Если в бизнес сгрудились малые…

Органы власти федерального, регионального и муниципального уровня, а также госкорпорации вкупе с государственными и муниципальными унитарными и казенными учреждениями сегодня являются крупнейшими заказчиками для отечественного бизнеса.  Экономические взаимоотношения с ними во многом определяют показатели работы не только крупного бизнеса. О достижениях, проблемах и перспективах малого и среднего бизнеса в сфере государственного и муниципального заказа «КС» поговорил с участниками рынка и экспертами.

По данным Корпорации МСП, за 2016 год общая сумма тендеров для представителей малых и средних компаний со стороны крупных заказчиков составила более 1,5 трлн рублей, а на 2017 год плановая цифра объемов закупок крупнейших заказчиков с государственным участием должна составить не менее 1,6 трлн рублей.

Не исключено, что эти планы будут и перевыполнены — в ответ на вербальную интервенцию президента РФ Владимира Путина, который 25 апреля в соавторстве с министром экономического развития Максимом Орешкиным анонсировал в ближайшее время рост закупок «наших так называемых структурных монополий» у отечественных малых и средних предприятий с нынешних 15% до 18%. При этом, согласно Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 года, одобренной в июне правительством России, предполагается постепенно наращивать квоту средних и малых предприятий в госзакупках до 25%.

На текущий момент, как отмечает председатель комитета поддержки и развития малого и среднего предпринимательства мэрии Новосибирска Максим Останин, в Новосибирске доля  малого бизнеса в госзаказе — 24%, по области — 23%.

По мнению заместителя управляющего филиалом Абсолют Банка в Новосибирске Ирины Марковой, в последнее время наиболее ярко рост деловой активности бизнеса наблюдается именно в сегменте государственных закупок: несмотря на все последствия мировых финансовых кризисов, именно рынок государственных контрактов демонстрирует постоянный и стабильный рост на 15–20% ежегодно за последние три года. Впрочем, не все банкиры соглашаются с такой точкой зрения. «С внесением изменений в федеральные законы № ФЗ-44 и № ФЗ-243, создавших условия для доступа малого и среднего бизнеса к тендерам и аукционам по госзакупкам, активность предпринимателей в этом сегменте существенно выросла. Но за последний год всплеска интереса малого бизнеса к исполнению государственных и муниципальных контрактов мы не отмечаем, а по некоторым экспертным оценкам, в целом по России его доля даже сократилась, и заметно», — считает заместитель регионального директора по кредитованию малого бизнеса банка «Открытие» Максим Лунев.

И все-таки руководитель филиала «Новосибирский» Уральского банка реконструкции и развития (УБРиР) Лариса Кучендаева уверена: бизнес довольно активно проявляет себя в исполнении госконтрактов, и сейчас фиксируется стабильный рост заявок на банковские гарантии со стороны малых и средних предприятий. «По сравнению с I кварталом 2016 года количество заявок выросло в два раза. Также можно отметить, что клиенты стали чаще подавать заявки и на более крупные суммы — на 10 или 20 млн рублей», — делится своими наблюдениями топ-менеджер банка. Кроме того, добавляет она, происходят и качественные изменения: в частности, меняется структура клиентской базы: «Если раньше к нам обращался малый бизнес, то теперь свои силы в исполнении контрактов хотят попробовать микропредприятия и даже ИП».

Положительная динамика наблюдается не только на федеральном уровне, но и в регионах. Так, по информации, предоставленной «КС» комитетом поддержки и развития малого и среднего предпринимательства Новосибирска, в единой информационной системе в I квартале 2017 года заказчиками было размещено 486 извещений о закупках, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации (далее — СМП и СОНО), с начальной максимальной ценой 311,5 млн рублей.

Было заключено 460 контрактов на сумму 288,3 млн рублей, в том числе на 28,0 млн рублей были заключены контракты с привлечением СМП и СОНО к исполнению контрактов в качестве субподрядчиков, соисполнителей.

Цена контрактов в ходе проведения конкурентных закупок у СМП и СОНО была снижена на 38,1 млн рублей, при этом средняя цена контракта, заключенного с СМП и СОНО, составила порядка 566,5 тыс. рублей. Среднее количество участников закупок на торгах по сравнению с аналогичным периодом прошлого года почти не изменилось, однако увеличение объема закупок у СМП и СОНО по сравнению с I кварталом 2016-го составило 23%. Возможно, такую ситуацию объясняет Максим Лунев: «Кто хотел зайти на этот рынок — уже зашел. А кто-то и вышел по причине как существовавшей неопределенности в экономике в целом и перспектив собственного бизнеса в частности, так и специфики участия в системе госзакупок».

По данным комитета поддержки и развития малого и среднего предпринимательства мэрии города Новосибирска, наибольший объем закупок осуществлялся заказчиками в сфере строительства автомобильных дорог и возведения зданий, для медицинских целей, включая закупки лекарственных препаратов, а также закупок услуг, связанных с научными исследованиями и экспериментальными разработками. Лариса Кучендаева уточняет специфику сферы услуг, выделяя в первую очередь изготовление различных предметов для производства, поставки мебели, книг, клининговые и медицинские услуги.

В Новосибирске доля малого бизнеса в госзаказе — 24%, по области — 23%

А руководитель корпоративного филиала ВТБ в Кузбассе Анжелика Рогожкина оценивает ситуацию в соседней Кемеровской области, исходя из статистики проведения банковских операций в части поддержки исполнения данных контрактов клиентами банка. «Могу сказать, что, например, в части контрактов наших клиентов по обслуживанию и содержанию дорог объем выполняемых работ, как правило, находится в одной динамике. А в части сферы строительства объемы подобных контрактов растут. В целом о росте популярности участия в торгах по исполнению государственных и муниципальных контрактов кемеровских предпринимателей говорят объемы предоставленных банковских гарантий: так, по сравнению с 2015 годом, в 2016 году их темп роста составил 1,5 раза».

От прозрачности к открытости

Объективные показатели роста, пусть и не такого бурного, как хотелось бы, — результат синергии двух процессов: потребности — большого потенциального спроса на услуги бизнеса со стороны государства, и способности — в виде создания и постоянного усовершенствования механизмов доступа к государственным и муниципальным заказам. Как считает Ирина Маркова, основной драйвер роста рынка государственных контрактов — все большая открытость этого рынка: с появлением механизма публичных закупок существенно повысилась привлекательность этого рынка для бизнеса, повысилась предсказуемость, снизился уровень неопределенности для всех участников. «Локомотивом этого изменения выступает малый и средний бизнес, именно он способен эффективно трансформироваться на новые принципы. В настоящее время свыше 350 тысяч предприятий участвуют в государственных закупках, из них активно работают более 70 тысяч», — приводит статистику заместитель управляющего филиалом банка. С коллегой согласна и Анжелика Рогожкина. «Конечно же, способствует росту вовлеченности бизнеса прозрачность, с которой ведутся торги, поэтому мы наблюдаем тот факт, что появляется все больше участников данного процесса», — говорит банкир.

В продолжение этой темы Максим Останин подробно останавливается на конкретных мероприятиях, содействующих росту участия бизнеса в исполнении государственных и муниципальных контрактов. Так, по мнению председателя комитета поддержки и развития новосибирского МСП, этому весьма способствует образовательная программа «Поставщик 2017» в области госзаказа для субъектов малого предпринимательства, реализуемая комитетом совместно с институтом дополнительного образования «Госзаказ» и НОО СМП «ОПОРА РОССИИ». Кроме того, с 1 апреля 2016 года введен единый общедоступный электронный реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний. В результате обеспечена прозрачность функционирования органов контроля, что позволяет объективно оценивать их деятельность. Каждому участнику закупок, любому гражданину предоставлена возможность отслеживать ход рассмотрения поданной им жалобы на действия (бездействие) заказчиков. Созданы условия для обеспечения единства правоприменительной практики всех контрольных органов.

Однако до полной идиллии пока далеко — Максим Останин отмечает и факторы, препятствующие малому и среднему бизнесу наращивать свою активность в сфере исполнения госконтрактов. Один из них — несовершенство законодательства в области госзаказа, которое, однако, постепенно преодолевается. Яркий пример тому — первомайское подписание президентом РФ Владимиром Путиным закона об установлении предельных сроков оплаты заказчиком поставленных товаров, работ или услуг в рамках госзакупок. Теперь, если поставщиком услуг является субъект малого предпринимательства или социально ориентированная некоммерческая организация (НКО), то срок оплаты должен составлять не более 15 рабочих дней. При этом просрочка оплаты чревата для ответственных чиновников денежными взысканиями до 50 тысяч рублей.

Еще один негативный фактор, тормозящий рост доли МСП в сегменте государственного и муниципального заказа, — стереотипная уверенность части предпринимателей в том, что итоги конкурсов заранее предрешены, а условия подогнаны под определенного исполнителя. «Есть у бизнеса для этого некоторые основания — например, неоднородность товаров, когда в одной закупке и туалетная бумага, и гвозди, и многое другое. Далеко не каждый предприниматель может обеспечить такую разносортную номенклатуру и широкую линейку, что иногда порождает негативное отношение к системе госзаказа», — говорит Максим Останин. Но он уверен, что по возможным частным случаям нельзя судить о достаточно неплохо отлаженной технологии, в результате действия которой подавляющее большинство субъектов малого и среднего бизнеса выигрывают реальные тендеры, выполняют работы и получают оплату.

Банки под заказ

Кроме усилий, предпринимаемых бизнесом и властными органами для увеличения доли малого и среднего бизнеса в исполнении государственных и муниципальных контрактов, весьма существенен и взнос банковского сектора. «Основная роль банков — это обеспечение поддержки бизнеса для участия в рынке государственных контрактов. Банки оценивают финансовое положение участников и предоставляют свои гарантии для государственных заказчиков», — утверждает Ирина Маркова. С ней солидарна и Лариса Кучендаева — по ее словам, банк, по сути, является для бизнеса проводником в сферу тендеров и госконтрактов, так как сейчас многие кредитные организации знают потребности своих клиентов и предлагают им качественный сервис. «В частности, сокращается срок оформления банковских гарантий — если раньше на все уходило до семи дней, то теперь экспресс-гарантии в рамках 44–ФЗ мы открываем всего за два дня, а при установлении лимитов клиент может получить гарантию всего за четыре часа», — подтверждает примерами свои рассуждения руководитель филиала.

«Средства, отчисляемые электронной площадке в качестве гарантии, означают для малых компаний вывод из оборота достаточно больших сумм. Поэтому банки, поддерживая финансовую активность предпринимателей, помогают снизить риски неисполнения обязательств по контрактам и избежать немедленного отвлечения оборотных средств», — объясняет суть банковской гарантийной поддержки Максим Лунев. По его мнению, кредитное плечо, которое банки подставляют участникам госзакупок, особенно важно для малого бизнеса. Кроме того, банк финансирует текущий бизнес клиента, позволяя ему избежать дефицита оборотных средств и сконцентрировать ресурсы на исполнении госконтрактов.

«Основные объемы банковских гарантий идут в сфере госзаказа — начиная с тендерных гарантий, потом при подписании контракта и получении аванса необходимы гарантии на возврат аванса, еще есть банковская гарантия на гарантийный период — чтобы заказчику не приходилось разыскивать подрядчика, если что-то происходит в течение гарантийного срока», — перечисляет лишь некоторые виды банковских документарных продуктов руководитель корпоративного филиала ВТБ в Новосибирске Вячеслав Брюханов. А Анжелика Рогожкина добавляет, что, помимо предоставления банковских гарантий и денежного обеспечения участников торгов, банк предоставляет корпоративным клиентам специальные продукты по сопровождению, в частности, заключение договоров о банковском сопровождении, открытие исполнителям контрактов отдельных банковских счетов, предоставление заказчику выписок и отчетов о расходовании средств по отдельным счетам. «Банк может предоставить дополнительные возможности по автоматизированному контролю за расходованием денежных средств с отдельных счетов как заказчику, так и поставщику», — раскрывает потенциал взаимодействия бизнеса и банка руководитель кузбасского корпоративного филиала ВТБ.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Максим Лунев,
заместитель регионального директора по кредитованию малого бизнеса банка «Открытие»:

— Причиной настороженного отношения предпринимателей к участию в торгах является также фактор непрозрачности госзакупок и высокая коррупционная составляющая, о чем сейчас много говорится на всех уровнях. Экспертные опросы показывают: практически половина предпринимателей убеждены, что при формальном соблюдении открытости отбора подрядчиков результаты конкурсов предопределены, особенно по наиболее выгодным проектам. А критерии отбора зачастую оставляют шанс на победу только одному конкретному участнику, в котором заинтересован заказчик.

Лариса Кучендаева,
руководитель филиала «Новосибирский» Уральского банка реконструкции и развития (УБРиР):

— Бизнес начал проявлять активность в исполнении государственных или муниципальных контрактов 2–3 года назад. За это время практически все игроки рынка освоились, и я уверена, что это направление ждет дальнейшее развитие. Активность бизнеса будет расти, на рынок будут заходить малые и микропредприятия. Со стороны банков можно ожидать совершенствования предоставляемого сервиса и повышения скорости оформления услуг.

Алексей Щерба, заместитель управляющего Сибирским филиалом ВТБ24:

— Для участия в торгах компании или предприятию необходимо наличие собственных средств, для обеспечения участия, заключения договора, на цели закупа материалов, оборудование и многое другое. Контрактом не всегда предусматривается авансирование части затрат в рамках исполнения обязательств. Также существуют заказы, предусматривающие оплату после исполнения всех объемов работ по контракту.

Банки осуществляет поддержку клиентов как в сопровождении контрактов со стороны документарного бизнеса (банковские гарантии), так и в финансировании на исполнение (оборотное кредитование).

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ