Крепкий орешек метростроения

Тема продолжения строительства в Новосибирске метрополитена продолжает активно обсуждаться как в коридорах областной и городской власти, так и среди простых горожан. «КС» разбирался, почему буксует важнейший для полуторамиллионника транспортный проект и когда может состояться его возобновление.

Прошло семь лет после того, как распахнула двери последняя, тринадцатая по счету станция новосибирской подземки «Золотая Нива». Фактически такой временной перерыв в строительстве метро уже превысил аналогичный промежуток времени в 90-е годы прошлого века, когда в Новосибирске произошла длительная остановка в реализации метростроительной программы города. Отличие в том, что сегодня нет брошенных котлованов и не пройденных до конца тоннелей, которые занимали проезжую часть на улицах города и раздражали горожан.

Цена метровопроса

Тема продолжения строительства метрополитена в Новосибирске не сходит с повестки дня в областном центре в течение последних нескольких лет. На сегодня она наполнилась новым содержанием. Во время посещения МУП «Новосибирский метрополитен» в начале сентября текущего года полномочный представитель президента РФ в Сибирском федеральном округе Сергей Меняйло и мэр Новосибирска Анатолий Локоть заявили о готовности объединить усилия в решении вопроса дальнейшего развития новосибирской подземки. «Мы договорились о выстраивании единой позиции, сосредоточении наших усилий, внутренних — городских — ресурсов и поддержки области. Когда позиция будет выверена, обратимся за помощью в федеральный центр», — сказал Анатолий Локоть.

Сегодня «цена вопроса» продолжения строительства метро — 15 млрд руб. Именно в такую сумму оценивается стоимость реализации проекта продления Дзержинской линии с двумя перспективными станциями «Гусинобродская» и «Молодежная», после чего пассажиропоток метрополитена увеличится на 20%. Градоначальник не впервые публично высказывается о продолжении строительства метрополитена. Так, в ответе на вопрос корреспондента «КС» о видении мэром парадигмы развития транспортного комплекса областного центра Анатолий Локоть назвал два приоритетных направления — продолжение строительства метро и развитие муниципального общественного транспорта. Однако будут ли осуществлены эти метропланы в ближайшей перспективе?

Смена вех и направлений

Еще несколько лет назад приоритетным направлением развития Новосибирского метрополитена была заявлена станция «Площадь Станиславского» в левобережье. Это направление было закреплено в «Программе развития Новосибирского метрополитена до 2015 года» и послужило основанием для федерального софинансирования строительства метрополитена в Новосибирске в течение периода 2000–2010 гг.

GUSINKA

Однако в 2011 году федеральная поддержка прекратилась, а приоритетной стала идея продления Дзержинской линии и строительства метродепо на территории бывшего вещевого рынка «Гусинобродский» в правобережье. Эксперты считают, что свою роль в изменении городского метропроекта сыграли несколько факторов, среди которых наиболее важным называют отсутствие возможностей территориального расширения существующего метроэлектродепо. Также среди факторов называют положения федерального закона, по которому с 2015 года на городских территориях должны прекратить функционирование вещевые рынки вне специализированных торговых помещений. Все это вместе предопределило выбор указанного направления. В течение 2012 года был разработан проект продления Дзержинской линии, который в 2013 году был согласован Государственной экспертизой в ФАУ «Главгосэкспертиза России» (г. Москва). Впрочем, дальнейшее продолжение реализации метропроекта в отсутствие федеральной поддержки наткнулось на самое существенное препятствие.

Хроника пикирующего проекта

Если в течение всего прошлого десятилетия (2000–2010 гг.) строительство метрополитенов в городах-миллионниках РФ поддерживалось из федерального бюджета, то в начале текущего десятилетия федеральное софинансирование метростроения было прекращено и не возобновлено до сих пор. Новосибирск успел ввести в строй три станции — «Маршала Покрышкина» (2000 г.), «Березовая роща» (2005 г.) и «Золотая Нива» (2010 г.).

В новой ситуации при обозначившемся прекращении федеральной поддержки строительство подземки пришлось остановить и начать изыскивать пути и возможности для продолжения метропроекта. Хронология последующих событий выглядит следующим образом. Областной законодательной и исполнительной властью была принята государственная программа «Обеспечение транспортной доступности услуг общественного пассажирского транспорта, в том числе Новосибирского метрополитена для населения Новосибирской области на 2014–2021 гг.». В этом программном документе была разработана подпрограмма: «Развитие метрополитена г. Новосибирска на 2014–2021 гг.», в которой предполагалось, что строительство метро в рассматриваемый период будет продолжено, в том числе за счет внебюджетных источников с последующей реализацией погашения привлеченных ресурсов. Но в связи с ухудшившейся экономической ситуацией применение этого финансового инструмента оказалось под вопросом. Поэтому 19 января 2016 года комитет по транспортной политике Законодательного собрания Новосибирской области единогласно исключил эту подпрограмму из государственной региональной программы «Обеспечение транспортной доступности услуг общественного пассажирского транспорта до 2021 г.». Так законодатели поставили метростроение в список малоперспективных и фактически нереализуемых проектов.

Активные лоббисты

Сегодня в городах-миллионниках РФ строится всего две станции метро. В Нижнем Новгороде при поддержке федерального бюджета в рамках подготовки к проведению ЧМ-2018 по футболу сооружается трехкилометровый перегон Сормовско-Мещерской линии и перспективная станция метро «Стрелка», расположенная возле новой футбольной арены. Вторая метростройка завершается в Казани. В канун нового 2018 года планируется открыть движение поездов до новой станции «Дубравная», которая станет заключительной на первой линии метрополитена. Здесь строительство подземки ведется на средства республиканского бюджета. В остальных российских городах-миллионниках картина достаточно печальная. Прекращено строительство метрополитенов в Екатеринбурге, Новосибирске, Красноярске, Омске, Челябинске и фактически в Самаре. По всей видимости, 2018 год может стать «черной датой» в истории российского «губернского» метростроения, поскольку закончится сооружение указанных станций в Нижнем Новгороде и Казани. Отрасль вторично «провалится» в аналогичную патовую ситуацию 90-х годов прошлого века. Поэтому если не возобновится федеральная помощь, метростроение во всех российских городах-миллионниках прекратится.

Такая негативная перспектива беспокоит муниципальные и региональные власти городов, от имени которых к федеральным властям обратился мэр Новосибирска Анатолий Локоть в марте текущего года. В своем выступлении в Палате городов — центров субъектов РФ на заседании, прошедшем в стенах Государственной думы РФ, новосибирский градоначальник предложил решение проблемы «метродолгостроев».

Он сделал акцент на следующем аспекте, отметив, что речь идет не о строительстве новых веток, а о завершении тех проектов, которые уже начаты в крупнейших городах-миллионниках. «Сегодня ситуация выглядит таким образом: в Екатеринбурге запущена одна линия метро, вторая — не достроена, в Омске прорыли несколько станций и построили метромост через Иртыш, и строительство остановлено, в Красноярске программа не завершена. В Новосибирске также до конца не реализован проект. Конечно, эта проблема касается не всех городов, только миллионников, но государственный подход должен быть в том, чтобы довести эти проекты до логического конца. И осуществить их без поддержки федерального центра невозможно. Мы верим, что и это предложение будет услышано», — отметил Анатолий Локоть. Таким образом, у городов-миллионников имеются согласованные госэкспертизой проекты строительства метро, но у них нет финансовых ресурсов для реализации таких проектов.

39_metro

Новосибирский градоначальник не первый, кто обращается за возобновлением федеральной поддержки. Весной текущего года достоянием гласности стало обращение мэров трех городов-миллионников — Челябинска, Омска, Красноярска — в правительство РФ с просьбой помочь закончить «метродолгострой». Ситуация в этих трех городах выглядит наиболее бесперспективной, поскольку здесь оказались замороженными первые пусковые участки метрополитенов, состоящие из четырех-пяти станций. В соседнем Омске даже не проведены работы по консервации объектов строящегося метро, и незаконченная стройка стала угрожать соседним строениям: начались просадки на важнейшей городской магистрали — улице Маршала Жукова.

Представители других городов-миллионников также постоянно обращаются к правительственным чиновникам с просьбой восстановить федеральную метростроительную программу. В частности, площадкой для таких обращений стал Совет Федерации. Сенаторы, представляющие регионы, где функционируют или строятся городские подземки, доносят позиции своих регионов до членов правительства РФ. Так, в ноябре прошлого года на «Правительственном часе» свердловский сенатор Аркадий Чернецкий (экс-мэр Екатеринбурга) поставил ребром вопрос перед вице-премьером Дворковичем о возобновлении федеральной программы метростроения. Его поддержала спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко.

«Понятно, что метро — дорогостоящее удовольствие. Но надо смотреть на кумулятивный эффект. Это загрузка наших предприятий машиностроения, это рабочие места, налоги в бюджеты всех уровней. Без развития метро нам никогда не решить нарастающие проблемы пробок. Поэтому правительству нужно системно этот вопрос рассмотреть», — отметила Валентина Матвиенко.

Ответ вице-премьера, курирующего транспортный комплекс страны, был предсказуем. «У правительства нет сейчас средств на разворачивание серьезной программы поддержки метростроя. И основное строительство метрополитена происходит только в московской агломерации, Москве и ближайших районах. Думаю, что в ближайшие 2–3 года так и будет происходить. У нас просто нет ресурсов, чтобы сделать больше», — отметил Аркадий Дворкович.

Туманная перспектива

На протяжении прошедших семи лет, после прекращения федеральной поддержки, «лоббисты» всех уровней атакуют федеральные органы власти на предмет восстановления данного финансового инструмента развития метростроения. У некоторых получается выбить федеральные средства. Так, теперь уже экс-губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев смог договориться с Владимиром Путиным об оказании помощи в достройке метромоста через Оку и станции «Горьковская» в нагорной части областного центра к празднику юбилея 400-летия нижегородского ополчения. Также экс-губернатор Самарской области Николай Меркушкин «выбил» федеральную поддержку, чтобы закончить сооружение и открыть движение на новой станции «Алабинская» в Самаре.

Впрочем, пока все усилия лоббистов не дают конкретного результата в других городах-миллионниках. Метрополитены являются муниципальными предприятиями, поэтому вопросы их строительства и развития сети — априори прерогатива местной власти.

Об этом гласит и проект федерального закона «О метрополитенах и других видах внеуличного транспорта», который сегодня проходит через Госдуму РФ. На состоявшемся в Ульяновске 22 сентября этого года президиуме государственного совета по вопросам комплексного развития пассажирских перевозок министр транспорта РФ Максим Соколов заявил, что «функционирование внеуличного транспорта — метрополитена, монорельсовых систем — также требует полноценного законодательного регулирования. Такой законопроект подготовлен, направлен в Государственную думу, принят в первом чтении, и мы также рассчитываем, что в ближайшее время он будет принят Государственной думой». В этом законопроекте, разработанном Минтрансом РФ, закрепляется, что заказчиком и инвесторами метростроения могут выступать лишь местные органы власти. После того как такой законопроект станет полноценным федеральным законом, лоббистам от регионов труднее будет добиваться поставленных целей, поскольку в текущей версии законопроекта нет формулировок о федеральном софинансировании.

«Сегодня, когда составляются стратегические документы транспортного планирования для Новосибирска, у специалистов есть несколько мнений, в каком направлении развивать в дальнейшем Новосибирский метрополитен и сеть городского электрического транспорта. В частности, предложения проектировщиков касаются дальнейшего продления метро в левобережье в западном направлении до станции «Пермской», есть и другие предложения — выбрать приоритетное развитие метрополитена в правобережье. Впрочем, это неблизкая перспектива, — отмечает советник по транспорту Совета депутатов Новосибирска Михаил Никулин. — Нужно учитывать, что позиция Министерства транспорта РФ заключается в том, чтобы развивать легкорельсовый транспорт в крупных городах страны. В частности, министр транспорта РФ Максим Соколов посоветовал соседнему областному центру Омску интегрировать строящийся участок подземки с трамвайной сетью. В Новосибирске сегодня есть планы построить и запустить трамвайную линию до станции «Золотая Нива». И это находит понимание муниципалитета. Участок Дзержинской линии также рассматривается как потенциально инвестиционный».

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ