Эта машина не заводится

Взаимоотношения автодилеров и банков последнее время нередко становятся темой для обсуждений в деловом сообществе. На этот раз красноярская группа автодилерских предприятий Александра Панченко оказалась в сложном финансовом положении в связи с высокой кредитной нагрузкой. Взыскать 212 млн рублей с группы компаний требует банк ВТБ, отмечая, что дилер не выполняет свои обязательства. Тем временем сам предприниматель убежден, что причина в другом. В сложившейся ситуации разбирался «КС».

Путь на рынке

Напомним, что красноярский предприниматель Александр Панченко вышел на рынок сибирского авторитейла в 2009 году. Именно в этом году основанное им ООО «Премиум» получило дилерство автомобильной марки Suzuki. Несколькими годами позже предприниматель также получил дилерство автомобильных марок Porsche (ООО «Престиж-Авто») и Infiniti (ООО «Статус-Авто»). Согласно договорам, заключенным с дистрибьюторами марок, дилер брал на себя обязательства по возведению полнофункциональных салонов по всем стандартам соответствующих брендов. Бизнесмен был готов к этому и планировал строительство и запуск салонов Suzuki и Infiniti. Спустя шесть лет после запуска Suzuki, в 2015 году компания «Премиум» успешно запустила на собственных площадях полноценный салон японской марки. Более того, переезд марки Suzuki с арендованных на собственные площади позволил дилеру вести дальнейшие переговоры с другими дистрибьюторами по размещению на этой площадке. В итоге Александр Панченко даже победил в тендере на право быть третьим в регионе дилером KIA.

Однако, безусловно, в истории дилера были и другие моменты. Так, в 2015 году глава «Порше Руссланд» Томас Штерцель объявил в интервью «КС» о том, что дистрибьютор намерен прекратить отношения с «Престиж-Авто». Новым официальным дилером была назначена ГК «Крепость» Александра Кангуна. Участники рынка не удивились этому, отмечая, что уровень продаж автомобилей Porsche в Красноярске, вероятно, не мог удовлетворять дистрибьютора. Тем не менее партнеры расстались без какого-либо конфликта, и Александр Панченко обеспечил эволюционный переход Porsche в руки «Крепости», несмотря на значительную пролонгацию сроков запуска этого салона.

По данным АЕБ, в первом полугодии 2017 года в Красноярском крае было продано 10 новых автомобилей Suzuki, 21 новый автомобиль Infiniti и 35 новых автомобилей Porsche. Для сравнения: за этот же период в Новосибирске было реализовано 25 автомобилей Suzuki, 42 новых автомобилей Porsche.

В свою очередь ситуация по Suzuki осложнилась тем, что в 2016 году «Сузуки Мотор РУС» назначила второго дилера в Красноярске — им стал «Медведь Холдинг». Уже тогда участники рынка предполагали, что желание «Медведя» взять в портфель Suzuki обусловлено тем, что в холдинге рассчитывают остаться единственным официальным дилером марки в Красноярске в будущем. Однако сам Александр Панченко на тот момент опровергал такой вариант развития событий, отмечая, что его компания намерена и дальше работать с Suzuki. Тем не менее участники рынка говорили о том, что в текущей экономической ситуации двум дилерам будет очень тесно на рынке, так как объемы продаж японской марки в целом по Сибири стали угрожающе малы.

Эти обстоятельства не могли не отразиться и на операционной деятельности группы автодилерских предприятий Александра Панченко. Как ранее писал «КС», в конце октября банк ВТБ обратился в суд с иском о взыскании 212 млн рублей с группы автодилерских предприятий Александра Панченко (ООО «Росси», ООО «Статус-Авто», ООО «Престиж-Авто»). Заявление было принято к производству. Ближайшее заседание по делу намечено на 28 ноября. 6 октября банк ВТБ обратился о признании ООО «Премиум» банкротом.

Дилер и банк

3 ноября Александр Панченко опубликовал в региональной прессе открытое письмо на имя руководства банка ВТБ. Бизнесмен утверждает, что банк загоняет его в долговую яму. В своем письме предприниматель подробно рассказал о своем сотрудничестве с ВТБ и высказал свою версию имевших место событий (письмо предоставлено Александром Панченко и имеется в распоряжении «КС»).

Так, сотрудничество с банком началось в 2014 году. Банк рассмотрел возможность строительства автоцентров Suzuki и Infiniti и текущей деятельности группы. Как утверждает Александр Панченко, ВТБ обещал прокредитовать строительство салона Infiniti. Более того, бизнесмен даже начал строительство дилерского центра японской премиальной марки на собственные средства, не дожидаясь финансирования от банка, но будучи уверенным, что ВТБ его обеспечит.

Однако в 2015–2016 годах, утверждает предприниматель, он недополучил финансирования на 22,9 млн рублей, что привело к значительным потерям. К ним Александр Панченко относит потерю статуса дилера Porsche, признавая, что компания не смогла соответствовать стандартам по наличию новых и тестовых автомобилей и складу запчастей. От импортера Suzuki была потеряна отсрочка платежа, что привело к появлению в городе второго дилера — «Медведь-Холдинга». Наконец, несмотря на победу в тендере по марке KIA, бизнесмену не удалось на текущий момент запустить салон и наладить операционную деятельность по этому бренду.

Панченко утверждает, что все его предложения о реструктуризации задолженности банк не принял. В частности, речь шла о возможности освобождения из-под залога земельного участка для строительства на нем жилого комплекса. Также Александр Панченко отмечает, что был вынужден продать магазин спорттоваров «Ермак-Спорт», чтобы обслуживать кредиты. Предприниматель говорит о том, что стремится сохранить бизнес и развивать его, предлагая пути выхода из сложной финансовой ситуации. Он считает, что банк не выполнил обязательства, и призывает к сохранению бизнеса. В ВТБ с претензиями бизнесмена не согласны.

Как рассказали в ВТБ, компаниям Александра Панченко было открыты четыре кредитные линии. Первая — на 160 млн рублей — предназначалась для финансирования затрат по строительству дилерского центра Suzuki в Красноярске. Остальные — на общую сумму 100 млн рублей — на пополнение оборотных средств компаний группы компаний Александра Панченко. Обязательств по финансированию строительства Infiniti ВТБ на себя не брал — банк уведомлял клиента о том, что готов профинансировать второе строительство только после завершения строительства Suzuki и передачи его надлежащим образом в залог банку. «Была согласована последовательность реализации проектов: банк подтверждал финансирование строительства дилерского центра Infiniti только после ввода в эксплуатацию дилерского центра Suzuki. ВТБ полностью профинансировал создание центра Suzuki», — отметили в банке. Однако Александр Панченко уже в 2014 году начал одновременно строительство дилерского центра Infiniti. Это противоречило не только договоренностям сторон, но и экономической логике, потому что в это время стала очевидной стагнация отрасли. В ВТБ пояснили, что как раз это привело к дефициту оборотных средств группы и повлияло на существенное снижение выручки и ухудшение финансового состояния дилера. «В этой ситуации банк принял решение не увеличивать объем долговой нагрузки, поскольку обслуживать действующие кредиты клиенту и так было сложно», — пояснила управляющий корпоративным филиалом банка ВТБ в Красноярском крае Наталья Табаринцева, добавив, что дилерский центр Infiniti предприниматель до сих пор так и не построил.

В банке отмечают, что с 2014-го по 2016 год неоднократно шли навстречу компании, предлагая возможности ее финансового оздоровления. «Для этого в пользу клиента был принят ряд решений: реструктурирована задолженность, увеличены сроки кредитных линий, банк отказался использовать законное право на досрочное истребование долга, а средства от реализации одного из объектов залога были направлены на погашение кредита лишь частично», — отметили в банке.

Ошибка менеджмента или жертва кризиса?
Недостроенное здание дилерского центра. Фото Ивана Голубева

Также в ВТБ утверждают, что рассматривали разные сценарии урегулирования ситуации во внесудебном порядке. Основным условием этого было отсутствие просроченных платежей. Однако группа компаний с февраля 2017 года перестала выполнять все обязательства по погашению процентов и сумм основного долга, закрыла счета в ВТБ. «Мы будем решать вопросы в правовом поле и будем отстаивать свои интересы в рамках законодательства. В частности, банк обратился в арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании ООО «Премиум» банкротом, а также подал заявления о взыскании задолженности по договорам поручительства», — рассказали в ВТБ.

Примечательно, что в арбитражном суде Красноярского края также рассматривается заявление о банкротстве ООО «Премиум», поданное на три дня раньше заявления банка, но заявителем выступает компания «Престиж-Авто», учрежденная, по данным ЕГРЮЛ, Константином Панченко.

Получить комментарий Александра Панченко по заявленной позиции ВТБ на момент сдачи материала не удалось.

Ошибка менеджмента или жертва кризиса?

Участники автомобильного рынка Сибири не удивлены сложившейся ситуацией. По их словам, последние годы были отмечены падением продаж новых автомобилей, и рынок начал восстанавливаться только в этом году. Это послужило причиной того, что многие как мелкие, так и достаточно крупные автодилеры оказались в кредитной ловушке. Примером может служить новосибирская ГК «МАКС Моторс» — самый крупный автодилер Сибири по величине портфеля представляемых марок. Осенью 2016 года она лишилась дилерства всех своих брендов, а сейчас ее компании проходят процедуру банкротства. Кредиторами группы компаний являлись Сбербанк, ВТБ, Юникредитбанк, а также ряд других финансовых учреждений, которые сейчас делят ее имущество. Не менее громко ушла с рынка новосибирская ГК «СЛК-Моторс», задолженность которой перед одним только банком «Открытие», по данным участников рынка, составляла около 2 млрд рублей. Имущество компании в настоящий момент выставлено на продажу, но аукционы уже несколько раз отменялись из-за отсутствия заявок.

В этом контексте стоит отметить, что новый инвестиционный проект — всегда риски. Положительный результат определяется грамотным расчетом и соблюдением сторонами достигнутых договоренностей. Принятие решения о кредитовании банком предваряется серьезным тестированием бизнес-модели на предмет устойчивости к внешним рискам. Как отмечают участники финансового рынка, в ходе реализации проекта кредитор, как правило, находится на стороне клиента, ведь его цель — возврат средств. При этом банк рассчитывает на то, что клиент будет следовать его рекомендациям.

Как пояснил в разговоре с «КС» топ-менеджер один из сибирских автодилеров, вопросы к бизнес-модели возникают еще на стадии ее формулировки. «Честно говоря, открытое письмо Александра Панченко я дочитал лишь наполовину. Стало понятно, что собственных средств у компании, вероятно, не было, но тем не менее, она планировала построить два полнофункциональных автоцентра, чтобы продавать там, условно говоря, 10 машин (продажи новых автомобилей марки Suzuki в первом полугодии 2017 года в Красноярске, по данным АЕБ. — «КС»), но случился кризис, и появились проблемы. Какие тут могут быть вопросы?» — рассуждает руководитель отдела продаж одного из новосибирских мультибрендовых автодилеров на условиях анонимности.

Стоит отметить, что сибирские дилеры, работающие с ВТБ, подтверждают, что банк предъявляет высокие требования к заемщикам, однако случаев, подобных ситуации с Александром Панченко, не припоминают. Так, генеральный директор ГК «СИАЛАВТО» (официальный дилер Renault, KIA в Красноярском крае) Сергей Нощик рассказал, что его организация имеет большую историю отношений с ВТБ и в целом удовлетворена сотрудничеством. «Я не знаю изнутри сути противоречий «Премиума» и ВТБ, с их позициями знаком только из СМИ. Известно, что ситуация у коллег по авторынку действительно трудная. Но наш опыт работы с этим банком только положительный. История наших отношений длится уже более пяти лет, и не только в автомобильном бизнесе. В начале года мы вновь привлекли ресурсы ВТБ под финансирование текущей деятельности сроком на три года. Причем банк был выбран в рамках тендерных процедур из большого количества кредитных организаций. Длительная история нашей совместной работы, наверное, лучше любых устных оценок характеризует качество работы банка», — отметил Сергей Нощик.

Ошибка менеджмента или жертва кризиса?
Недостроенное здание дилерского центра. Фото Ивана Голубева

В свою очередь сами дистрибьюторы, работающие с Александром Панченко, пока терпеливо ждут развития ситуации. В российском представительстве Infiniti отмечают, что «Статус-Авто» по-прежнему является официальным дилером марки. В «КИА Моторс РУС» не комментируют дальнейшие планы по работе с Александром Панченко, но признают, что его компания действительно участвовала в тендере по Красноярску. В свою очередь в «Сузуки Мотор РУС» отмечают, что в настоящее время согласовывают с компанией «Премиум» планы по дальнейшему сотрудничеству. Тем временем на сайте в списке дилеров  компании Александра Панченко уже нет. «В шоу-рум дилерского центра сейчас не представлены новые модели Suzuki, и чтобы не вводить клиентов в заблуждение, информация на сайте временно не размещается», — пояснила «КС» PR-менеджер Suzuki в России Юлия Рязанцева.

«КС» будет следить за дальнейшим развитием ситуации.

Оставляйте заявки на вступление в нашу Whatsapp-группу автодилерского бизнеса Сибири, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в этой сфере в регионе.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@sibpress.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ