Надежда на экспорт

Аграрии региона встревожены: высокий урожай пшеницы обрушил рынок, цены упали «ниже некуда». Но даже по такой стоимости сбыть зерно проблематично: механизмы экспорта не работают, а внутри области элеваторы переполнены. Некоторые игроки полагают, что выровнять ситуацию на сибирском рынке в будущем может увеличение доли рапса и сои, а также снижение железнодорожных тарифов. При этом в отчетах регионального минсельхоза все хорошо.

Уборочная кампания в регионе может считаться завершенной. На понедельник, 24 октября, уборка основных зерновых культур завершена на 99,7%. На элеваторах и хлебоприемных предприятиях для приемки зерна урожая 2017 года свободно 44,6% от общей мощности единовременного хранения. Такие данные министр сельского хозяйства Новосибирской области Василий Пронькин сообщил на совещании 23 октября. «В среднем за один день в октябре 2017 года отгружается 9,5 вагона зерновых культур, ведется активное взаимодействие зерноотправителей с ОАО «РЖД» и операторскими компаниями по поставкам вагонов-зерновозов для бесперебойной поставки зерна и масличных культур на экспорт», — отметил в докладе Василий Пронькин. Однако, по мнению аграриев, ситуация в области на рынке зерна развивается по совсем другому, менее оптимистичному сценарию.

«Текущий год для крестьян тяжелейший», — сообщил «КС» председатель ЗАО племзавод «Ирмень» Юрий Бугаков. По его данным,  на зерно «цены упали ниже некуда». Согласны с таким утверждением и другие участники рынка. «Сегодня цены на зерно и продукты его переработки продолжают снижаться, — говорит генеральный директор Сибирской хлебной корпорации, президент Сибирского зернового союза Дмитрий Терешков. — Зерна много. А в СФО, как обычно, падение имеет более ярко выраженный характер, потому что рынок замкнутый. Год от года повторяется тенденция перепроизводства зерна. По Сибирскому федеральному округу избыток составляет от 0,5 до 1,5–2 млн тонн. Эти объемы мы не можем ни потребить самостоятельно, ни вывезти из-за высоких железнодорожных тарифов», — отмечает он.

Председатель комитета Законодательного собрания Новосибирской области по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям Олег Подойма обращает внимание на ухудшение конъюнктуры в сравнении с прошлым годом. «Если говорить о фуражной пшенице, то сегодня за тонну дают 5–5,5 тыс. рублей. В 2016-м цена была на уровне 8–9 тыс. рублей за тонну, — поясняет собеседник «КС». — Падение рынка объясняется несколькими факторами. Среди них — большие переходящие остатки зерна в хозяйствах и на элеваторах, а также хороший урожай. В период уборочной кампании из-за отсутствия вагонов и высокого железнодорожного тарифа у аграриев не было возможности вывозить зерно в другие регионы, а также поставлять его на экспорт», — говорит он. Ситуация с зерном в области, по мнению Олега Подойма, осложняется еще и тем, что из-за затянувшейся уборки остается большое количество непросушенного зерна, а емкостей для его хранения не хватает. «Все это скажется потом как на цене, так и на качестве. В этом году, например, зерна с высокой клейковиной значительно меньше из-за погодных условий. К тому же по сравнению с прошлым годом увеличилась себестоимость. Многие затраты связаны с сушкой, подработкой», — перечисляет он.

Дмитрий Терешков рассказал «КС», что, по данным Сибирского зернового союза, до 60% контейнеров идут на восток порожняком. С востока же они возвращаются с товарами из стран Юго-Восточной Азии. «Можно было бы рассчитывать на серьезную скидку, чтобы по пути в порты они забирали продукцию из Сибири», — считает он. Собеседник также указывает на тот факт, что при полной стоимости железнодорожного тарифа сибирское зерно оказывается неконкурентоспособным на мировом рынке. В настоящее время Минсельхоз России прорабатывает вопрос снижения стоимости перевозки пшеницы и других культур, но реальных результатов пока нет.

По оперативным данным органов управления АПК Муниципальных районов Новосибирской области на четверг, 26 октября, в целом по региону зерновые и зернобобовые культуры обмолочены с площади 1597,7 тыс. га, или 99,8% к посевной площади. Намолочено 3,038 млн тонн зерна при урожайности 19 ц/га. Из них пшеницы — 1,925 млн тонн (урожайность 18,7 ц/га), ячменя — 393,8 тыс. тонн при урожайности 21,2 ц/га.

Как сообщили «КС» в Новосибирской таможне, в сентябре-октябре 2017 года экспорт зерна составил 8,8 тыс. тонн. «Урожай зерна вывозится в течение всего года, примерно по август включительно продолжает вывозиться урожай прошлого года, начиная с сентября — урожай текущего года», — уточнили в ведомстве. Таким образом, за весь 2017 год было вывезено около 12 тыс. тонн зерна.

42_zerno_1462

Основной объем с начала 2017 года поставлялся в Китай (40%), Азербайджан (35%) и Японию (20%). При этом в Китай и Азербайджан вывозится пшеница, в Японию — гречиха. В 2016 году география экспортных поставок была иной: пшеница вывозилась в Монголию (65% экспорта зерновых за 2016 год) и Азербайджан (11%), а гречиха, как и в 2017-м, в Японию (24% экспорта зерновых культур за 2016-й).

В ведомстве отметили, что поставки зерновых в сравнении с прошлым годом увеличились примерно на 40%, однако рост произошел за счет увеличения поставок гречихи, поставки пшеницы остались на уровне 2016 года.

По мнению Дмитрия Терешкова, ключевая проблема — переполненные элеваторы, занятые зерном урожая прошлых лет. «Для каких целей, для кого и для чего хранится такое количество Интервенционным Фондом? — недоумевает он. — Я задавал этот вопрос и министру сельского хозяйства Александру Ткачеву, и полномочному представителю президента в СФО Сергею Меняйло. Никто не дает логических ответов. Затраты на хранение этого зерна составляют уже более 100 млн рублей. При этом наблюдается дефицит мощностей для хранения и сушки нового урожая», — добавляет он. Юрий Бугаков говорит о том, что во многих районах ждали погоды, чтобы убрать более сухое зерно. «Протянули, поэтому молотили зерно с влажностью 20%, а иногда и больше. С таким зерном работать очень сложно», — говорит Юрий Бугаков. Он также считает, что в текущих условиях нужно учитывать не бункерный вес, а амбарный. «Мы, например, тоже молотили зерно с влажностью 18–20%, а закладывали на хранение с влажностью 12%. Получается порядка 8–10% рефакции», — делится он.

Еще одна неприятная новость для селян — вероятное отсутствие государственных закупочных интервенций в этом году. Ранее аграрии могли сбыть продукцию на выгодных условиях в период государственных закупок. «Я допускаю, что в этом году интервенций не будет. По крайней мере, их никто не обещает, — говорит Юрий Бугаков. — Государственные закрома, складские емкости, насколько мне известно, заняты еще зерном прошлых лет. Хозяйства терпят убытки. Крестьяне постоянно говорят о том, что надо внутренний рынок разгрузить», — сетует он.

42_zerno_1811

Дмитрий Терешков считает механизм государственных закупочных интервенций «непродуманным». «В этом процессе не хватает инструментария, нормативов, понимания, как и в какое время их проводить. Куда и как потом продавать», — полагает он. Способствовать восстановлению рынка, по мнению собеседника «КС», может увеличение доли посевов технических культур. «Нужна политика диверсификации, — уверен Терешков. — Например, удельный вес железнодорожных тарифов в стоимости рапса не такой высокий, поэтому он экспортоспособен и востребован на юго-восточных рынках. Но почему-то все устойчиво занимаются пшеницей. Итог — вечная сага о вечно большом или, наоборот, небольшом урожае. Эта проблема у всех на устах, но все по-прежнему производят пшеницу, не понимая ни баланс, ни конъюнктуру сибирского рынка. Нужно выращивать те культуры, которые экспортоспособны», — резюмирует он.

Олег Подойма подтверждает, что с техническими культурами, такими как кукуруза, соя, рапс, дела обстоят неплохо как в цене, так и в реализации. «Рапс — востребованный экспортный товар, а соя — важный продукт в импортозамещении», — добавляет эксперт.

«КС» будет следить за развитием ситуации.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ