В Новосибирске показали картины, которые трогают

Выставка тактильных картин «Видеть невидимое» открылась на уходящей неделе в Новосибирском государственном художественном музее. Она стала подарком городу от Сбербанка и Пушкинского музея.

«Это не первый опыт реализации общих с НГХМ проектов. А сама «Выставка «Видеть невидимое» — логичное продолжение городского форума «Новосибирск — город безналичных возможностей»», — отметил заместитель председателя Сибирского банка — управляющий Новосибирским отделением ПАО Сбербанк Игорь Безматерных.

В Новосибирске показали картины, которые трогают

В чем главная особенность выставки? Это картины, которые трогают. Именно так охарактеризовал экспозицию вице-мэр Новосибирска Валерий Шварцкоп. И действительно, благодаря особой технологии изготовления изображение можно «считывать» руками. Но эта экспозиция предназначена не только для слабовидящих, интересующихся европейскими живописными шедеврами. Возможно, кто-то из посетителей даже видел уже «Благовещение» Сандро Боттичелли и «Мадонну с младенцем» Лукаса Кранаха Старшего, «Натюрморт с атрибутами искусств» Жана-Батиста Симеона Шардена и «Нападение ягуара на лошадь» Анри Руссо, «А, ты ревнуешь?» Поля Гогена и «Старого еврея с мальчиком» Пабло Пикассо. Но едва ли есть те, кто прикасался к великим работам.

В Новосибирске показали картины, которые трогают

Строго говоря, на ощупь непосвященному участнику может быть мало что понятно. В предваряющем выставке фильме искусствовед Виталий Сусленков честно признается, что слепых к познанию живописи эта выставка не приведёт. Скорее, в пересказе, в канве можно представить рисунок.

И вот этот момент уже представляет интерес. Как знать, а если и правда вся история живописи основана на пересказе? Если непонимание — базовая ценность в искусстве, как это преподносит художник-концептуалист Юрий Альберт, то всенародное признание – как раз заслуга перевода. Слепые «видят» ощущение цвета. Черное для них – преграда, белое – пустота. Зрячие постигают картину поверхностно, игнорируют ее «излучение», безоговорочно верят тем, кто готов о ней рассказать.

В Новосибирске показали картины, которые трогают

Прежде искусства живописи была темнота. Для тех, что не может увидеть и для тех, кто ленился вглядеться, уделить время, пообщаться с работой, «потонуть» в ней, задача одинаковая – выйти из тени. Искусство смотреть сквозь пальцы, лично, близко, неотрывно проникая в суть, постигать искусство, литературу, бизнес – не в этом ли секрет успеха, счастья вовлеченности?

Кстати, Новосибирск – не просто выставочная площадка. В коллекции рельефных репродукций теперь есть и одна «наша». Это картина известного русского живописца XIX века Василия Тропинина «Портрет князя А.С.Долгорукова» — ее оригинал представлен в постоянной экспозиции Новосибирского государственного художественного музея. Фотографию исходного полотна тоже обработали, подобрали верные текстуры для передачи особенностей изображения, границы предметов четко очертили, нанося материал слоями. И выставили.

В Новосибирске показали картины, которые трогают

Я попробовал надеть черные очки, воссоздать полотно при помощи аудиогида и… почти получилось. Важно безоговорочно следовать за помощником – когда в его роли выступает певица Пелагея, когда-то дебютировавшая на сцене Новосибирской картинной галереи (сейчас НГХМ), сделать это не трудно.

Выставка «Видеть невидимое» будет доступна в Новосибирском государственном художественном музее (Красный проспект, 5) до конца месяца. Вход — свободный.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ