Трудный путь новосибирского ренессанса

Впервые за последние более чем четыре десятка лет в Новосибирске введен в строй участок новой трамвайной линии в микрорайон «Чистая слобода». Следом муниципальные власти объявили о развитии трамвайного движения в другой части города: депутатам горсовета Новосибирска был представлен план строительства трех трамвайных линий общей протяженностью 6,3 км в правобережье. Интерес к трамвайной теме также подогрело обращение крупнейших застройщиков микрорайона Родники к мэру Новосибирска Анатолию Локтю. Почему на повестке дня вновь возникла столь необычная тематика и что стоит за словами новосибирского градоначальника о «трамвайном ренессансе»? Подробности — в материале «КС».

Сегодня в общегородских перевозках Новосибирска трамвай занимает весьма скромную роль. Его доля составляет всего 6% работы общественного транспорта областного центра — по данным минтранса Новосибирской области, объем перевозок трамваями за 9 месяцев 2016 года составил 17,1 млн при городском пассажиропотоке 355,1 млн человек. Вместе с тем еще в 80-х годах прошлого столетия этот вид горэлектротранспорта выполнял весьма существенную работу — объем годовых перевозок, по данным органов статистики, составлял более 180 млн пассажиров, что более чем вдвое превышает современный объем перевозок метрополитеном. По протяженности линий, количеству вагонов и транспортной работе Новосибирск был одним из ведущих трамвайных городов России. Однако сегодня ситуацию с трамвайным движением в областном центре можно охарактеризовать как глубокую деградацию. В предшествующие годы трамвайная сеть несла существенные потери — единая система была разорвана, были сняты рельсы на многих улицах и проспектах, протяженность линий уменьшилась с 74 до 59 км. В довершение ко всему, этот вид электротранспорта существенно стал проигрывать автобусам и маршруткам.

Евроидеал

Впрочем, сегодня как в деловых кругах Новосибирска, так и в блогосфере и на тематических урбанистических и транспортных интернет-форумах сложилось весьма благосклонное отношение к трамваю, которое резко контрастирует с текущим состоянием трамвайного сообщения в Новосибирске. Причиной такого разрыва шаблона являются видимые результаты прошедшего за последние два-три десятилетия трамвайного ренессанса в странах Западной, а затем и Восточной Европы. Туристы, посещающие города Старого континента, увидели пример современного рельсового транспорта: полностью низкопольный подвижной состав в виде многосекционных «червей», соединенных гармошками, практически бесшумный, с футуристическим дизайном. Такой общественный транспорт наиболее подходит для комфортной внутригородской поездки. Также преимуществами являются высокая маршрутная скорость и увеличенная в сравнении с автобусами провозная способность.

Впрочем, нужно отметить, что рассматриваемый трамвайный ренессанс стал результатом целенаправленной государственной политики, проводимой правительствами, а впоследствии и наднациональными органами Евросоюза (для новых членов из Центральной и Восточной Европы). Под этот процесс была поведена серьезная теоретическая и законодательно-нормативная и финансовая базы. Например, Министерством экологии, устойчивого развития и энергетики Франции была разработана стратегия по развитию городского электротранспорта. Для компаний с численностью персонала более восьми человек был введен специальный транспортный налог. Государственными органами каждую пятилетку уточнялся перечень городов, где реализовывали проекты электротранспорта, и соответственно, на эти цели выделялись цели немалые суммы из государственного бюджета. Так, в прошлую пятилетку (на период 2008–2013 гг.) из государственного бюджета Франции для развития городского электротранспорта было выделено более 3 млрд евро. Были профинансированы проекты трех метрополитенов и 20 трамвайных систем. В эту госпрограмму, помимо городов с населением свыше 100 тыс. жителей, стали попадать небольшие провинциальные французские городки с населением менее 50 тыс. человек. Недавно была открыта трамвайная линия в городке Обань (Aubagne) на юге Франции с населением 40 тыс. жителей (немногим больше, чем в Барабинске).

Как убивали идею

Рассматриваемый европейский тренд не остался незамеченным в России. Но под него изначально не была подведена новая законодательно-нормативная и правовая база. Итог закономерен — есть основания утверждать, что все ограничилось кампанейщиной. Министерством транспорта РФ 2008 год был объявлен «годом скоростного трамвая». Но вскоре распиаренные проекты скоростного трамвая (СТ) в трех крупнейших городах страны были свернуты и потерпели фиаско. Не были реализованы проекты «Надземный экспресс» в Санкт-Петербурге, скоростной трамвай «Академический» в Екатеринбурге и новая линия СТ по Шоссе Энтузиастов в Москве с выходом в подмосковную Балашиху.

Провалом завершились и более поздние проекты. Один из таких проектов не был реализован в Самаре. Город, принимающий игры чемпионата мира по футболу в 2018 году, планировал связать СТ фан-зону для болельщиков в центре со стадионом «Самара-Арена» на удаленной окраине. Проект предусматривал концессию по схеме ГЧП, сроком на 30 лет. Инвестор должен был приобрести для линии 74 многосекционных низкопольных современных трамваев, о приобретении которых проводились переговоры с чешским производителем Skoda. Новая линия с использованием современных европейских технологий обошлась бы в 12 млрд рублей. Но поиск инвестора не дал результатов.

Сегодня в России реализуется только один трамвайный проект с участием частного инвестора (инвестиционная группа «ЛСР») в Санкт-Петербурге.

Новосибирский путь

Новосибирск, не имеющий яркого и распиаренного трамвайного проекта, пошел несколько иным путем. Разработку трамвайной темы фактически надо было начинать с нуля. У властей города не было предложений в этой области городских перевозок, поскольку внимание было сконцентрировано на реализации метропроекта, а снятие федеральным законодательством ограничений по допуску частных перевозчиков вызвало автобусно-маршруточный бум.

В 2007 году городскими властями была заказана «Концепция строительства скоростного трамвая в Новосибирске до 2030 года», которая была разработана специалистам института НИПИ ТРТИ из Санкт-Петербурга.

Муниципальные власти получили стратегический документ, в котором в результате проведенных исследований были выявлены перспективные коридоры, где пассажиропотоки могли бы быть освоены данным электрическим транспортом. При этом перспективные линии скоростного трамвая не вступали в прямую конкуренцию с линиями метро, а существенно дополняли бы их, формируя скоростной транспортный каркас областного центра. Была высчитана и оказалась привлекательной цена вопроса. Расчеты показали, что в развитие всей системы СТ, включающей три радиуса, соединявшихся через перспективные мосты через Обь, необходимо инвестировать суммы от 13,4 млрд до 16,7 млрд рублей, а срок окупаемости составит от 15 до 17 лет. Это было выигрышно на фоне метро, где только сметная стоимость сооружения одной станции «Золотая нива» оценивалась в 5 млрд 241 млн рублей.

«Концепция строительства скоростного трамвая в Новосибирске до 2030 года» была утверждена архитектурно-градостроительным советом мэрии Новосибирска в феврале 2010 года. Поскольку формирование нового для Новосибирска вида общественного транспорта предполагалось с участием инвестора на основе долгосрочной концессии, в начале 2012 года в рамках Красноярского экономического форума между мэрией Новосибирска и институтом развития Внешэкономбанком (ВЭБ) был подписан Меморандум о строительстве линий скоростного трамвая. Его представил бывший первый вице-мэр Новосибирска Андрей Ксензов, тогда он дал оптимистический прогноз, отметив, что строительство может начаться уже в 2014 году.

Плющихинский_трамвайка
Схема трамвайной линии в Новосибирске. Информация из доклада вице-мэра города Данияра Сафиуллина

Однако дальнейшая проработка проекта, проведенная специалистами ЗАО «Петербург-Дорсервис» в рамках технико-экономического обоснования первой линии скоростного трамвая, показала, что новый вид городского транспорта — достаточно дорогой проект. Так, первая линия на правом берегу от площади Калинина в сторону микрорайона Родники имеет расчетную сметную стоимость около 9 млрд рублей, что сопоставимо с проектами развития метро. Представлявший тогда в городском Совете Новосибирска данный округ депутат Иван Сидоренко, по совместительству генеральный директор ООО «Энергомонтаж», отметил, что «таких денег у муниципалитета нет. Максимум, что может выделить бюджет, — это пару миллионов на разработку проекта».

Не привели к результату поиски инвестора. Чиновники мэрии активно работали в этом направлении. Министр экономического развития Новосибирской области Ольга Молчанова на пресс-конференции, прошедшей 16 февраля 2017 года в «Интерфакс-Сибирь», рассказала об итогах поиска инвестора для проекта скоростного трамвая. «Было несколько проектов, еще когда мы работали в мэрии: строительство «легкого метро», предложение от чешской компании именно в форме государственно-частного партнерства. В настоящее время все это осталось в прошлом», — поделилась министр. Интерес к проекту проявляли также и другие зарубежные компании, в частности, несколько визитов в Новосибирск нанесли руководители французского электротехнического гиганта Alstom. Был интерес и у других зарубежных инвесторов.

Теория малых шагов

Избранный в 2014 году мэр Новосибирска Анатолий Локоть охарактеризовал работу по усилению роли этого вида транспорта в городской системе перевозок как «ренессанс трамвая». Впервые об этом градоначальник публично заявил 21 января 2015 года на итоговом собрании департамента транспорта мэрии города.

Мэр Новосибирска Анатолий Локоть так расшифровал понятие ренессанса: «Электротранспорт — важное направление развития транспортной инфраструктуры города. Большую ставку мы делаем на трамваи». Помимо обновления подвижного состава, который сегодня представляет собой плачевную картину — полностью самортизированный подвижной состав трамвайного парка города, стоящего на балансе МКП «ГЭТ», составляет 62% (по состоянию на 2015 год), — ставка также будет сделана на ремонт износившихся трамвайных путей. «Для приведения инфраструктуры трамвайных путей в безаварийное состояние только на правом берегу Новосибирска необходимо около 300 млн рублей, это сумма без вложений в энергохозяйство», — оценивает затраты советник Совета депутатов Новосибирска по транспортной политике Михаил Никулин. Трамвайное кольцо на Маркса обойдется  в 20 млн руб., а линия на Чистую слободу в 81 млн руб. Однако бюджетные ограничения делают невозможными масштабное инвестирование в эту отрасль городских перевозок. За прошедший трехлетний период были сделаны небольшие по объемам вложения в «точечные» проекты: было восстановлено трамвайное кольцо на площади Маркса, произведена закупка 10 б/у трамваев в Москве, завершено строительство трамвайной линии в микрорайон «Чистая слобода».

13_04_Tramvai_986Для обновления подвижного состава на базе филиала № 4 «Левобережный трамвай» МКП «Горэлектротранспорт» создано совместное российско-белорусское предприятие ООО «БКМ Сибирь».

«Планируем в этом году выпустить 12 трамваев. Первый вагон будет готов к эксплуатации к концу мая. Именно на нем специалисты отработают механизмы и технологии модернизации, условия для этого на новом совместном предприятии созданы», — отметил Анатолий Локоть во время посещения производственной площадки. Подобная модернизация трамвайного парка городов стало распространенным явлением в РФ. У городских властей нет финансовых ресурсов для закупки нового подвижного состава. В свою очередь федеральный бюджет на обновление муниципального горэлектротранспорта выделяет для софинансирования в течение последних лет весьма скромные суммы — не более 1 млрд рублей. Поэтому в госпрограмму попадает слишком ограниченное число регионов страны.

Другим проектом, который озвучил муниципалитет, является прокладка новых трамвайных линий в правобережье. Об этом заявил заместитель мэра Новосибирска Данияр Сафиуллин 10 марта 2017 года на встрече с депутатами городского Совета областного центра. Чиновник заявил о планах оптимизации маршрутной сети трамвая по Гусинобродскому шоссе с выходом на улицу Кошурникова к станции метро «Золотая нива». Это позволит решить вопрос транспортной доступности жилмассивов восточной части города. Оптимизация трамвайных путей планируется в три этапа. Первым этапом предполагается дотянуть рельсы до станции метро «Золотая нива» (протяженность участка 600 м, стоимость 150 млн рублей), вторым — строительство линии от Гусинобродского шоссе до улицы Татьяны Снежиной (4 км), а третий этап — от трамвайного кольца на ул. Волочаевской до Гусинобродского кладбища (1,65 км). Все эти проекты будут реализованы в форме государственно-частного партнерства. Сегодня ведется поиск инвестора. Насколько реализация данных проектов повысит объемы перевозок, не сообщается. Отметим, что трамвайная линия на территории Плющихинского жилмассива будет конкурировать с многочисленными автобусными маршрутами и маршрутками. Если она будет проложена в отдельном коридоре, то это позволит трамваю не стоять в пробке на выезде из жилмассива.

Востребованный север

Впрочем, сегодня к этому виду горэлектротранспорта стали проявлять внимание застройщики и девелоперы. Важнейшей новостью в информационном пространстве Новосибирска стало обращение к мэру Анатолию Локтю бизнесменов, компании которых застраивают северные городские территории, прежде всего Родники. Под обращением подписались председатель совета директоров ГК «Стрижи», гендиректор ООО «Энергомонтаж», гендиректор ООО «Норд Сити Молл», замгендиректора ООО «ПромАгроКапитал» и директор ООО «Автосервис». Они обратились к градоначальнику с просьбой оставить трамвайные пути на «Лесной дороге» — участке ул. Учительской между ул. Б. Хмельницкого и Объединения, а также построить новые линии. В этом обращении бизнесмены указывают, что автобусное сообщение в направлении Калининского района не справится с растущим пассажиропотоком, поскольку в перспективе здесь будет проживать 200 тыс. человек. «Выражаем свою заинтересованность в развитии проекта трамвайного сообщения как наиболее эффективного и инвестиционно привлекательного вида транспорта и готовы рассматривать свое участие в проекте на основе государственно-частного партнерства», — сообщается в обращении к градоначальнику. Впрочем, при сметной стоимости первого этапа первой линии СТ до микрорайона Родники в 9 млрд рублей (в ТЭО, разработанном ООО «Петербург-Дорсервис») есть обоснованное сомнение, что финансовый потенциал местных строителей позволит вложиться в указанный проект. Нужен инвестор, который обладает мощными финансовыми ресурсами.

Перспективная концессия

Однако такой инвестор существует. Примерно год назад в мэрию обратилась ООО «ПК Транспортные системы». Прошедший год они изучали ситуацию в общественном транспорте областного центра. В итоговом предложении, направленном в мэрию в марте 2017 года, предлагается создать рабочую группу по проработке концессионного соглашения и дорожной карты. Интерес у потенциального инвестора вызвала правобережная трамвайная сеть. «На правом берегу есть несколько перспективных направлений, в отличие от левобережной трамвайной сети, где есть только одно направление для развития на «Чистой слободе», других фактически нет», — объясняет Михаил Никулин. Потенциальный концессионер также объясняет свой выбор рядом факторов. Во-первых, на правом берегу сохранилась конфигурация трамвайных линий по главным магистральным улицам, которая обеспечивает существенный охват городской территории по кратчайшим связям. При увеличении скорости движения и увязке трамвайной сети с ближайшими станциями метро часть пассажиропотока переключится на трамвай, что обеспечит эффективность этого вида транспорта и возврат инвестиций.

«Потенциальный инвестор выставляет достаточно жесткие условия — город должен выполнить ряд требований, которые позволят взять в концессию трамвайную сеть. Это гарантия пассажиропотока либо компенсация в части выпадающих доходов. Второе условие — приведение трамвайной инфраструктуры муниципалитетом в безаварийное состояние. Взамен они предлагают поставку трамваев и дальнейшее развитие сети. Впрочем, точных проработок, которые могли бы раскрыть детали концессии, пока нет. Предварительный анализ показывает, что предприятие может быть выгодным, если город будет гарантировать пассажиропоток в 2–3 раза больше, чем текущий. Это вполне реальный проект», — заключает эксперт. Михаил Никулин также отмечает, что все вопросы будут детально прорабатываться в процессе предстоящих переговоров в муниципалитете.

«КС» будет следить за развитием ситуации.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ