YAC2017: телемедицина, медиа, погода, виртуальная реальность и мессенджеры

30 мая в Москве прошла ставшая уже традиционной конференция компании «Яндекс» — YAC2017. В ее рамках участники обсудили дальнейшее развитие медиа, использование ИТ в медицине, виртуальную реальность и восприимчивость к технологиям в целом. Чего стоит ожидать в ближайшем будущем, исходя из прогнозов, оглашенных на конференции, — в материале корреспондента «КС».

Мероприятие Yet Another Conference (YAC) компания «Яндекс» устраивает уже в седьмой раз. В отличие от многих других профильных конференций, YAC не ориентирована только на программистов, системных интеграторов или ИТ-маркетологов — ее создатели стремятся сделать мероприятие интересным для как можно большего количества людей. Часть докладов на Yet Another Conference были футурологическими, часть вполне прикладными про то, что можно использовать уже здесь и сейчас. Поэтому в рамках конференции можно было услышать как про использование геомаркетинга, а также «облачного» анализа локаций в ритейле, так и о том, какое будущее откроет виртуальная реальность.

Однако важную роль в YAC, безусловно, сыграло представление собственных сервисов «Яндекса». Подобно презентациям Стива Джоббса в Apple, «Яндекс» решил сделать ставку на яркие анонсы, причем по возможности заранее не анонсируя их темы. Хотя для тех, кто следил за компанией и ее шагами, «секретные» доклады были вполне ожидаемыми. В качестве ведущего Yet Another Conference выступил директор по маркетингу сервисов компании «Яндекс» Андрей Себрант. Основатель «Яндекса» Аркадий Волож также находился в зале на протяжении всей конференции, но никак не проявлял свое присутствие.

«КС» выделил пять ключевых тем, затронутых на конференции.

 

Медиа

Первой темой, затронутой в рамках конференции, стало будущее медиа. Об этом «Яндекс» заговорил не случайно, так как на YAC2017 презентовал новую платформу «Яндекс.Дзен», представляющую собой агрегатор СМИ, блогов и авторских текстов и показывающую каждому отдельно взятому пользователю свою уникальную ленту. Этот сервис работает в тестовом режиме еще с прошлого года, однако узнать о нем до конференции могли разве что пользователи «Яндекс-браузера».

690A8217

Его отличие от других агрегаторов состоит в том, что с помощью технологий искусственного интеллекта «Дзен» формирует для каждого читателя свою ленту материалов, базируясь на его предпочтениях. Если же пользователь при просмотре указывает, что материал той или иной тематики его не интересует, то в дальнейшем подобные тексты уже не будут ему показываться. Поэтому в идеале пользователь будет видеть только те материалы, которые способны реально его заинтересовать.

Предполагается, что издатели СМИ смогут завести в «Яндекс.Дзене» свои каналы, публиковать там тексты и видео, создавать медиапроекты, экспериментировать с мобильными форматами и размещать рекламу. В свою очередь бренды получат возможность публиковать в «Дзене» маркетинговые материалы и нативную рекламу. Отдельно «Яндекс» выделяет категорию авторов, которые смогут публиковать на сервисе интересные истории и даже зарабатывать на показах рекламы. Однако для этого, по словам представителей компании, необходимо преодолеть границу в 300 тысяч просмотров. Претендовать на финансовую поддержку могут независимые авторы, команды и медиа, которые публикуют оригинальный контент, популярный среди пользователей «Дзена». Годовой бюджет программы должен составить ни много ни мало миллион долларов.

Для рассказывания историй на мобильных устройствах «Яндекс» также разработал новый инструмент, получивший название «нарратив». Он состоит из серии экранов с мультимедийным контентом (фото, видео, текст), которые легко листать один за другим. «Нарратив» создается при участии издательских домов, брендов и блогеров.

«Яндекс» рассчитывает, что его сервис со временем станет играть важную роль с точки зрения аккумулирования трафика, как сейчас, к примеру, те же «Яндекс.Новости» или социальные сети. Пока платформа для издателей, брендов и авторов запускается в России, однако предполагается, что в дальнейшем она будет доступна и в других странах.

Погода как фактор продаж

Другая «секретная» новинка конференции касалась темы погоды. Интерес к этой теме не случаен, ведь во многих отраслях погода напрямую влияет на продажи товаров и услуг. На конференции приводился пример французского fashion-ритейлера, который на многочисленных ЖК-экранах в Париже показывал действующую температуру воздуха и людей, одетых именно по этой погоде в этой сети магазинов. Такой нехитрый прием позволил компании значительно увеличить продажи. Понимание того, что многим бизнесам нужны актуальные данные о погоде, поспособствовало тому, что «Яндекс» открыл доступ к API (интерфейсу программирования) сервиса «Яндекс.Погода» для сторонних разработчиков. Благодаря такой возможности они теперь смогут на платной основе использовать эту информацию в своих продуктах и услугах. Такой сервис может использоваться и для выявления факторов изменения спроса на различные товары.

Формула здоровья

Целая секция конференции была посвящена вопросам телемедицины. Одним из спикеров секции стал один из основателей компании Alawar Entertainment Александр Лысковский, возглавляющий сейчас компанию Welltory — производителя приложения, которое помогает активно работающим людям наладить баланс между напряжением и восстановлением, избавиться от хронической усталости и стресса.

Сама компания «Яндекс», впрочем, также не могла обойти вниманием эту тему. Так, компания внедрила сервис онлайн-консультаций с терапевтом и педиатром. Теперь любой пользователь, где бы он ни находился, может получить совет квалифицированного врача. Предполагается, что онлайн-консультации пригодятся людям, которые по тем или иным причинам не могут попасть в клинику или не знают, к какому врачу идти, а также тем, кто просто хочет поговорить со специалистом о своем здоровье и здоровье близких. Терапевты и педиатры работают круглосуточно и готовы консультировать всех, кто знает русский язык. Пообщаться с врачом можно в чате или по видеосвязи. А чтобы его советы не потерялись, после консультации врач пришлет отчет. Как отмечают в «Яндексе», сервис сотрудничает с квалифицированными врачами из московских клиник. Средний стаж работы врачей составляет семь лет. У сервиса есть и важная социальная функция. Так, если состояние человека покажется врачу опасным, он посоветует вызвать скорую помощь и не возьмет плату за консультацию.

Виртуальная реальность

Не обошли вниманием организаторы и популярную сейчас тему виртуальной реальности (VR). Основатель и директор по развитию группы компаний One More World Алексей Довжиков рассказал, что международный рынок виртуальной и дополненной реальности будет составлять, согласно одному из прогнозов, $23 млрд. Однако будущее рынка — это не оборудование, на котором будут зарабатывать, как это делается сейчас, а контент, то есть различный софт. В этом контексте уместно провести аналогию с мобильным Интернетом. С одной стороны, есть сегмент смартфонов, а с другой стороны, есть сегмент многочисленных приложений в AppStore и Google Play, и именно это определяет рынок в целом.

Более того, на рынке наблюдается замкнутый круг. Пользователи не очень охотно покупают устройства для виртуальной реальности, потому что нет соответствующего контента, а он не создается, поскольку нет рынка сбыта, иначе эти затраты не окупятся. Но порочный круг потихоньку разрывается. По прогнозам Алексея Довжикова, когда у 9–10% населения будут VR-устройства, то появится и «продакшн видео». «Если на каком-либо из ваших мероприятий вы поставите VR-зону, то очередь на ваш стенд гарантирована. Во всяком случае пока. Также уже сейчас благодаря наличию обзоров в виртуальной реальности можно удаленно продавать недвижимость, — привел примеры воплощения технологий Алексей Довжиков и призвал активнее использовать VR в маркетинге, пока это не стало обыденным. — Вместо того чтобы возить куда-то оборудование, можно воссоздавать в виртуальной реальности его идентичную копию и демонстрировать его так. Также с помощью VR можно отрабатывать технику безопасности, планы эвакуации и т. д.».

В свою очередь те проблемы, которые сейчас стоят перед VR, по мнению спикера, не критичны. Среди них и стоимость VR-оборудования, и его неудобство с точки зрения каждодневного использования. Например, шлем для VR на сегодня очень громоздкий и неудобный. Но когда обычные очки будут приспособлены для дополненной реальности, тогда рынок выйдет на качественно новый виток развития. Еще одна насущная проблема носит сугубо физиологический характер — речь идет о возникновении у людей тошноты при погружении в виртуальную реальность. По словам Алексея Довжикова, сейчас этой проблемы можно избежать в случае наличия хорошего трекинга (системы определения местоположения движущихся объектов во времени с помощью камеры), что позволяет лучше синхронизировать действия человека с тем, что происходит в виртуальной реальности. Поэтому многие уже решили эту проблему. Таким образом, согласно наставлению спикера, остается дождаться, пока VR пойдет в массы, и использовать это в продвижении своих товаров и услуг.

Business to friends или когда бренды становятся друзьями

Было бы странно, если бы на конференции про технологии никак не была затронута тема популярности мессенджеров. Ее в своем выступлении поднял руководитель департамента по продажам Viber в России и странах СНГ Кирилл Воробьев. И хотя заявленная тема касалась по большей мере коммуникациям business to friends, спикер в основном говорил о возможностях современных мессенджеров и текущих трендах. Основной посыл выступления можно свести к одной фразе: благодаря мессенджерам сокращается путь покупки товара или услуги. Так, уже сейчас мессенджеры используются как инструменты бронирования, оплаты товаров и услуг. Суть продуктов состоит в том, чтобы, не выходя из них, пользователи могли оплачивать штрафы, ЖКХ, совершать простые операции. По данным Viber, в США уже 27% всех покупок на рынке электронной торговли осуществляются через смартфоны.

Модератор конференции Андрей Себрант

Впрочем, сейчас многих пользователей относительно мессенджеров больше волнуют совсем другие вопросы. Первый из них, который относится напрямую к Viber, — это проблемы со спамом, наличие которых признал и сам спикер. Именно из-за них многие пользователи удаляют у себя Viber. Вторая и боле комплексная проблема — это наличие большого количества мессенджеров (Whatsapp, Telegram, Viber, Facebook Messenger, VK Messenger), что наталкивает на необходимость создания агрегатора, позволяющего не проверять постоянно каждый из этих сервисов в отдельности, а видеть ситуацию в совокупности. Однако сами вендоры мессенджеров выступают против такой возможности. «Попытки агрегировать мессенджеры уже были, но никогда пользователи не получат возможности каждого из них», — подчеркнул Кирилл Воробьев. Тем не менее, видится вполне логичным, что рано или поздном такой агрегатор должен появиться. Либо из всех существующих сейчас мессенджеров выживет только сильнейший, который консолидирует у себя в том числе и аудиторию конкурентов.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Александр Лысковский, СЕО компании Welltory, сооснователь компании Alawar Entertainment:

— Конференция была отлично организована, и мне как докладчику очень понравился уровень «ведения» меня по всему процессу. Мягко и доброжелательно, но твёрдо и с проверкой готов ли я, готовы ли слайды, какая тема и многое другое. Это вызывает уважение! Как участник я в основном посещал секции на медицинской части, и на мой взгляд, там все доклады были интересные и хорошо выстроены.

Евгений Васильков, организатор конференций Grusha, CodeFest в Новосибирске

— Yac — отличный пример качественной брендированной конференции. Меня очень порадовало брендирование пространства. Это та штука, которую мало кто делает, но от того, насколько качественно забрендировано пространство, в которое попадает участник, очень сильно зависит восприятие происходящего и ассоциация мероприятия с компанией, поэтому это важно. У Яндекса получилось отлично: полное ощущение, что пришёл в гости к Яндексу, а вовсе не в Технополис (место проведения мероприятия  — «КС»).

Организацией в целом я доволен: быстрая регистрация, внятная навигация, отличные выступления. Если бы Яндекс спросил, что можно улучшить, я бы посоветовал ровно три вещи.

Во-первых, девушек на регистрации «принудить» улыбаться и желать хорошего дня, а то они показались неприветливыми и вообще уставшими уже с утра. Заряд позитива для участника — залог хорошего настроения на весь день.

Во-вторых, напечатать программу конференции на обратной стороне бейджика. Очень уж не хватало этой самой программы, а бейджик как раз выглядел грустно с обратной стороны. Совместить бы одно с другим, и была бы польза.

В-третьих, перенести зону кофебрейка ближе к основному залу. Это позволило бы избавиться от давки в небольшом пространстве конференц-зоны, обеспечить действительно тематичность этой зоны и обострить атмосферу тёплости и ламповости основного зала.

Я ехал на конференцию для того, чтобы послушать, что нового покажет Яндекс, и для того, чтобы встретиться со знакомыми людьми. И то и то удалось на всё сто, и это, пожалуй, было самое ценное в мероприятии лично для меня.

690A8463

 

 

Дина Березина, продакт-менеджер интернет-магазина издательства «Манн, Иванов и Фербер», экс-менеджер по продукту компании 2ГИС

—  Сама организация YAC на мой взгляд достойная — места много, еда есть, на регистрации толпиться не пришлось, зал отличный — презентацию видно со всех точек, начало завораживающе. «Вау-эффект» всегда настраивает на то, что будет круто.

Но говоря о секретных докладах, могу сказать, что у меня было некоторое разочарование по сравнению с выступлениями прошлых лет. Ни один из них, на мой взгляд, не имел «вау-эффекта»  — по сути речь шла о доработке существующих сервисов.

Никакой из последующих докладов не произвёл на меня сильного впечатления, но это наверно потому, что я была всего лишь на трех из них, в основном по секции «здоровье».

Говоря в целом о конференции, отлично, что появились дополнительные секции и онлайн программа, благодаря чему уже с большей вероятностью можно выбрать что-то интересное.  Также плюсом конференции YAC можно считать то, пространство было организовано так, что было видно многих участников. Для меня плюсом мероприятия была возможность общения с коллегами и знакомыми.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ