Телевидение роз и шипов

Почему среди пользователей интернета и цифрового ТВ спрос снова набирают телесериалы? Как изменились потребности аудитории, и чего ждать в будущем? Об этом в интервью «КС» рассказал директор канала Spike ИЛЬЯ ХЕЛЛЕРТ-РОЗАНОВ.

— Говоря о предпочтениях подписчиков — сериалы о простых людях в невероятных для обывателя обстоятельствах и реалити-шоу о лучших в своей профессии, — можно ли причислить все это к тайным желаниям телеаудитории? Как несколькими словами передать запрос сегодняшнего зрителя?

— Чтобы определить запросы зрителей, важно проводить тщательные исследования из нескольких этапов в разных городах России: собирать фокус-группы и опрашивать людей. Именно так мы и поступили. По результатам исследования мы увидели, что, во-первых, аудитории интересен западный контент. Во-вторых, она хочет смотреть сериалы, которые ранее не показывались в России. Одновременно люди не против и культовых продуктов — например, того же «Шерлока» или «Остаться в живых». Исходя из этого и была сформирована наша программная сетка: легендарные сериальные хиты, плюс более нишевые истории (например, «Власть в ночном городе», которую спродюсировал рэпер 50 Cent), плюс документальные реалити-шоу, к примеру, о жизни тату-мастеров. Возвращаясь к вашему вопросу, сейчас растет спрос на реалистичных и харизматичных героев: зрители хотят видеть, что главный персонаж похож на них, он так же живет, страдает и преодолевает себя, но одновременно способен на подвиг.

— Звезда первой величины — своего рода «страховка» для создателей сериалов, но и тяжелый крест для самих актеров. Как с годами меняется «золотой список» тех, кто способен привлечь русскоговорящую аудиторию? Есть ли такие актеры, кто «звездит» на родине и остается непризнанным в России?

— Как мы увидели из тех исследований, которые проводили перед запуском Spike и в Москве, и в регионах, современный российский зритель становится экспертом в контенте: он знает очень много актеров, режиссеров и продюсеров, причем не самые топовые имена. Поэтому я бы не сказал, что есть ограниченный список звезд первой величины, которые однозначно привлекают наших зрителей. Тем не менее  сейчас для большинства сериалов стало правилом, что по крайней один знаменитый актер должен присутствовать обязательно. Например, Дастин Хоффман в сериале «Медичи: повелители Флоренции» или Тим Рот в «Стальной звезде», нашей самой недавней премьере. Скорее наши зрители могут быть не в курсе каких-то культурных реалий: например, что проблема экологии и борьбы с нефтедобытчиками, которая освещается в сериале «Стальная звезда», на самом деле актуальна для современной Канады.

— Успешная телепродукция — не всегда плод больших денег. Не всегда плод международных гигантов. Даже не всегда — как вы доказали на встрече — продукция первых стран мира. Но что-то ведь их, успешных, объединяет? О чем можно сказать «всегда»?

— Это очень сложный вопрос, на который у меня до сих пор нет ответа. В принципе, успех — это магия, гармония сильного сценария, ярких актеров, талантливых членов команды, от оператора до костюмеров, а также качественный маркетинг. Но даже высокобюджетные проекты с идеальным сочетанием всех этих компонентов не могут гарантировать успеха: например, сериал «Мир Дикого Запада», на который так рассчитывала студия HBO, показал достаточно средние результаты, явно не соотносящиеся с вложенными в него ресурсами. Наконец, сериалы со сравнительно небольшим бюджетом все равно могут выстрелить. У нас были такие прецеденты: на стадии закупки, когда доступна только пилотная версия, мы находили новые сериалы (например, те же «Медичи: повелители Флоренции» или «Стальная звезда»), которые еще не были известны российской публике и о которых здесь никто ничего не знал. Мы покупали их и показывали первыми, и у всех были отличные результаты, так как это высококачественный контент на актуальные для зрителя темы.

— Расскажите о главных новинках — что «взорвет» российский рынок этой осенью?

— Наша главная бомба — это «Стальная звезда» с Тимом Ротом, история лондонского копа, который переезжает в Канаду в поисках покоя, но попадает в жестокую мясорубку.

Также c 25 сентября мы покажем сериал «Мистер Робот» — историю про молодого программиста-социофоба, который пытается найти баланс между хакерскими взломами чужих сетей и работой на фирму, занимающуюся кибербезопасностью. Кроме того, в дело вступает подпольная структура, пытающаяся с помощью взлома обрушить несколько крупных американских корпораций. В главной роли Рами Малек, также в сериале снялся Кристиан Слэйтер.

Наконец, в начале осени у нас выйдет третий сезон одного из наших флагманских сериалов — пиратской саги «Черные паруса» с британскими актерами Тоби Стивенсом («Умри, но не сейчас», «Одержимость») и Ханной Нью («Малефисента») в главных ролях.

Говоря о более отдаленных планах, в октябре-ноябре у нас очередная территориальная премьера — в этот раз для гурманов и любителей европейских сериалов. Мы покажем новый норвежский сериал «Монстр» в стилистике скандинавского нуара. Кроме того, на телеканале выйдет «Бюро легенд» производства Франции — о разведчике, который работал под прикрытием на Ближнем Востоке и по возвращении домой решил продолжить жить под подставным именем. Наконец, у нас в планах британский детективный сериал «Убийство на пляже» о расследовании преступлений в маленьком прибрежном городке. Кстати, могу сказать, что мы первыми на российском ТВ планируем показать его третий сезон.

— Как вы измеряете свою аудиторию, особенно в регионах? Каких цифр намерены добиться в Сибири? Какие инвестиции и на что для этого запланированы?

— Уже сейчас наш канал есть в пакетах крупнейших федеральных операторов, включая «Ростелеком», «Триколор ТВ» и «НТВ-Плюс». Нам трудно говорить об аудитории непосредственно в Сибири — мы не выделяем цифр именно по региону, как и в плане инвестиций. Что касается нашей цели, то мы хотим, чтобы у максимального числа тех, кому интересны качественные сериалы, фильмы и документальные реалити-шоу, была возможность посмотреть Spike в базовом пакете того или иного оператора.

— Во всем мире ваш канал — для взрослых мужчин. В России основной телеаудиторией традиционно считаются женщины. По вашим оценкам, какой процент взрослых образованных мужчин смотрит «ящик» (большинство уверяют, что этого не делают) и в какое время суток? Насколько стереотип о мужском поклонении спорту, острым шоу и детективам соответствует действительности? Кстати, в Facebook на вас подписаны 354 человека, в VK — 936, что говорит о перевесе в сторону молодежной аудитории. Это сознательный ход или особенность российского телесмотрения? И почему в группах так мало фанатов — в первые полгода вы не ставите на интернет-продвижение?

— По нашим оценкам, мужчины смотрят наш канал в основном вечером, после работы. Женщины — основная аудитория дневного эфира. В целом наша концепция — это совместный просмотр: мы стараемся подбирать контент таким образом, чтобы он был интересен как мужчинам, так и женщинам. Что касается предпочтений аудитории, как я уже говорил, в ходе нашего исследования мы увидели, что мужчинам интересен качественный, умный контент — современные сериалы и фильмы. Так что стереотип о том, что сильному полу нужен исключительно бокс или классические боевики, в корне неверен. А что касается соцсетей, то для нас их развитие не является приоритетом на текущем этапе. Сейчас они выполняют исключительно информационную цель. Придет время — займемся наращиванием числа подписчиков. Такой опыт у нас есть: например, у другого канала нашего медиахолдинга, ParamountComedy, больше 80 тысяч подписчиков «ВКонтакте», а у MTV их и вовсе полмиллиона. Также не совсем правильно говорить о перевесе в плане молодежной аудитории на основе таких ограниченных данных. Наконец, совершенно понятно, что люди постарше банально редко пользуются социальными сетями.

— Какие сериалы из отобранных вам пришлось забраковать из-за жесткого российского законодательства? Насколько российская сетка стыкуется с афишей канала в других странах? Какие сериалы или шоу вам особенно жаль?

— Я бы не стал говорить, что был такой прецендент, когда мы отобрали бы сериал и потом его забраковали. Дело в том, что мы изначально отбираем контент с пониманием требований российского законодательства. Но сразу скажу, что, например, «Во все тяжкие» не вышел бы в ТВ-эфир — ведь там все построено на наркотиках.

— Вы работали на «Мосфильме», хорошо знаете нашу актерскую кухню. Кто из наших звезд способен собирать аудиторию? Чего не хватает нашим сериалам для того, чтобы стать международным товаром? Единичные сделки — это аванс или признание слабости большинства участников рынка?

— Самые кассовые отечественные имена превосходно известны — это Нагиев, Прилучный, из молодых — Александр Петров. На мой взгляд, у нас очень талантливые актеры, режиссеры, сценаристы, здесь вопрос, во-первых, маркетинговых усилий и банального опыта продвижения, который у нас несоизмерим с западным. Есть исследование FXResearch, в котором говорится, что все платформы глобально производят все больше сериалов каждый год. В 2016 году их было 455 (рост на 8% по сравнению с 2015-м), а в следующем году, по прогнозам, эта цифра достигнет 500. То есть конкуренция растет, и чтобы быть успешным, нужно производить актуальный, качественный продукт и хорошо его продавать. Наконец, все равно остаются культурные различия — все-таки многие наши реалии далеки от западных.

— Вы действительно считаете, что телефильмы могут не только разово занять кинотеатры, но и сознание людей, сегодня присягающих блокбастерам?

— Да. Посмотрите на заголовки газет, сайтов, журналов, на то, что люди обсуждают в соцсетях — в центре внимания не фильмы, а сериалы. О чем все говорили этим летом? О новом сезоне «Твин Пикс» и «Игр престолов». Наконец, есть много исследований, согласно которым сериалы стали основной темой обсуждения, обогнав, к примеру, политику или спорт.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ