности — до максимума с июня 2013 года. По данным исследователей, отечественные предприниматели готовы уже в ближайшем будущем наращивать капиталовложения, создавать новые рабочие места и увеличивать оплату труда. Правда, при этом оптимизм не распространяется на рост прибыльности компаний, однако прогноз рентабельности соответствует среднему мировому уровню.

«Корпоративное кредитование, резко просевшее в кризисном 2016 году, уже в первой половине 2017 года постепенно стало выходить из зоны стагнации», — оценивает ситуацию со своей точки зрения заместитель регионального директора по кредитованию малого бизнеса банка «Открытие» Максим Лунев. По его словам, рост спроса бизнеса на заемные ресурсы подтверждают как данные ЦБ, так и практика самих кредитных организаций — причем не только на закрытие кассовых разрывов и рефинансирование займов, взятых ранее по высоким ставкам, но и на инвестиционные цели. «Их доля в портфеле филиала увеличилась до 50%», — делится информацией банкир.

Схожей позиции придерживается и управляющий розничным бизнесом ВТБ в Новосибирске Станислав Могильников — снижение ставок на рынке кредитования стимулирует экономическую активность предприятий малого и среднего бизнеса, в результате чего растет спрос на кредитные продукты банка. По словам собеседника «КС», сегодня создается ситуация, при которой инвестировать денежные средства в развитие бизнеса становится более привлекательным по сравнению с фиксированными пассивными доходами от размещения депозитов.

Повышением доступности кредитов, снижением ставок в целом по рынку, появлением мощных государственных программ, стимулирующих кредитование данного сектора экономики, объясняет позитивные реалии сегодняшнего дня директор департамента организации продаж МСБ Бинбанка Андрей Возмилов. «На текущий момент предприниматели вновь стали рассматривать кредитование как ключевой источник средств для развития бизнеса, в то время как еще два-три года назад из-за высоких ставок они были вынуждены использовать альтернативные источники фондирования — краудфандинг, прямые инвестиции, лизинг, личные сбережения и т. д.», — обращается топ-менеджер банка к воспоминаниям прошедших лет.

заместитель генерального директора Банка «Левобережный» Людмила Глушкова
По словам заместителя генерального директора Банка «Левобережный» Людмилы Глушковой, прирост малого бизнеса все же сдерживает неготовность предпринимателей к реализации новых проектов в нестабильной среде.

Однако заместитель генерального директора Банка «Левобережный» Людмила Глушкова обращает внимание и на стоп-факторы — несмотря на то что кредитование МСБ банком осуществлялось постоянно, и за три года кредитный портфель вырос почти в два раза, а с начала года его рост составил 16%. Прирост малого бизнеса все же сдерживает неготовность предпринимателей к реализации новых проектов в нестабильной среде.

Бизнес не только занимает, но и накапливает

Наряду с ростом кредитной активности компаний МСБ банкиры наблюдают и продолжающийся рост депозитного портфеля этого сегмента. Отчасти это является следствием все того же возросшего интереса к привлечению банковских ресурсов — они, будучи запущенными в оборот заемщиками, так или иначе оседают на расчетных депозитных счетах их партнеров. Но не исключено, что свою роль играет и приобретенная предпринимателями за последние годы привычка создавать собственный денежный резерв.

Это иллюстрирует на примере своего банка начальник отдела Департамента малого и среднего бизнеса Банк «ЗЕНИТ» Ольга Яковлева — в 2017 году кредитный портфель сегмента МСБ по сравнению с 2014 годом увеличился на 80%, а депозитный — на 43%. «В 2017 году более активно банк развивает продуктовые предложения по транзакционным продуктам для клиентов сегмента МСБ и электронные банковские гарантии для выполнения госзаказа и исполнения контрактов с крупнейшими заказчиками», — видит причины роста руководитель подразделения банка.

При этом Станислав Могильников наблюдает обратную тенденцию. По его информации, пока кредитный портфель предприятий МСП растет медленнее, чем портфель привлеченных средств. «В среднем около 10% рост за три года по кредитному портфелю и более 56% — по портфелю привлеченных средств (депозиты и остатки на расчетных счетах)», — приводит цифры управляющий розничным бизнесом.

А Людмила Глушкова делится своими технологиями работы, обеспечивающими рост портфеля привлеченных ресурсов. «Во-первых, мы поступательно наращиваем свою клиентскую базу на всей территории присутствия банка. Во-вторых, регулярно проводим мониторинг конкурентной среды, анализируем потребности клиентов — в том числе в формате проведения глубинных интервью и адаптируем нашу продуктовую линейку и ценовые параметры банковских услуг», — рассказывает топ-менеджер регионального банка. Она также убеждена: немаловажными факторами для развития депозитного портфеля являются сервисная составляющая и оптимизация бизнес-процессов банка.

«Депозиты в 2017 году в результате коррекции ставок вслед за снижением ключевой ставки ЦБ ожидаемо становятся для компаний менее привлекательными, и возможно дальнейшее замедление их роста», — прогнозирует Максим Лунев. Однако далее он замечает, что временно свободные денежные средства, даже в краткосрочном периоде, способны приносить дополнительный доход бизнесу, поэтому продукты из линейки корпоративных депозитов продолжают оставаться востребованными.

Снижение доходности депозитов для бизнеса отмечает и директор управления продаж малому бизнесу Сибирского банка ПАО Сбербанк Наталья Левченко. По ее информации, для банка 2017 год является позитивным с точки зрения роста кредитного и депозитного портфелей. Депозитный портфель также растет, но меньшими темпами, т. к. Сбербанк проводит целенаправленную политику по снижению ставок по привлекаемым средствам.

Таким образом, деловая активность клиентов направлена как на развитие с помощью привлечения заемных средств, так и на приумножение временно свободных ресурсов путем размещения в депозиты банков, заслуживших положительную репутацию, подводит итоги директор Новосибирского регионального филиала АО «Россельхозбанк» Станислав Тишуров.

Новые штрихи в бизнес-портрете

Изменения в структуре потребления банковских продуктов, в первую очередь — рост портфеля кредитных заимствований, стали не только следствием смягчения процентной политики мегарегулятором, а вслед за ним и коммерческими банками. Изменился и сам заемщик — кризис, как хороший учитель, преподал бизнесу уроки оптимизации издержек и управления рисками.

«Да, есть изменения в отношении заемщиков к кредитам — клиенты стали более осторожно подходить к взятию на себя новых кредитных обязательств», — подтверждает Станислав Могильников. С коллегой солидарна и Людмила Глушкова — большее внимание стало уделяться анализу риска возможных скрытых потерь в структуре обязательств предприятия, наступление которых способно сделать компанию абсолютно неплатежеспособной в очень короткий срок.

Ольга Яковлева, говоря об изменениях клиентской базы, считает важным учитывать отраслевую структуру бизнеса. «Если речь идет о кредитовании, то на текущий момент по сравнению с 2014 годом большинство наших заемщиков работает в сфере производства и услуг, то есть снижается доля кредитования торговых компаний и увеличивается кредитование реального сектора экономики», — говорит начальник отдела, связывая эту тенденцию с оказанием господдержки данным компаниям.

Однако, по мнению Андрея Возмилова, портрет клиента в целом значительно не изменился, хотя на текущий момент видно, что в числе клиентов все чаще появляются компании сферы производства, небольшие технологичные предприятия, субъекты внешней торговли, поставщики импортозамещающих товаров и услуг. «Но основным клиентским сегментом по-прежнему остаются компании розничной и оптовой торговли», — констатирует банкир. Схожего мнения придерживается и Наталья Левченко — значительных изменений в портрете клиента МСБ за последние три года не произошло, но при этом поменялись требования и критерии, предъявляемые субъектами МСБ к банкам. «Так, например, на текущий момент одним из главных критериев выбора клиентом конкретного банка является скорость принятия решения по кредитной сделке», — приводит пример директор управления.

Бизнесмены больше не боятся займов и готовы вступать в партнерские отношения с банком — так характеризует современного клиента директор по массовому бизнесу филиала «Новосибирский» Альфа-Банка Максим Куракулов, основываясь на собственном опыте. «Предприниматели, особенно новой волны, пришедшие в бизнес относительно недавно, в 2014–2016 годах, прошли серьезную школу выживания», — видит Максим Лунев структурные преобразования малого и среднего бизнеса. По его наблюдениям, постоянное взаимодействие с собственниками компаний подтверждает, что они повысили свою финансовую грамотность, особенно в части оценки рисков бизнеса, стали более адекватно и ответственно относиться к взятию на себя долговых обязательств.


 

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Дмитрий Бойко, заместитель начальника управления по малому бизнесу РЦ «Сибирский» АО «Райффайзенбанк»Дмитрий Бойко,
заместитель начальника управления по малому бизнесу РЦ «Сибирский» АО «Райффайзенбанк»

— Какую динамику кредитования компаний сегмента малого бизнеса вы наблюдаете по итогам трех кварталов 2017 года?

— Положительную динамику по приросту кредитных портфелей в сегменте микро- и малого бизнеса мы наблюдаем в течение всего года. В 2017 году наш кредитный портфель в Сибири на 30% вырос. Мы видим высокий уровень интереса со стороны устойчивых компаний, которые думают о расширении и развитии бизнеса, поскольку стоимость активов сейчас на рынке достаточно интересная. Уровень ставок способствует росту кредитования. В течение года ЦБ планомерно снижает ключевую ставку, банки, конечно, следуют за ней.

— Как изменились потребности этой категории клиентов и какие новые направления продуктов и услуг появились в этом направлении?

— Помимо уровня ставок, сегодня бизнес интересует скорость получения необходимых средств. В этом направлении мы активно работаем, выводим на рынок продукты, которые позволяют предпринимателям экономить свое время. Так, «Легкий овердрафт», например, не требует подписания отдельных договоров, предоставления дополнительных пакетов документов — для оформления достаточно отметки в заявлении на открытие счета.

Растет спрос на корпоративные карты, привязанные к расчетному счету компании. Например, кобрендовая карта с METRO Cash&Carry предоставляет до 45 дней беспроцентной отсрочки платежа и скидку до 10% в магазинах МЕТRО. Кроме того, по карте клиенты получают кредитный лимит, который устанавливается на основе обычных закупок в METRO, без предоставления дополнительных документов.
Постепенно восстанавливается спрос на инвестиционные, «длинные» кредиты. В Райффайзенбанке есть программы кредитования сроком до 10 лет.

Одна из важнейших тенденций — переток некредитующихся клиентов в крупные банки. Рост пассивной базы Райффайзенбанка на протяжении последних лет свидетельствует о желании клиентов снизить риски при проведении расчетов.
Мы запустили несколько обновлений и сервисов в интернет-банке. Вышла легкая версия «Райффайзен Бизнес Онлайн Лайт», которая сделана исключительно для индивидуальных предпринимателей. Также мы открыли возможность управления счетами ИП в онлайн-банке для физических лиц «Райффайзен-Онлайн». Эта услуга является новинкой, и Райффайзенбанк вошел в число первооткрывателей на этом рынке. Услуга стала очень популярной среди наших клиентов.

Сейчас у нас порядка 98% операций в банке проходит через дистанционные каналы, а не через отделение. Это впечатляющий результат, который наглядно показывает, что клиенты готовы работать с банком с помощью современных технологий.

— Каковы ваши прогнозы по динамике этого сегмента в 2018 году?

— В будущем году мы планируем продолжать наращивать клиентскую базу, и малый бизнес для нас — одно из ключевых направлений развития. Мы планируем содействовать развитию бизнеса с помощью запуска простых и удобных онлайн-сервисов, новых расчетных продуктов и «легкого» кредитования.

реклама


 

Александр Кангро, исполнительный директор МКК Фонд микрофинансирования Новосибирской областиАлександр Кангро,
исполнительный директор МКК Фонд микрофинансирования Новосибирской области

— Какова динамика займов, выданных Фондом микрофинансирования НСО по итогам трех кварталов 2017 года? С какими результатами вы планируете завершить 2017 год?

— За период работы МКК Фонд микрофинансирования НСО субъектами малого предпринимательства по состоянию на 10 ноября 2017 выдано 2 358 займов на сумму 2 миллиарда рублей. Если говорить о динамике по состоянию на 1 октября 2017 г., то здесь все положительно. Активный портфель микрозаймов, выданных микрокредитной компанией Новосибирский областной фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства, показывает рост по сравнению к аналогичному периоду прошлого года на 12% и составил 425,3 млн рублей. В то же время число активных займов несколько снизилось и составило 516 штук. Это произошло за счет увеличения количества займов до 3 млн рублей.

За этими цифрами все-таки невозможно не увидеть зачастую неумение малого бизнеса работать с заемными ресурсами. Здесь малым бизнесменам еще много надо прошагать. Без четкого понимания смысла займа, на какие цели запрашивается займ: развитие бизнеса, или займ для латания дыр, или займ на посторонние цели,  предпринимателю ничего не светит. С таким подходом мы часто сталкиваемся, когда малый бизнес не в состоянии просчитать эффективность заимствований.

Конечно, мы, наверное, идеалисты, ожидающие увидеть просчитанные бизнес-планы или технико-экономические обоснования займов.

— Каковы, на ваш взгляд, долгосрочные последствия принятия Государственной думой закона об увеличении максимальной суммы микрозайма до 3 млн рублей?

— Видимо, до Нового года Государственная дума Российской Федерации примет решение об увеличении суммы займа до 5 млн рублей. Конечно, такие цифры для большинства субъектов малого предпринимательства неподъемны. Неподъемны с точки зрения экономических результатов, численности работающих, прибыльности и обеспечения залогом. Но есть к чему стремиться.

— В современных экономических условиях тема финансовой доступности и финансовой грамотности актуальна как никогда. Какие меры вы предпринимаете в этом направлении?

— Модная тема — финансовая доступность и финансовая грамотность, на наш взгляд, пока остается модной. В целом же проблемой финансовой грамотности обеспокоены и федеральные структуры. Ведется определенная работа на уровне Минобразования РФ от школы до ВУЗа. Цель одна – чтобы современные люди обладали знаниями и практическими навыками в самых сложных жизненных ситуациях.


 

ОЛЬГА ДРОНОВА,
руководитель фонда развития малого и среднего предпринимательства Новосибирской области

— Какова динамика заявок, поступивших в фонд от компаний сегмента МСБ по итогам трех кварталов 2017 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года?

— За три квартала 2017 года Гарантийный фонд предоставил 245 поручительств на сумму 2,2 млрд рублей. По отношению к аналогичному периоду 2016 года количественные показатели практически не изменились, в то время как по сумме поручительств отмечен прирост на 71,5%. Увеличился объем кредитования по суммам поручительств. Стоит отметить, что у предпринимателей повысилась потребность в банковских гарантиях, в том числе на выполнение муниципальных и государственных контрактов. Заметен рост повторных обращений в Фонд.

На данный момент своеобразного марафона к концу года не обещается, будем надеяться, что предприниматели будут взвешенно и расчетливо брать кредиты для своих потребностей, а мы всегда готовы оказать финансовую поддержку — поручительства и предоставить актуальную информацию по гарантийной поддержке.

— На ваш взгляд, можно ли говорить об оживлении сегмента МСБ и росте деловой активности с его стороны по итогам трех кварталов 2017 года?

— Рынок постепенно оживает, это видно по результатам нашей работы. Если за три квартала 2015 года было выдано 220 поручительств, на 01.10.2016 предоставлено 239 поручительств, то в этом году по итогам трех кварталов Гарантийный фонд выдал 245 поручительств. Отмечается рост потребности предпринимателей в поручительствах по кредитам и банковским гарантиям.


ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Максим Куракулов,
директор по массовому бизнесу филиала «Новосибирский» Альфа-Банка:

— Сегодня все больше компаний берут финансирование на развитие бизнеса, а не на поддержание. О чем это говорит? О том, что предприниматели, которые набрали хорошую экспертизу за сложный экономический период 2014–2015 годов, сумели построить или перестроить модель бизнеса так, что сегодня могут не просто поддерживать себя на плаву, но и развиваться.


 

Максим Лунев,
заместитель регионального директора по кредитованию малого бизнеса банка «Открытие»
:

— Помимо улучшения макроэкономических показателей, драйверами роста МСБ послужили удешевление банковских кредитов вследствие снижения ключевой ставки ЦБ и, что не менее важно, смена настроений в предпринимательской среде: переход от пессимизма и выжидательной позиции к осторожному оптимизму и видению новых возможностей для развития бизнеса.


 

Станислав Могильников,
управляющий розничным бизнесом ВТБ в Новосибирске:

— Мы не отмечаем появления новых отраслевых направлений для кредитования, но существует заметное перераспределение внутри рынка между его участниками. Остаются и развиваются более сильные игроки, которые быстрее адаптируются под изменения на рынке.


 

Андрей Возмилов,
директор департамента организации продаж МСБ Бинбанка:

— Программы господдержки позволяют малому и среднему бизнесу получать финансирование под невысокую ставку, а учитывая, что малый бизнес в большинстве своем низкомаржинальный, то вопрос цены чаще всего выходит на первый план при принятии решения в пользу кредитования или при отказе от него.


 

Наталья Левченко,
директор управления продаж малому бизнесу Сибирского банка ПАО Сбербанк:

— Программы поддержки предпринимателей сегмента ММБ показали свою эффективность. Их прекращение отрицательно скажется на динамике развития многих отраслей экономики.


 

Ольга Яковлева,
начальник отдела Департамента малого и среднего бизнеса Банк «ЗЕНИТ»:

— Со стороны как надзорных органов, так и банков усилился контроль за проведением сомнительных и транзитных операций клиентов, налоговой нагрузкой. Это стимулирует МСБ к уходу от использования «серых» схем и усилению налоговой дисциплины.


 

Людмила Глушкова,
заместитель генерального директора Банка «Левобережный»:

— Те, кто не выдержали потрясений конца 2014 года, ушли с рынка. Кто прошел это испытание, тот окреп и получил новые возможности по расширению своих позиций, смог диверсифицировать свой бизнес, заняться импортозамещением. В настоящее время основное внимание уделяется оптимизации затрат и повышению эффективности всех процессов ведения бизнеса.


 

Вячеслав Брюханов,
руководитель корпоративного бизнеса ВТБ в Новосибирской области:

— С точки зрения портрета нашего клиента среднего бизнеса в НСО — это закаленные, зрелые предприниматели, умеющие приспосабливаться к любым условиям ведения бизнеса, не забывающие о формировании подушки безопасности. Они четко понимают, что сжатие спроса не вечно, и готовятся к тому, чтобы во всеоружии поймать волну будущего спроса. Это значит, что они инвестируют в развитие заблаговременно, еще на спаде, и делают это взвешенно и рационально.


 

Станислав Тишуров,
директор Новосибирского регионального филиала АО «Россельхозбанк»:

— Портрет клиента стал более разносторонним. Мы увидели предпосылки к диверсификации, появлению клиентов из других отраслей экономики. Сегодня клиенты филиала — это не только сельхозпроизводители, но и производственные, торговые компании, сфера услуг. На 1 ноября 2017 года доля клиентов, не относящихся к АПК, составляет порядка 30%.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона. Для корректной работы приложения требуется выключить в настройках in app browser.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ