«Школа ритейла»: полезная инициатива или пустая формальность?

Организованный мэрией Новосибирска экспериментальный проект «Школа ритейла» ставит своей целью наладить связи между торговыми сетями и местными производителями, которые нередко испытывали проблемы с доступом на полки супермаркетов. Каковы промежуточные результаты проекта по состоянию на текущий момент? Удастся ли осуществить заявленную цель такими инструментами? «КС» обратился за комментариями к  организаторам проекта, торговым сетям и самим производителям.  

Кто в школе?

Напомним, что проект «Школа ритейла» был инициирован управлением предпринимательства и инвестиционной политики мэрии Новосибирска, став логичным продолжением цикла заседаний комиссий и круглых столов по этой тематике, которые не раз проводились за последний год.

Дело в том, что предприниматели очень часто жалуются на наличие заградительных барьеров со стороны торговых сетей, которые не дают им возможность попасть на вожделенные полки супермаркетов и найти таким образом своего потребителя.  Предприниматели сетуют на наличие коррупции и субъективного подхода к принятию решения со стороны многих сетей. В свою очередь представители сетей, напротив, отмечают, что многие производители не могут правильно упаковать свой продукт, довести его до ума и содержательно донести его преимущества до партнеров.  Ликвидировать эту пропасть и призван рассматриваемый проект.

Занятия в школе  стартовали 2 октября 2017 года, и на текущий момент уже прошло 3 семинара из заявленных 12. Участниками проекта стало порядка 60 новосибирских компаний, многие из которых имели негативный опыт взаимодействия с крупными торговыми сетями. Среди торговых сетей партнерами проекта выступили местный ТХ «Сибирский Гигант», а также крупные федеральные ритейлеры — «Лента», «Магнит» и «Пятерочка» (X5 Retail).

Интересна и методология занятий в школе. По замыслу представителей мэрии, формат реальных историй успеха и неуспеха тех компаний, у которых получилось или не получилось зайти в сети, способен помочь повысить уровень просвещения предпринимателей. Кроме того, школа призвана повысить уровень правовой грамотности участников. В сущности занятия в этой школе – это серия семинаров и тренингов от практикующих экспертов, работающих в торговых сетях.

Как пояснил «КС» начальник управления предпринимательства и инвестиционной политики мэрии Новосибирска Максим Останин, ответственный за проект, «Школа ритейла» реализуется в экспериментальном формате, и определенное количество выпускников этого проекта должно попасть в торговые сети. «Мы считаем, что если около 30% участников проекта в течение нескольких месяцев попадут в торговые сети, то этот проект можно считать успешным», — пояснил критерии оценки эффективности «Школы ритейла» Максим Останин.

Среди сложностей куратор проекта выделил разнопрофильность участников, что порождает необходимость выработки индивидуального подхода к каждому их них. В связи с этим Максим Останин высказал предложение в дальнейшем формировать разные группы в рамках проекта в зависимости от специализации участников.

Помимо этого, он подчеркнул, что одной из целей проекта можно считать помощь в налаживании контактов между торговыми сетями и предпринимателями. Но при этом чиновник отметил, что эту цель нельзя считать основной, несмотря на ее положительные стороны.

Также собеседник «КС» выразил надежду на продолжительное действие и дальнейшую разработку существующих проектов мэрии по развитию бизнеса. В частности, он напомнил о другом проекте «Поставщик», который, по его мнению, показал хорошие результаты.

Однако что думают о проекте сами участники?

школа2
Фото мэрии Новосибирска

Взгляд изнутри

Основатель Gresso Coffee Александр Гресь отметил, что ранее с торговыми сетями не работал, хотя знал принципы их деятельности. «Школа ритейла» позволила ему не только найти партнеров (начать работу с «Сибирским Гигантом»), но и шире взглянуть на сущность взаимоотношений поставщиков и сетей, а также опираться на практики, которые позволяют максимально полно удовлетворить интересы обеих сторон.

Еще один участник кофейного рынка и проекта «Школа ритейла», основатель компании «Дело вкуса» Владимир Тонконог также ранее имел неудачный опыт выхода в торговую сеть. Отсутствие результата предприниматель объяснил неудачно выбранным временем для начала сотрудничества. Участие в проекте помогло ему выявить не только эту проблему, но и некоторые другие, о существовании которых он узнал от участников проекта. Говоря о «Школе ритейла», он отметил, что проект, прежде всего, предоставляет предпринимателям и торговым сетям площадку, которая позволяет находить совместные пути решения возникающих вопросов. Бизнесмен особенно подчеркнул, что возможность обучения и взаимодействия с коммерческими директорами торговых сетей позволяет разрешить вопросы, которые невозможно обойти мимо при попытке начать работу с торговой сетью напрямую.  Также в качестве преимущества проекта Владимир Тонконог отметил то, что он осуществляется на бесплатной основе.

Понять принципы работы ритейлеров удалось и Анастасии Бессоновой. Ее компания «Проростки» уже сотрудничала с большим количеством сетей, однако «Школа ритейла» помогла Анастасии Бессоновой начать работу с торговой сетью «Магнит». Анастасия Бессонова рассказала «КС», что не понимала и страшилась объемных электронных анкет, которые предлагает указанная торговая сеть, но пообщавшись с ее представителями в рамках «Школы ритейла» усвоила принципы работы этой сети. Помимо этого Анастасия Бессонова отметила, что хотела бы узнать, как должна выглядеть правильная упаковка продукта.     Генеральный директор «Проростков» согласилась с тем, что «Школа ритейла» позволяет найти связи и уточнила, что проект позволил ей начать реализовывать свой продукт как сырье для косметики.

Говоря о недостатках проекта,  Владимир Тонконог обратил внимание небольшое количество мест (всего 60), а также выразил надежду на большее количество реальных историй взаимодействия сетей и предпринимателей в противовес формальным и исключительно теоретическим выступлениям.

В свою очередь Анастасия Бессонова посчитала главной проблемой проекта недостаточную степень работы с аудиторией. По ее информации, около трети принимающих участие в проекте предпринимателей, или уже работают с сетями, или работали с ними раннее. Поэтому предприниматель считает, что комплекс вводных лекций, касающихся сущности взаимодействия сетей и производителей был лишним и чрезмерно теоретическим.

школа3
Фото мэрии Новосибирска

Взгляд из сетей

Представители торговых сетей пока осторожно высказываются об участии в проекте. Так, коммерческий директор ТХ «Сибирский гигант» Ольга Занина сказала, что не готова дать оценку «Школе ритейла», поскольку на текущий момент никто из предпринимателей не предпринял попыток начать совместную работу. Также она заявила, что подобные проекты редко на практике получаются такими, как это предполагается в теории. Однако, собеседница «КС» выразила надежду на то, что в конечном итоге программа будет реализована.

Комментарии от «Магнита», «Ленты» и «Пятерочки» на момент написания материала получить не удалось.

В настоящее время занятия в «Школе ритейла» продолжаются. О результатах пока говорить рано, но в любом случае важный шаг на пути улучшения взаимодействия между производителями и торговыми сетями сделан.

«КС» будет следить за дальнейшим развитием проекта.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту [email protected] или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ