Конкуренты «Хилокскому»?

На плодоовощном рынке Новосибирска грядут перемены. 1 ноября в городе откроет двери оптово-распределительный центр «Фудсиб», а во II квартале 2017 года начнется строительство ОРЦ «РосАгроМаркет». Немалую долю в обоих объектах займет плодоовощная продукция, которая традиционно в больших объемах проходит через ТЦ «Хилокский». Логично, что конкуренции на этом рынке не избежать, однако так считают далеко не все его участники. Перераспределятся ли на самом деле доли на рынке, и в чью пользу — в материале «КС».

«Хилокский» не монополист

Напомним, что ЗАО «ТЦ Хилокский» было образовано в 90-х годах по распоряжению мэра Новосибирска (которым тогда был Виктор Толоконский) с задачей обеспечить бесперебойную поставку плодоовощной продукции, которая в то время была в дефиците. Сегодня ежегодный объем поставок плодоовощной продукции в оптово-торговый центр составляет 250 тыс. тонн. Если сопоставить этот показатель с цифрами Новосибирской таможни, то можно заметить, что «Хилокский» не является монополистом на рынке. Просто за время своего существования — 23 года — он стал народным рынком, который в том числе выступает регулятором ценообразования на плодоовощном рынке региона.

В деловых и властных кругах активно обсуждается, что открытие двух вышеупомянутых ОРЦ («РосАгроМаркета» и «Фудсиба») — это попытка создать законную альтернативу «Хилокскому». Так, например, считает мэр Новосибирска Анатолий Локоть, который положительно относится «ко всем попыткам развития альтернативы «Хилокскому» рынку»: «Такая система торговли не соответствует ХХI веку. Нельзя застрять в прошлом. Альтернатива у него («Хилокского» рынка. — «КС»), безусловно должна быть. По моему глубокому убеждению, одним из последствий деятельности «Хилокского» рынка стало такое уродливое явление, как незаконная торговля на улицах Новосибирска. Эти «развалы» без соответствующих разрешений, без санитарных норм, без уплаты налогов… Когда машина просто останавливается на улице, открывает двери, выставляют матерчатые «кибитки», где ведется торговля. Это наносит вред и экономике, и здоровью новосибирцев. Инструментов запрета у муниципалитета немного. Сложно бороться с этим явлением. Но надо наводить порядок. И не только запретительными мерами, как я уже сказал, но и предоставлением альтернатив», — отмечал Анатолий Локоть в недавнем интервью «КС».

Сейчас, по его словам, в мэрии разрабатывается нормативная база, для создания одинаковых условий «торговли и для частников, кто производит на своем огороде». «В общем, любые альтернативы я приветствую», — заключил мэр.

Новый проект гендиректора Сибирской хлебной корпорации Дмитрия Терешкова и совладельца ТХ «Сибирский Гигант» Александра Манцурова ОРЦ «Фудсиб» планируется к запуску в Новосибирске уже 1 ноября этого года. Оптово-розничный центр уже законтрактовал мощности для хранения и торговли с десятками местных производителей в количестве 185 индивидуальных изолированных торговых мест — «и крупных, и средних, и мелких, в том числе сельхозпроизводителями Новосибирской области и Алтайского края». Об этом рассказал в разговоре с «КС» Дмитрий Терешков. На сегодня в аренду сдано 65% торговых площадей. Объем инвестиций в проект составил ориентировочно 1 млрд 200 млн рублей, поделился Терешков.

 Дмитрий Терешков (второй слева) и Игорь Салов второй справа.
На фото: Дмитрий Терешков (второй слева) и Игорь Салов второй справа.

Во второй половине 2017 года начнется строительство еще одного ОРЦ — «РосАгроМаркета». «Здесь плодоовощная продукция займет порядка 50–60% от всего оборота», — рассказал в разговоре с «КС» гендиректор холдинга Богдан Григорьев. Сроки строительства объекта вновь были перенесены «ввиду изменения формата государственной поддержки проектов ОРЦ».

гендиректор холдинга Богдан Григорьев

«Любой современный формат торговли может стать конкурентом «Хилокскому»

По словам участников рынка, у ОРЦ есть несколько преимуществ, которые главным образом заключаются в технологичности и современной инфраструктуре. Дмитрий Терешков, к примеру, не рассматривает в качестве своих конкурентов ни «Хилокский», ни «Агропарк Новосибирск». Более того, «Хилокский», на его взгляд, «это всего лишь огороженная открытая площадка земли, никак технологически и инфраструктурно не оснащенная».

«Это каменный век рынка. Поэтому любой современный формат торговли, сдобренный инвестициями и технологиями, является в какой-то степени конкурентом «Хилку». Это как сравнивать печально знаменитый рынок у ГУМа (в 90-е годы), где продукты выкладывались на ящики, лежащие на земле, и современный гипермаркет (например, «Мегас», «Ашан» и т. п.)», — приводит пример Дмитрий Терешков.

Что касается «Агропарка», то, как отметил собеседник «КС», это «сугубо розничный вариант, без возможностей хранения и перевалки, без площадей для стоянки и коммерческого обслуживания большегрузного транспорта». «Это тот же «Центральный» рынок, но расположенный в другом месте», — добавил Терешков.

Богдан Григорьев также считает, что сравнивать ОРЦ с «Агропарком» и ТЦ «Хилокский» «не совсем корректно». «Это игроки немного разных форматов. Полноценный ОРЦ позволяет единовременно хранить и пропускать через свои мощности до 175 тыс. тонн продукции, включая многопрофильную доработку и фасовку сельхозпродукции: от помывки, калибровки, шлифовки картофеля до дефростации, филетирования и упаковки рыбы, разделки и вакумизации мяса, газации бананов, и десятков других высокотехнологичных процессов», — пояснил собеседник «КС».

Что такое ОРЦ и с чем его едят

Отдельное преимущество ОРЦ, по словам Григорьева, — это включение в единую федеральную информационную систему (онлайн маркетплейс), объединяющую на одной платформе продукцию, представленную во всей федеральной сети ОРЦ, с функционалом заказа партий между ОРЦ в разных регионах, доставки продукции с учетом пожеланий клиента по ее фасовке и качеству.

Таким образом, «РосАгроМаркет» не будет посредником — он «будет служить платформой как для подготовки надлежащего качества товарных партий отечественной продукции на экспорт, так и для поставки импортной продукции в первую очередь по категориям, не производимым на территории РФ», — пояснил Богдан Григорьев.

Если говорить о «Фудсибе», то, по словам Терешкова, в рамках проекта в Новосибирске «применена современная система торговли и перевалки через кросс-доки (кроссдокинг)». Кроме того, ОРЦ предложит резидентам в аренду временное пользование холодильными и морозильными мощностями для кратковременного и долговременного хранения крупных партий товаров. В непосредственной близости будет находиться охраняемая площадка для отстоя большегрузного транспорта.

Привычный всем «Хилокский» — рынок специализированный, где ведется оптовая продажа только плодоовощной продукции. ОРЦ же планируют реализовывать и другие продовольственные товары.

Основная цель ОРЦ — работа с сетевыми операторами. Их деятельность направлена прежде всего на поставку так называемых «товарных» овощей и фруктов, то есть упакованных, вымытых, отсортированных. Они заточены на доработку, доведение овощей и фруктов под некий стандарт ритейла. Параллельно ОРЦ работают на мелкую розницу.

«Хилокский» — это народный рынок. На мой взгляд, он как существовал, так и будет существовать. Достаточно большое количество населения приобретает здесь плодоовощную продукцию по самым низким ценам, а новые агрокомплексы все-таки будут заточены на другие цели», — выразил свою точку зрения в разговоре с «КС» депутат Законодательного собрания Новосибирской области Олег Мирошников.

Иначе оценил взаимодействие объектов на рынке депутат ЗС региона и директор ЗАО «Сельхозпредприятие Ярковское» Глеб Поповцев. По его мнению, «Хилокский» — это сезонный рынок, который в период избытка продукции продает картофель, морковь, свеклу, капусту и т. д., и в этом сегменте плодоовощной продукции ОРЦ могут конкурировать только с сетевыми магазинами. Если же речь идет об узбекской продукции, то в данном случае это альтернатива только «Хилокскому». А именно фрукты и какая-то часть овощной продукции, полагает депутат Поповцев.

депутат ЗС региона и директор ЗАО «Сельхозпредприятие Ярковское» Глеб Поповцев

Председатель комиссии по научно-производственному развитию и предпринимательству Совета депутатов города Новосибирска Игорь Салов отметил, что «Хилокский» не может быть удобен для всех жителей города с точки зрения логистики, поэтому строительство ОРЦ, на его взгляд, необходимо. Но не только поэтому.

«Совершенно очевидно, что строительство таких оптово-розничных рынков в первую очередь окажет положительное влияние на конечного потребителя. Усиление конкуренции неизбежно приводит к снижению цен на товары, что положительно скажется на нашем кошельке. Это понимают и владельцы «Хилокского», и те, кто вкладывается в строительство ОРЦ. С точки зрения масштаба и уровня развития Новосибирска такие комплексы уже давно должны были появиться. Трудно себе представить, что житель Советского района или микрорайона Родники может полноценно воспользоваться услугами «Хилокского», поэтому строительство ОРЦ — это очень хорошая новость с точки зрения улучшения транспортной доступности в городе», — уверен Игорь Салов.

рынок

«Хилокский» работает по закону

Напомним, что 5 сентября этого года состоялась очередная проверка «Хилокского», что вновь послужило поводом к обсуждению ситуации с рынком. Однако по словам опрошенных «КС» экспертов, формально оснований для его закрытия с точки зрения закона пока нет. Есть несколько факторов, которые отличают ситуацию с «Хилокским» от Гусинобродской барахолки, закрытой на основании закона о розничных рынках. Согласно этому ФЗ, реализация продукции на розничных рынках должна вестись в капитальных, крытых сооружениях. Вместе с тем «Хилокский» во-первых, не относит себя к рынкам, а во-вторых, не относит себя к розничным рынкам. Под розницу, по словам собеседников «КС», можно отнести только продовольственную круглогодичную ярмарку, которая располагается рядом с «Хилокским», но она работает рука об руку с местной властью — по договору с муниципалитетом.

Кроме того, ТЦ «Хилокский» формально не подпадает и под закон о запрете работы иностранных граждан в РФ в сфере розничной торговли. Опять же потому, что «Хилокский» — оптовый рынок, и, кроме того, на его территории свою предпринимательскую деятельность ведут только участники ВЭД. Поэтому таможенные сборы и НДС в размере 18% они выплачивают еще до въезда в Новосибирск, в таможенной зоне, что, к слову, составляет, вероятно, немалую статью дохода в бюджет, поясняет участник рынка, близкий к компании.

В любом случае «Хилокский» выживет, даже если его будут «давить», считают некоторые собеседники «КС»:

«Сегодня это рынок, а завтра социальная ярмарка или овощная база. Статус предприятия можно подвести под необходимые для работы требования, но функциональная суть от этого не поменяется. Закон запрещает торговать на рынках только с автотранспортных средств (исключения касаются только особенностей предоставления торговых мест на сельскохозяйственных рынках и сельскохозяйственных кооперативных рынках). Можно торговать из палаток, с лотков, из киоска, павильона, но они должны располагаться исключительно в капитальных зданиях, строениях, сооружениях. Поэтому если территория «Хилокского» будет закрытой, статус может быть каким угодно. Это ничего не поменяет», — уверен Олег Мирошников.

Глеб Поповцев также полагает, что «Хилокский» подстроится под закон и «выдержит его»: «Я считаю, что там сформированная система, поэтому «Хилокский» просто-напросто будет биться за свое существование и дальше».

В самом «Хилокском» от официальных комментариев отказались.

Ниши разные — продукция одна

Важнейшим партнером оптово-распределительных центров можно считать Узбкистан. Так, основная доля плодоовощной продукции в «Фудсибе» придется именно на узбекскую. Напомним, что в начале этого года губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий во главе делегации НСО совершил поездку в Узбекистан, по результатам которой между новосибирской и узбекской компаниями был подписан меморандум в целях в целях увеличения поставок узбекской плодоовощной продукции в регион и другие регионы СФО, сообщала 6 февраля пресс-служба регионального правительства. В этом же релизе содержалась информация о создании агропромышленного холдинга «Узагроэкспорт», «который будет заниматься экспортом свежей и переработанной плодовоовощной продукции».

«На территории Новосибирской области в мае начнет функционировать торговый дом «Узэкспорт-Сибирь», его якорной площадкой будет торгово-складской комплекс «Импульс» на Мочищенском шоссе», — сообщалось в официальном релизе организации.

Узбекская плодоовощная продукция традиционно занимает ведущее место на сибирском рынке прежде всего благодаря удобной и недорогой логистике, рассказал «КС» Дмитрий Терешков. Другие региональные центры производства и поставок, по его словам, находятся намного дальше и намного теснее привязаны к Москве и европейской части России — Азербайджан, Турция, Сербия, Иран, Израиль.

Однако превалирование узбекских товаров на сибирском рынке — сезонное (с середины мая до середины октября), в остальной осенне-зимне-весенний период на рынке доминирует местная тепличная продукция, овощи и фрукты из Китая, Турции, Израиля, Азербайджана. Основной игрок в этом сегменте — представители азербайджанской диаспоры, отмечают эксперты.

Другая важная причина сезонного доминирования узбекской продукции, по словам Терешкова, — неравномерное налогообложение внутри Таможенного союза. «Здесь также работает схема «белорусских креветок», только на месте Белоруссии — Казахстан. Там ввоз и продажа фруктов облагается по ставке 12%, а в России — 18%. Эта «спекулятивная» разница в 6% толкает практически всех торговцев на полулегальную схему, когда товар из Узбекистана ввозится в Казахстан, а далее оформляется как якобы продукция южно-казахстанских фермеров и ввозится в Россию», — поясняет Дмитрий Терешков.

В общегодовом импорте фруктов и овощей на территорию области последние два с половиной года Узбекистан тем не менее не находится на первых позициях.

По доле поставок плодоовощной продукции на рынок Новосибирской области лидирует Китай. Лидером он стал в 2015 году, остался им и в 2016-м, и в первом полугодии 2017 года, постепенно увеличивая объемы поставок. Узбекская продукция по объемам поставок в регион лидировала в 2014 году, опережая объемы Китая практически в два раза. В 2015 году объемы поставок плодоовощной продукции из Узбекистана уменьшились, а в 2016-м и в первом полугодии 2017-го продолжали медленно расти. Стоит отметить, что ни Китай, ни Узбекистан, никакая другая азиатская страна не были так заметны, как сегодня, в 2013-м и 2014 годах. К примеру, в 2013 году Китай поставил только 264 25 тонн плодоовощной продукции в регион. Его опережали Афганистан, Германия, Молдавия, Нидерланды, Польша, ну и Узбекистан. В 2014 году поставки из Китая упали более чем в два раза. То же самое можно сказать и об Узбекистане. Лидером по объемам ввоза стала Бельгия, недалеко от нее ушла Польша. Но потом были введены санкции, и страны-поставщики плодоовощной продукции вновь сменили позиции.

Что в итоге?

В целом практически все опрошенные «КС» собеседники убеждены в том, что «Фудсиб» никоим образом не станет конкурентом ни «Хилокскому», ни тем более «Агропарку». По мнению Олега Мирошникова, одному из бенефициаров «Фудсиба» — Александру Манцурову — ОРЦ сыграет на руку для собственного ритейла (напомним, что в холдинг «Сибирский Гигант» входят сетевые супермаркеты «Мегас», «Гигант» и «Горожанка»).

Не будет конкурировать с «Хилокским» и тем более с «Агропарком» и «РосАгроМаркет». Кстати, этот проект Дмитрий Терешков считает сугубо декларационным и во многом пиаровским на протяжении многих лет. «Презентовав его в Новосибирске на разных уровнях, компания-инициатор, по нашим данным, и колышка еще не вбила в реальное воплощение проекта», — пояснил собеседник «КС».

В любом случае на сегодня ОРЦ пока не начали функционировать, а значит, делать какие-либо выводы преждевременно. Многие рассматривают новые проекты как альтернативу «Хилокскому», но и такой вариант был опровергнут большинством собеседников «КС». Вполне возможно, что на плодоовощном рынке хорошо будет всем — ввиду разнообразия форматов и наличия потребительского спроса.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ