Николай Мочанский: «Планируем продвигать Ан-2 на белорусском рынке»

В конце сентября в Новосибирск прибыла большая делегация из Республики Беларусь. Один из обсуждаемых вопросов — перспективы сотрудничества в сфере авиации, в том числе поставок легкомоторной авиатехники. Начальник Минского аэроклуба ДОСААФ, полковник в отставке НИКОЛАЙ МОЧАНСКИЙ рассказал «КС» о том, каким белорусская сторона видит взаимодействие и чем приглянулся модернизированный новосибирскими специалистами самолет Ан-2 (ТВС-2МС).

— На заводе Чкалова, который на военной авиации специализируется, есть структура, которая занимается сельхозавиацией. В СибНИА реанимировали самый популярный некогда в России самолет Ан-2. С какими проектами связан ваш визит в Новосибирск?

— Для начала отмечу, что 70 лет назад Ан-2 начали делать именно в Новосибирске! Если говорить о текущей поездке, то она готовилась около двух лет. Меня заинтересовал самолет Ан-2 с двигателем ТВС, который ускоренно модернизируется в СибНИА. Его генеральный директор, летчик-испытатель Владимир Барсук — фанат своего дела, поэтому процесс идет быстро и успешно. Благодаря применению новых технологий, установке турбовинтового двигателя самолет стал современным. У него увеличилась дальность полета, он имеет хорошую подъемность, стал более комфортным. Есть и ощутимая экономия топлива, кстати, аппарат работает на керосине. Нас заинтересовала покупка самолета для подготовки молодежи, сборной по парашютному спорту. Но можно вспомнить, что раньше на Ан-2 летали между городами и селами, так что начинаем с обзорных экскурсий и парашютных прыжков и планируем продвигать эти самолеты на нашем рынке дальше.

— Вы уже успели оценить возможности самолета вживую?

— Для того чтобы сюда приехать, год назад мы пригнали самолет в республику. Он работал у нас два дня, и за это время показали его всем заинтересованным лицам. Ан-2 ТВС продемонстрировал, насколько он мощный, перспективный, эффективный и экономически выгодный по всем составляющим. Но два дня — это одно, а постоянная эксплуатация — другое. Все ждут, как мы на нем отработаем в следующем году. У нас пять авиаклубов, МЧС, другие ведомства, где очень большие налеты.

Если будет сделана нормальная модернизация самолета, то его можно будет рассматривать и как пассажирский. Это очень хорошая для нас перспектива, тем более что сейчас под Минском заработал новый аэродром с современной взлетно-посадочной полосой.

Но одно дело — если кто-то эксплуатирует, а другое — самому попробовать и хорошо посчитать по итогам года математику. Без математики пока сложно разговаривать, но мы считаем, что перспектива убедительная. По крайней мере, по документам и обсуждениям наши ожидания пока оправдываются.

— Когда планируется приобрести первый самолет?

— Во II квартале следующего года он должен будет прилететь в Республику Беларусь.

— Помимо покупки модернизованного Ан-2, решаются ли еще какие-то вопросы с новосибирскими коллегами, касающиеся авиации?

— Пока могу говорить только об уже названном проекте сотрудничества. В Новосибирск прибыл также директор Минского авиационно-ремонтного завода, чтобы обсудить варианты сотрудничества с новосибирскими коллегами. К слову, президент Республики Беларусь указывает на то, что нужно развивать вертолето- и самолетостроение и делает курс на то, чтобы сотрудничать с Россией, наращивать упущенное, приобретать экономически выгодную технику и работать на ней.

— Вы впервые в Новосибирске? Какие впечатления от города?

— В 90-х годах служил в Бердске три месяца. Так что есть связующие с Сибирью нити. За эти годы, пока здесь не был, Новосибирск, конечно, преобразился, все поменялось в лучшую сторону, впечатления остались хорошие. Жаль, до Бердска не доехал. И еще хотел посетить музей Александра Ивановича Покрышкина, потому что для меня он — человек-легенда. Он 9 лет боролся за то, чтобы стать летчиком, был механиком радиоэлектронного оборудования. У меня война за небо длилась 13 лет, пять месяцев и 21 день. Я тоже был радистом. В 1984 году мы вместе с Александром Ивановичем были в Кремле на совещании, много общались, обедали вместе… Конечно, посетить такой музей я был обязан. Мне удалось побывать в Новосибирском техническом колледже имени А. И. Покрышкина, где он учился в 30-х годах. Был приятно удивлен тем, что увидел: чистота, современное оборудование, оснащенные лаборатории, музей, где можно проследить весь жизненный путь Александра Ивановича. Во дворе установлены самолеты Як-9 и знаменитая «Аэрокобра» — Р-39, на котором он летал. Видно, насколько директор и весь коллектив живут своим делом. Даже стало жалко, что премьер-министру Беларуси не показали этот лицей. Умницы! Уезжаю с хорошим настроением и убеждением, что славяне делают одно большое дело.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ