75% — не потолок, расти еще есть куда

Итоги первого полугодия на рынке платного ТВ в Сибири

По данным аналитического агентства «ТМТ Консалтинг», проникновение услуги платного ТВ приближается к отметке 75%. Кабельное телевидение теряет аудиторию с каждым годом, но все еще лидирует по числу абонентов, провайдеры, включающие платное ТВ в свой набор услуг, растут быстрее, чем те, для кого эта услуга является основной, а монетизация через подписки в любой момент готова превзойти рекламную.

Психологический барьер почти достигнут

Текущий отчет «ТМТ Консалтинг» показывает, что число абонентов платного ТВ в России приближается к психологической отметке в 75%. С I квартала 2017 года абонентская база этой услуги приросла на 0,8%, или 0,3 млн абонентов. Текущий уровень проникновения — 73,6%. Рынок насыщен достаточно высоко, но ему еще есть куда расти. По оценке генерального директора «Сибирских Сетей» Александра Шиляева, тенденции на сибирском рынке платного ТВ в целом совпадают с общероссийскими, но в то же время динамика роста численности абонентов в сибирских регионах выше, чем в европейской части страны: «В первую очередь это обусловлено тем, что проникновение платного ТВ у нас несколько ниже, что дает больший потенциал для роста». Другие операторы также разделяют такую точку зрения.

ptv1
Рост рынка платного ТВ в России с точки зрения абонентской базы — в млн человек. Данные: TMT-Consulting

«ТТК в Западной Сибири удалось за первую половину 2017 года продать практически втрое больший объем услуг платного телевидения, чем за весь предыдущий год. Это говорит о том, что рынок не перенасыщен», — комментирует директор макрорегиона Западная Сибирь компании ТТК Алексей Ноздрин.

Новые абоненты распределились между спутниковыми каналами и IPTV — по оценке «ТМТ Консалтинг», спутниковое ТВ показало наибольший прирост относительно предыдущего квартала, увеличившись более чем на 100 тысяч абонентов. В абсолютном приросте лидером стало IPTV, его абонентская база выросла на 207 тысяч. Кабельное телевидение, до сих пор остающееся лидером по числу подключений, продолжает постепенно терять позиции — за последний квартал его доля по абонентам сократилась еще на 1%.

«IPTV сегодня — самый быстрорастущий сегмент на рынке платного ТВ, который растет быстрее, чем вся отрасль в целом, — говорит Александр Шиляев. — Статистика показывает, что если доли спутникового и кабельного ТВ сокращаются из года в год как по выручке, так и по количеству абонентов, то IPTV только растет. Мы продолжаем развивать услугу интерактивного цифрового телевидения, мы видим в ней будущее за счет возможности трансляции высокой и ультравысокой четкости, а также подключения дополнительных сервисов: телепрограммы, записи телепередач, перемотки и т. д.».

От количественного роста — к денежному

Рост выручки на рынке платного ТВ опередил рост абонбазы — по сравнению с первым I доходы операторов выросли на 3% и достигли 21,2 млрд рублей — такие цифры приводит «ТМТ Консалтинг». Средний доход на абонента, несколько просевший в I квартале, вновь поднялся до 170 рублей — это на 18 рублей больше, чем было годом ранее. Что же этому поспособствовало?

Рост выручки платного ТВ - в млрд. рублей
Рост рынка платного ТВ в России с точки зрения выручки — в млрд. рублей. Данные: TMT-Consulting

«Цифровое телевидение — это в первую очередь качество телевизионной картинки и сервисы, позволяющие сделать телепросмотр удобным, — рассуждает руководитель службы маркетинговых коммуникаций компании «Новотелеком» (работает под брендом «Электронный город») Дмитрий Мишин. — Можно смотреть телепередачи не по программе, а когда удобно — в архиве. А если это прямая трансляция — с помощью сервиса напоминаний мы напомним абонентам о ее начале. Или управление эфиром: можно поставить прямой эфир на паузу, отвлечься на телефонный звонок, а потом возобновить просмотр. Цифровое телевидение дает намного больше возможностей по сравнению с телевидением обычным. И конечно же, интерес к цифровому телевидению растет пропорционально улучшению качества телевизионных приемников и покупательской способности населения. Если у вас современный телевизор Full HD или даже 4K, то хочется на нем и контент смотреть соответствующий, в том числе и телевизионный».

Александр Шиляев согласен с тем, что IPTV остается самым перспективным направлением развития платного ТВ, эта услуга базируется на доступе в Интернет. «Несмотря на то что в связи с насыщением рынка темп роста абонентской базы широкополосного доступа в Интернет год от года сокращается, мы наблюдаем рост проникновения услуги в городах относительно небольших, — говорит Александр Шиляев. — Как следствие, со стороны провайдеров увеличивается возможность, а со стороны пользователей — потребность в подключении IPTV».

В МТС добавляют, что цены больше не являются ключевым аргументом в пользу того или иного оператора, решающим при выборе для абонента становится качество оказываемых услуг. Именно этот фактор формирует лояльность абонентов и позволяет растить выручку и абонентскую базу.

Как теперь делится рыночный пирог?

Первое место по числу абонентов в России, по данным «ТМТ Консалтинг», занимает «Триколор ТВ», для которого эта услуга является основной. Но темпы прироста его абонбазы (60 тысяч новых пользователей, или +0,5%) сильно уступают таковым у интернет-провайдеров, которые в свое время начинали как поставщики скоростного Интернета и уже потом стали предлагать дополнительные услуги.

Общероссийский рынок платного ТВ (авбоненты)

Самым быстрорастущим оператором, по оценке «ТМТ Консалтинг», стал «ЭР-Телеком», его абонентская база за квартал выросла на 1,4%. Ключевой причиной этого роста аналитики называют проводимые оператором M&A сделки (самой крупной, с точки зрения платного ТВ, покупкой стал «Новотелеком»), а также акции по переводу моноуслуг на «пакеты», включающие в себя и платное ТВ. По абсолютному приросту первое место удерживает «Ростелеком».

Общероссийский рынок платного ТВ (выручка)

В то же время лидером по абсолютному приросту вновь стал «Ростелеком», его абонентская база приросла на 123 тысячи абонентов, а услуга IPTV показала еще больший прирост — 167 тысяч (или 3,8%). Предварительная оценка «ТМТ Консалтинг» доли «Ростелекома» в общем приросте абонентской базы платного ТВ на конец II квартала составила около 40%.

«За последние восемь месяцев база абонентов платного телевидения ТрансТелеКома в Западной Сибири увеличилась на 8%. При этом объем подключений услуги цифрового телевидения растет опережающими темпами относительно продаж аналогового ТВ», — оценивает результат работы своей компании Алексей Ноздрин.

В «Новотелекоме» результаты также оценивают положительно. «Сохраняется динамика роста и увеличивается проникновение ТВ-пакетов», — добавляет Дмитрий Мишин.

В свою очередь в МТС отмечают, что за шесть месяцев 2017 года оператору удалось увеличить абонентскую базу платного ТВ компании на 3%, что позволило сохранить позицию в топ-5 региональных интернет-провайдеров.

Подписка отвоевывает аудиторию у рекламы

Особое место на рынке занимают услуги онлайн-видеосервисов, работающих по формату OTT. Снижение спроса на такого рода услуги в 2015 году, вызванное экономическим спадом и общим падением рекламного рынка (а реклама, как «КС» уже писал, на тот момент была главным каналом монетизации этой отрасли), в 2016 году сменилось оживлением. Причем платная выручка росла в разы быстрее рекламной — 65% против 22%. По результатам 2016 года выручка по этим направлениям почти сравнялась — 2459 млн рублей у рекламы и 2360 млн у подписок. В 2013 году разница между ними была четырехкратной. А по итогам 2017 года, по прогнозу «ТМТ Консалтинг», подписки превзойдут рекламу по выручке.

По мнению Алексея Ноздрина, именно ОТТ-сервисы, несомненно, являются драйверами развития и конкурентным преимуществом. «В настоящее время объем рынка ОТТ растет. Эта технология успешно реализуется во многих городах присутствия ТТК и скоро будет доступна для жителей Западной Сибири», — сообщает Алексей Ноздрин.

В 2016 году к уже устоявшимся хедлайнерам на рынке OTT — ivi и Okko — присоединилась Amediateka, также в Россию пришли Netflix и Amazon, но конкурировать с отечественными игроками им не удается.

По оценкам «ТМТ Консалтинг», аудитория ОТТ-видеосервисов по итогам 2016 года выросла на 3,0% и составила 39,6 млн человек. Наиболее быстро росла в течение года аудитория smart-телевизоров (рост 19%) и мобильных устройств (12%). В то же время аудитория ПК хотя и остается все еще самой многочисленной, уже второй год подряд показывает сокращение.

Оставляйте заявки на вступление в нашу Whatsapp-группу телекоммуникационного бизнеса Сибири, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в этой сфере в регионе.

 

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ