По оценкам участников рынка туриндустрии, текущий летний сезон прошел достаточно ровно и спокойно. Однако все же внесла свой вклад Турция: если в прошлом году порядка 60% туристов выбрали отдых в России, то в этом сезоне их число сократилось на 10%. В большей степени это коснулось черноморского направления, сибирские же базы отдыха, отели и санатории по-прежнему фиксируют устойчивый спрос со стороны отдыхающих и с оптимизмом готовятся к сезону-2018.
«Летний туристический сезон для потребителя по финансовым показателям (доходам) практически не изменился в сравнении с 2016 годом. Другое дело, что этим летом в зарубежные направления вернулась Турция, — рассказывает директор туристской компании «Африка» Наталья Куцевол. — Это, конечно, скорректировало направление и процентное соотношение потоков на отдых жителей региона. Если в прошлом году порядка 60% туристов выбирали отдых в России и 40% за рубежом, то в этом сезоне можно сказать, что потоки сравнялись: 50% отдыхали в России и 50% — за рубежом».
Лидерами зарубежного направления в этом сезоне, по наблюдениям экспертов, стали Турция, ЮВА (Вьетнам, Таиланд, о. Хайнань) и Европа (Греция, Кипр, Чехия). Российского — черноморское побережье (Сочи, Крым), города России — Санкт-Петербург, Москва, Казань, Калининград, а также курортный отдых — Кавказские минеральные воды, Белокуриха и Горный Алтай, Новосибирская область. Средний бюджет поездки варьировался от 25 тыс. рублей на человека по внутрироссийским направлениям и от 50 тыс. рублей — по зарубежным турам.
По информации управления Алтайского края по внешним связям, туризму и курортному делу, количество туристов и экскурсантов, посетивших регион в летний период 2017 года, составило более 880 тыс. человек. На сегодняшний день отдых туристов обеспечивают 280 коллективных средств размещения общего назначения: гостиницы, отели, мотели, хостелы, 42 санаторно-курортных учреждения, более 180 сельских гостевых домов, 167 турбаз и организаций отдыха.
Среди самых популярных мест отдыха и туризма в Алтайском крае называются город-курорт Белокуриха, озеро Ая, ОЭЗ «Бирюзовая Катунь», Горная Колывань, город Яровое.
«Ожидания итогов высокого туристического сезона были волнительными, поскольку начало года показало небольшой спад отдыхающих относительно 2016 года. Связано это в первую очередь с открытием некоторых западных направлений для отдыха, — поясняет коммерческий директор АО «Курорт Белокуриха» Михаил Шефер. — Но все пессимистические прогнозы не оправдались, и сезон для курорта Белокурихи прошел с загрузкой на 100%. География отдыхающих традиционно сохранилась, а вот глубина продаж в этом сезоне сократилась с 4–5 до 2 месяцев. Некоторые приобретали путевки уже непосредственно летом».
Более востребованными, по словам Михаила Шефера, стали экскурсионные программы с короткими поездками на «Сибирское подворье» и «Белокуриху-2», где открылись новые интересные объекты.
Очень много стало гостей, которые едут на Алтай, и к нам в том числе, за активным, экстремальным отдыхом
Для Республики Алтай туристический сезон также стал весьма продуктивным. «Лето 2017 года мы считаем успешным, собственно, как и в предыдущие годы, — говорит маркетолог эко-отеля «Алтика» Татьяна Шлыкова. — Хотелось бы отметить, что понятие «высокий сезон» все более растекается, и если раньше он был ограничен летними месяцами, то уже второй год «лето», в том числе и в нашем отеле, начинается в конце апреля и заканчивается в середине октября. Значительного роста загрузки мы не заметили, потому как и в прошлом году, и в нынешнем она 100%-ная».
Что касается географии гостей, то, по наблюдениям Татьяны Шлыковой, в этом году в республику стали чаще приезжать гости из северо-западной части России. «Очень много стало гостей, которые едут на Алтай, и к нам в том числе, за активным, экстремальным отдыхом. Такой отдых априори не может быть дешевым, поэтому могу сказать, что платежеспособность туристов, вероятно, увеличилась», — подчеркивает эксперт.
Интересную тенденцию нынешнего лета по изменению структуры отдыхающих заметила и директор санатория-профилактория «Восток» Елена Гунбина. «Мы отметили рост молодых отдыхающих: если ранее средний возраст гостей составлял от 40 лет и старше, то в этом году было много 25–30-летних гостей с маленькими детьми. И это на самом деле очень позитивная тенденция: лечиться и проводить профилактику здоровья нужно как можно раньше, примерно с 25-летнего возраста. Врачи рекомендуют хотя бы 14 дней раз в году оздоравливаться в той географической зоне, в которой живет человек», — рассказывает Елена Гунбина.
Вслед за изменениями тенденций вводят новые инфраструктурные объекты и участники рынка. К примеру, в АО «Курорт Белокуриха» активно развивают систему «Все включено», для чего в этом году была запущена собственная пекарня и начато строительство мясного цеха. Сфера развлечений пополнилась и новыми объектами на «Сибирском подворье» — это VIP-трибуны ипподрома «Алтай», кафе, банкет-холл.
«Продолжается участие в федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма» с проектом «Белокуриха-2», в котором АО «Курорт Белокуриха» является якорным инвестором. В этом году установлены новые арт-объекты, заработал историко-архитектурный комплекс «Андреевская слобода». Также мы работаем над горнолыжным комплексом на горе Мишина, который будет запущен в 2018 году, и лыжно-биатлонным стадионом. На завершающем этапе подведение электричества за счет федерального бюджета», — добавляет Михаил Шефер.
В «Алтике» в этом году также была запущена новая категория номеров — отдельно стоящий дом на берегу реки. «Он пользуется хорошим спросом. В дальнейшем планируем увеличить места для барбекю, потому как провести время на берегу реки в беседке хотят многие, а мест для всех не хватает», — объясняет Татьяна Шлыкова.
«В целом сезон прошел ровно, спокойно, даже где-то ожидаемо. Бюджет поездки по-прежнему имеет определяющее значение для принятия туристами решения о выборе направления отдыха. И по-прежнему из прочих равных сезонных направлений зачастую выбор делается в пользу путевки по системе «Все включено», когда бюджет поездки психологически понятен уже в момент покупки», — говорит Наталья Куцевол.
Сервис и качество услуг, по словам эксперта, стоят на втором месте.
«Именно поэтому даже существенно изменившаяся по всем показателям Турция смогла привлечь к себе такое большое число отдыхающих как из нашего региона, так и из России в целом. Российские пляжные направления все еще очень сильно проигрывают зарубежным аналогам как по сервису и качеству предлагаемых услуг, так и по ценовой политике. Более того, «масла в огонь» подливает местное население, которое работает с туристами на местах: цены в магазинах, на прилавках, в общепите, обслуживание в средствах размещения и других сферах услуг, по оценкам отдыхающих, неоправданно завышены и не соответствуют их качеству. Это порой сильно раздражает потребителя, и как итог — многие российские направления проигрывают своим зарубежным конкурентам в показателе «возвратности», — резюмирует Наталья Куцевол.
Фото предоставлено пресс-службой АО «Курорт Белокуриха».