Известный режиссер и продюсер ТИМУР БЕКМАМБЕТОВ представил свой новый фильм «Время первых», посвященный одной из самых героических страниц отечественной космонавтики — первому выходу человека в открытый космос. Картина, снятая при непосредственном участии реального действующего лица этого беспрецедентного события Алексея Леонова, выходит на экраны 6 апреля, в преддверии Дня космонавтики, потеснив в прокатной сетке кинотеатров очередной «Форсаж». Корреспондент «КС» побеседовал с Тимуром Бекмамбетовым о том, что мешает отечественному кинематографу взмыть ввысь, как ракете.
— Перед выходом в космос Алексей Леонов помедлил пару секунд, прежде чем оттолкнуться от поручней и зависнуть в свободном полете. Были ли в вашей жизни такие моменты?
— Это случается каждый раз, когда начинаешь новый фильм. Висишь на подножке и думаешь, начинать или нет. Но в случае с «Временем первых» было понятно, что эту историю необходимо рассказать. Ответственность перед Алексеем Архиповичем Леоновым, настоящим героем и дважды Героем Советского Союза, человеком до сих пор чрезвычайно живым и деятельным, сделала работу над фильмом особенно серьезной и важной. Честно говоря, прыгать было страшно. В итоге мы вышли из всех сроков и бюджетов, чтобы сделать все по-настоящему.
— Энергетика и обаяние Леонова, масштаб его личности ощущаются едва ли не в каждом кадре. Насколько активное участие он принимал в создании фильма?
— Сценарий родился из диктофонной записи воспоминаний Алексей Архиповича, мы консультировалась с ним по всем значимым вопросам и учитывали его мнение при монтаже. Так, Брежнев в фильме получился «добрым дедушкой» в том числе потому, что Леонов был уверен: «Королева никто не может ругать». Точно так же в фильм не вошла сцена, в которой Королев падает от усталости после успешного завершения операции, ведь, по мнению Леонова, «герой не может упасть». И поверьте, Леонова было невозможно ослушаться. Его теплота и сила оказались важнее идеологических, художественныхи любых других соображений.
— Вы довольно близко познакомились за время работы над фильмом?
— Да, и Леонов стал настоящим автором фильма. Таким руководителем, который все знает и все понимает. Который очень строг и при этом дает тебе такой аванс доброты, что ты не можешь его подвести. Думаю, сказывается его опыт командира отряда космонавтов: в подчинении Алексея Архиповича были космонавты, их семьи и дети, он занимался их устройством в детские сады, организацией утренников, всеми житейскими и рабочими вопросами. Он должен был быть добрым, чтобы его любили, и одновременно очень сильным. Ему важно было быть человеком, который тебя вдохновляет. Так мы и работали.
— Что сказал Леонов, когда увидел фильм?
— Когда закончился просмотр, после томительной паузы Алексей Архипович сказал: «Только теперь я понял, как было страшно». Он принял наш фильм.
— Константин Хабенский и Евгений Миронов — вы не боялись брать на главные роли таких ярких узнаваемых артистов, которые способны заслонить собой героев-прототипов?
— Наш кинематографический опыт подсказывает, что хорошие актеры приходят в фильм вместе со своим опытом, предыдущими сыгранными характерами. Хабенский пришел вместе с трагической судьбой Адмирала, с многочисленными ролями мудрого, сильного, сложного человека. Женя Миронов — со своим живым неугомонным нравом, со своим Пушкиным и глубоко запрятанным Достоевским, и блистательно освоил новое для себя героическое амплуа. К тому же сюжет, сама история все равно движет фильм вперед. Ну и, конечно же, Владимир Ильин прекрасен в роли Королева — думаю, он всех переиграл.
— Космос сегодня вообще модная тема, тот же Илон Маск обещает нам вскоре коммерческие полеты на Марс. Легко ли успешному продюсеру заработать билет на космическую экскурсию?
— Фильм стоил почти 500 миллионов рублей, это огромная сумма. Чтобы он мог существовать как бизнес, надо собрать миллиард. Это может случиться, я надеюсь на это, но это непростая задача. Что касается кинематографии в целом, то в последние три года из-за кризиса это занятие перестало быть бизнесом и превратилось просто в увлечение — даже при том, что мы делаем зрительское кино. Риски невероятные, конкуренция неравная: мы соревнуемся с американскими студиями, которые продают фильмы пакетами и диктуют дистрибьюторам условия по рекламе и продвижению. Такова рыночная реальность. А у нас есть один фильм, «Время первых», ну и еще традиционные «Елки» в конце года. Кинотеатры, по большому счету, могут прожить и без нас. Поэтому так важно, что в момент совпадения сроков выхода на экран отечественного фильма про освоение космоса и очередного «Форсажа» Министерство культуры РФ взялось решить эту проблему и таким образом дать нам шанс встречи со зрителем. Посмотрим!
— Без государственной поддержки не справиться?
— По-другому не бывает. Мы бы и в космос никогда не полетели, если бы не было государственной политики. Люди не умеют жить без государства ни в одной стране, у государства есть такие функции, которые бизнес никогда не сможет заменить. Кинематограф большой страны, так же как и космическая промышленность, не может быть полностью частным. Во всех странах с сильным кинематографом есть государственная политика в сфере кино. Я абсолютно уверен, что должны быть правила, которые помогают стартовать сильным российским премьерам. Совсем скоро, 12 апреля, мы будем праздновать День космонавтики в жесточайшей битве с многолетней американской франшизой. Это неравная битва, как Брестская крепость — на тебя идут танки, а ты — с ружьем.
— Битва или конкуренция?
— Конечно, это борьба. А зачем, спрашивается, наши космонавты в космос летали, зачем они торопились, для чего рисковали? Гордость, желание быть первым — это очень важно для людей, для общества, потому что не все измеряется достатком.
— Насколько эффективными стали меры по поддержке отечественного кино, предпринятые во время Года кино?
— Все очень правильно было сделано, просто надо было сделать в десять раз больше, чтобы ситуация изменилась.
— Ваш фильм «Время первых» с его героическим слоганом «Подними голову» направлен в героическое, но прошлое. Где искать новых героев?
— Важны не конкретные временные рамки, а чтобы герой был современен, к тому же история развивается циклически. Гамлет тоже жил давно, но волнует человечество до сих пор. Поэтому важно, чтобы темы были современными, а в какие костюмы одеты герои, неважно. Однако отсутствие современного положительного героя — действительно проблема. И здесь многое зависит от того, какой зритель сидит в зале. За годы давления американской индустрии зрители привыкли к определенным форматам, под которые наши режиссеры вынуждены мимикрировать. При этом дистрибуция устроена так, что кинотеатры в среднем по стране заполнены на 20%, а совместный выход в кино по карману не каждой семье.
— Как разомкнуть этот замкнутый круг?
— Просто нужна воля, чтобы эту ситуацию разрулить: государству мощно субсидировать проекты по созданию большого российского кино, дистрибьюторам вложиться в его рекламу и продвижение, кинотеатрам снизить цены, и тогда залы заполнятся уже на 40–50%. Выиграют все, а в полном зале и смотреть кино интереснее! А сейчас давайте 12 апреля, хотя бы на один день, снизим цены на хорошее российское кино по всей стране и посмотрим, что получится!
— Вы много ездите по стране, какой вам показалась новосибирская публика?
— У города чувствуется класс — по интеллектуальному уровню Новосибирск ощущается почти как столичный, что входит в драматический контраст с разбитыми дорогами. Но в людях чувствуются энергия, надежда, и верится, что все будет хорошо.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Лидия Маркова, PR-директор центра культуры и отдыха «Победа»:
— Динамичный, напряженный и очень красиво сделанный фильм. Сколько невероятных ситуаций на грани жизни и смерти стояло за фразой «Человек впервые вышел в открытый космос», это просто непостижимо! И только понимание того, что Алексей Леонов жив и здоров, в некоторых особо драматичных моментах дарило надежду на то, что все закончится хорошо. Мы считаем, очень важно, чтобы как можно больше зрителей увидели этот фильм на большом экране.