Одним из самых известных молодых предпринимателей России в сегменте малого и среднего бизнеса можно считать ФЕДОРА ОВЧИННИКОВА, основателя сыктывкарской сети «Додо Пицца». Сейчас у его компании 183 заведения в 9 странах мира. А сам Федор Овчинников создал из своего бизнеса реалити-шоу, описывая в своем блоге все, что происходит с компанией — от момента ее основания по сей день, включая финансовые показатели и проблемы, с которыми она сталкивается. В результате по образу и подобию «Додо Пиццы» появляются бизнесы по всей России, например новосибирская «Пицца Синица». Через свой блог «Додо Пицца» привлекла 120 млн рублей, одним из ее инвесторов стал совладелец 2ГИС Дмитрий Сысоев.
О том, что привело Федора Овчинникова в Новосибирск, не устал ли он от информационной открытости, почему «ДоДо Пицца» выходит в Новосибирск только сейчас, и насколько успешным оказался старт компании в США и Китае — в материале «КС».
Роль информационных технологий
— Федор, наше с вами интервью не случайно проходит именно в рамках конференции для разработчиков Codefest. Несколько лет назад в интервью нашему изданию экс-глава IBM в России Кирилл Корнильев говорил, что ИТ-технологии будут определять бизнес-модель компаний. Как я понимаю, это как раз ваш случай. Какую роль информационные технологии играют в бизнесе «Додо Пиццы»?
— Внешне «Додо Пицца» — обычная потребительская компания, наш продукт – пицца, потребительский опыт. Но внутри мы действительно настоящая ИТ-компания. В R&D-отделе у нас сейчас работает около 60 человек, и за год мы планируем нарастить численность отдела практически вдвое.
Еще до появления «Додо Пиццы» у меня была мечта создать бизнес на стыке операционного подхода и ИТ. В свое время «Макдональдс» осуществил революцию на рынке. Но ведь он не изобрел ничего принципиально нового, а лишь соединил воедино гамбургеры как продукт и принцип конвейера. Гамбургеры появились задолго до «Макдональдса», а принцип конвейера, как известно, изобрел Генри Форд. «Макдональдсу» удалось соединить две технологии и построить на этом свою модель. Точно также и мы с самого начала старались объединить бизнес в сфере массового питания и ИТ. Такой нетипичный для отрасли подход должен был позволить перезапустить бизнес доставки. Главным элементом этой системы является наша собственная информационная система. Именно через нее мы контролируем свои процессы в то время, как тот же «Макдональдс» делает это через менеджмент и чеклисты.
— Как я понимаю, вашу собственную информационную систему можно считать вашим ключевым отличием от других игроков рынка. Вы с самого начала понимали необходимость построения собственной ИТ-системы, или это понимание пришло позднее?
— Мы понимали, что если хотим быть успешными на этом рынке, нам нужно иметь свое ноу-хау, которое мы могли бы противопоставить действующим игрокам. Опять же ни для кого не секрет, что крупным компаниям не хватает гибкости, и им тяжело меняться из-за их размеров, из-за того, что они не ИТ-компании, и наконец, из-за того, что им просто очень сложно поменять свое мышление.
Когда я шесть лет назад открыл свою первую пиццерию в Сыктывкаре, то уже со второго месяца привлек разработчика информационной системы. Я сразу сжег мосты, сказав, что мы не будем никогда использовать чужой софт. Если бы я это не сделал, то у нас не было бы жесточайшей боли при разработке своей собственности системы. Но сегодня я могу сказать, что в итоге это решение оказалось верным.
«ДоДо Пицца» основана сыктывкарским предпринимателем, известным блоггером Федором Овчинниковым и является одним из крупнейших игроков на рынке доставки пиццы. Сеть насчитывает 183 пиццерии, работающих не только в России, но и в Литве, Эстонии, Казахстане, Узбекистане, Кыргызстане, Румынии, Китае и США. К 2020 году компания планирует открыть в Америке больше 400 пиццерий. Всего же к этому моменту сеть будет насчитывать более 2500 точек — по всему миру. К 2020 году капитализация «Додо Пицца» может составить уже $2,5 миллиарда. Высокие темпы роста сети обеспечивает франчайзинг и бизнес-модель, основанная на собственной облачной информационной системе. Одним из инвесторов «Додо Пиццы» является совладелец 2ГИСа Дмитрий Сысоев.
Я рассматривал пиццерию в первую очередь с точки зрения идеи создания глобального бизнеса, а не как источник прибыли. У любого стартапа есть проклятие — ему нужно разрабатывать продукт, вкладывая деньги на долгосрочный период, но при этом выживать, зарабатывая деньги здесь и сейчас. Начав работать на своем софте, мы всегда испытывали жесточайшее давление рынка. Ведь бизнес должен был расти, чтобы зарабатывать деньги и демонстрировать свою эффективность инвесторам. В свою очередь рост масштабов бизнеса оказывает огромное давление на информационную систему и предъявляет к ней все более жесткие требования. Бизнес очень сильно опережал возможности продукта. На тот момент бизнес и ИТ-продукт не были одним и тем же. Это создавало большие сложности, но в то же время постоянно подталкивало нас вперед.
— Как вы решали вопрос с разработчиками, учитывая, что ваш офис был и остается в Сыктывкаре?
— В Сыктывкаре проживает 240 тысяч человек, там действительно нет технических вузов и почти нет разработчиков. Тем не менее, мы приступили к разработке информационной системы вместе с еще одним программистом. Начинали с того, что создавали примитивные модули по приему заказов от клиентов.
И вот здесь я хочу отметить, что очень часто мы думаем о том, что со временем по мере роста бизнеса будем иметь возможность нанимать лучших людей, которые будут на нас работать. Но это миф. Это вопрос, связанный с нашим сознанием. Сейчас я четко могу сказать, что лучший сотрудник – это тот сотрудник, который сейчас работает со мной. Благодаря этому принципу и развивался наш продукт в условиях, когда вокруг не было разработчиков. К нам приходили люди, близкие по ценностям, которых вдохновляли наши цели, которые учились нашим подходам, и становились сильнее по мере развития компании. Это напоминает технологию получения алмазов, когда под сильнейшим давлением – бизнеса, сроков, задач, времени и ответственности — из графита получаются драгоценные камни. У нас всегда было давление роста.
— То есть постановка амбициозных задач помогала разработчикам стремительно наращивать свою квалификацию?
— Приведу пример. Когда мы открывали первую пиццерию с залом, нам нужно было написать программу для кассы. Когда я сказал нашим двоим разработчикам, что через месяц мне нужна такая программа, они мне сказали, что это невозможно. Но у меня не было других вариантов. Я им открыто сказал, что если мы не напишем эту программу, то разоримся. И это было правдой. У меня не было денег платить аренду, мы просто обязаны были запуститься! В свою очередь разработчики понимали, что наша общая большая мечта, ради которой все делалось, просто умрет, если они не справятся со своей задачей. И знаете, мы смогли написать приложение для кассы за месяц.
Такого рода давление постоянно происходит в бизнесе. Мы активно растем, а наша информационная система проектировалась, когда мы еще не знали масштабов бизнеса, его структуры. Поэтому систему нужно перестраивать.

Как то раз ко мне подошел архитектор нашей сети и спросил, можем ли мы ограничить количество заказов, которые может принимать франчайзи? Представляете – я бы пришел в франчайзи, и сказал бы, что, например, в пятницу вечером мы можем принимать только 600 заказов и не больше. Поэтому мы понимали, что если сейчас не проведем реинженеринг, то к осени, когда у нас планируется 250-300 точек, мы не сможем работать. Сейчас мы боремся за то, чтобы позволить сети расти дальше. И это создает мощнейший драйв. Конечно, это стресс для разработчиков, но одновременно и осознание своей ответственности в достижении миссии, понимание того, достижение больших целей зависит от отдельно взятого человека. Мы понимаем, что делаем лишь пиццу, но мы в то же время даем большому количеству предпринимателей развиваться. Разработчик понимают, что многие наши франчайзинговые партнеры продавали свои квартиры, вкладывая в этот бизнес, и они просто не имеют права их подвести. Осознание этого дает мощнейший импульс к развитию.
— «Додо Пицца» — это не первый ваш бизнес. Что отличало его от остальных ваших проектов? Как вы поняли, что именно он может стать для вас наиболее успешным?
— Если отвечать совсем кратко, то главной школой в бизнесе являются собственные ошибки. Да, это не первый мой бизнес. Но амбиции, вера в большие цели, желание терпеливо работать каждый день, привели меня туда, где я нахожусь сейчас.
Бизнес на пицце
— Федор, как я понимаю, ваш приезд в Новосибирск вероятно связан не только с посещением форума Codefest, аккумулирующего ИТ-специалистов, но и с грядущим запуском в городе «Додо Пиццы»?
— На самом деле на текущий момент я не так погружен в операционный бизнес «Додо Пиццы», чтобы ездить по стране и запускать новые точки. Но мы действительно в этом году выходим в Новосибирск. Однако для нас это является рядовой задачей. У нас есть бизнес-модель, опробованная в том числе на Москве и Санкт-Петербурге, проверенные партнеры, поэтому мы чувствуем себя уверенно в освоении новых городов.
— Сколько заведений планируется открыть в Новосибирске?
— В Новосибирск будет выходить наш действующий партнёр, который начал своё развитие с Подмосковья. В этом году он планирует открыть три пиццерии с залами для гостей, из которых также будет осуществляться доставка. Наше соглашение с партнёром предусматривает открытие минимум 12 заведений в Новосибирске. Сейчас осуществляется поиск подходящих помещений.
— Учитывая, что «Додо Пицца» представлена и в регионах восточнее Сибири, в чем связано то, что вы выходите в Новосибирск только сейчас? Тем более, что насколько нам известно, договор с франчайзинговым партнером по Новосибирску был подписан еще летом прошлого года.
— Это в том числе обусловлено стратегией нашего развития. Как говорил Мао Цзэдун, нужно двигаться из деревень в города, а не наоборот. По нашим правилам франчайзинговый партнёр должен сначала открыть пиццерию в городе с населением до 250 000 жителей, но при этом может заранее забронировать территорию, где будет развиваться в будущем. Если первая пиццерия франчайзи показывает хорошие показатели по качеству продукта и уровню сервиса, то он получает возможность открывать новые пиццерии на забронированных территориях. В случае с Новосибирском именно такая ситуация. Нельзя было открыться в этом городе, не имея опыта работы в других городах. В настоящий момент партнёр показал, что он готов развиваться в «городе-миллионнике».
— То есть все точки в регионе будет открывать один франчайзинговый партнер?
— У нас проходил конкурс среди франчайзинговых партнеров за право выхода в Новосибирск. Согласно инвестиционному соглашению, партнер должен открыть 12 пиццерий в указанные сроки. Если он не выполняет этих обязательств, то лишается эксклюзивных прав на развитие в регионе.
— Оглашаете ли вы объем инвестиций в развитие в Новосибирске?
— Инвестиции в одну пиццерию составляют порядка 12 миллионов рублей. Следовательно, партнёр должен будет проинвестировать не менее 140 миллионов рублей.
— Как вы оцениваете зрелость новосибирского рынка пиццерий и уровень конкурентной среды?
— На мой взгляд, Новосибирск — отличный рынок. Конкуренция нас нисколько не пугает. Место есть для всех, поэтому в течение полутора-двух лет мы рассчитываем стать настолько же привычными жителям города, как «Магнит» или «Пятерочка» на рынке продуктового ритейла.
— Кого вы видите своими ключевыми конкурентами в Новосибирске?
— У нас есть конкуренты и в более высоком, и в более низком ценовых сегментах. Среди всех игроков рынка наиболее близка к нам сеть Papa Johns — мы с ней находимся примерно в одной нише. В свою очередь New York Pizza находится в более экономичном сегменте.
Однако мы понимаем, что наша модель конкурентноспособна, следовательно, рано или поздно мы отвоюем свою долю рынка. Также с 2018 года мы планируем запустить для нашей сети федеральную рекламную кампанию.
— Развиваются ли ваши партнеры в регионах только органическим способом, или возможен вариант скупки небольших локальных конкурентов с дальнейшим ребрендингом?
— Вряд ли кого-то можно купить, так как непосредственно в нашем сегменте представлен разве что Papa Johns. У нас с ними схожие модели, но в деталях мы безусловно отличаемся. Условно говоря, это как «Пятерочка» и «Магнит», работающие в одном сегменте, но в то же время имеющие достаточно отличающиеся друг от друга. На мой взгляд, вероятность продажи российского бизнеса Papa Johns низка. Поэтому нам проще открыть свою пиццерию, чем покупать конкурентов и переделывать их под себя.
— Одним из ваших инвесторов является совладелец новосибирской компании 2ГИС Дмитрий Сысоев. Вложенные им средства идут в целом на развитие компании, или все-таки как-то затрагивают Новосибирск?
— Это инвестиции в управляющую компанию, а именно в развитие нашей информационной системы. К бизнесу в Новосибирске это прямого отношения не имеет, но с вашим городом нас действительно теперь связывает и Дмитрий Сысоев.
— «Додо Пицца» активно развивается и за пределами России. Какие рынки для вас являются ключевыми? По какой схеме вы работаете за пределами России, и насколько довольны текущими результатами?
— Два главных рынка для нас – США и Китай. Они настолько гигантские, что Россия в сравнении с ними очень мала. Конечно, отечественный рынок для нас понятнее, — здесь нам надо расти и одолевать конкурентов. На этом фоне выход в другие страны для нас все равно, что полет на Марс. Мы высаживаем там свои исследовательские щупальца, чтобы посмотреть, как там дышать, чтобы в будущем развиваться.
В США мы вышли своими силами и хорошо там работаем. В одном из городов, где на 30 тысяч населения приходится 160 ресторанов, мы смогли выйти в «плюс» уже на 4-ом месяце. Играет свою роль и культура потребления: в США люди едят пиццу почти как хлеб. И это гигантский рынок для нас.
Если же говорить про Китай, то там у нас франчайзинговый бизнес, который развивают двое русскоязычных предпринимателей. Они сами вышли на нас, и мы были рады выйти в эту страну.
— Есть ли заметные различия в структуре потребления в Китае и США в сравнении с Россией?
— Отличия, конечно, есть, но наш бизнес как раз хорош тем, что наша модель едина для всех стран. Условно говоря, есть конструктор Lego, из которого можно собрать совершенно разные вещи — хоть машину, хоть домик. Точно также и с пиццей — технология одна, а ингредиенты могут быть совсем разные. Именно поэтому важно развивать нашу модель, чтобы ее не приходилось менять ее под каждую отдельно взятую страну. Любые вопросы для нас решаемы, и мы понимаем, что можем открываться хоть в Индии, хоть в Индонезии.
Блогерство и молодые предприниматели
— Одной из ваших особенностей является информационная открытость. «Додо Пицца» изначально стартовала как реалити-шоу. У себя в блоге вы постоянно публикуете финансовые показатели компании, текущие шаги компании, стратегию, ближайшие планы, и.т.д. Плюсы такого подхода в принципе понятны: прозрачность способствует привлечению инвесторов и франчайзинговых партнеров. А были ли обратные стороны информационной открытости, негативным образом сказавшиеся на компании?
— Нет. На мой взгляд, информационная открытость полностью себя оправдала. Все остальное — паранойя. Если, к примеру, кто-то хочет украсть идеи, то он все равно украдет, но далеко не факт, что сможет реализовать их на практике.

Важно понимать, что наша открытость способна отвечать нам взаимностью. У нас был случай, когда за несколько дней перед новым годом мы потеряли порядка 8 млн рублей через «Яндекс.Деньги» из-за ошибки конфигурации нашей информационной системы. Я написал об этом в своем блоге, и вскоре информацию о том, что мы по ошибке выплатили нашим клиентам несколько миллионов рублей, растиражировали СМИ. Уже через два часа мне позвонил «Яндекс» и попросил меня написать в своем блоге, что вопрос уже решается, так как к ним стали обращаться мои читатели и просили решить проблему.
Другой важный аспект информационной открытости — это наши еженедельные встречи, на которые мы зовем как наших программистов, так и франчайзинговых партнеров. На таких встречах мы рассказываем, что происходит в компании, и как мы меняемся. Благодаря наличию на встрече франчайзинговых партнеров наши разработчики погружаются в условия реального бизнеса. Хотя я часто слышу, что разработчики нуждаются в тепличных условиях работы, на мой взгляд, как раз важно, чтобы они видели, как их решения работают на практике.
— Вслед за вами многие начинающие предприниматели стали вести блоги в соцсетях, где они точно также стараются рассказывать в реальном времени о том, что происходит с их бизнесом. Однако понятно, что далеко не в каждом случае такой блог способен быть эффективным. На ваш взгляд, в каких случаях оправдано и эффективно с точки зрения трудозатрат вести бизнес-блог, а в каких это неэффективно?
— Важно понимать, что блог — это просто инструмент. Одним и тем же молотком можно забивать гвозди, а можно, к примеру, копать землю. Главное в блоге – это то, что он позволяет собирать аудиторию за счет интересного ей контента. Если его не будет, то и доступ к аудитории ничего не даст. Блог не должен быть самоцелью. В моем случае случае благодаря блогу мне удалось привлечь 120 млн рублей инвестиций. Именно таким образом меня нашел и Дмитрий Сысоев. Поэтому блог хорошо работает для поиска инвесторов, франчайзинговых партнеров. Покупатели конечной продукции тоже вовлекаются в эту историю, но в меньшей степени. Им все же важнее всего, чтобы пицца была вкусной, и не столь важно, стоит ли за этим какая-то бизнес-история.
— Сейчас в России наблюдается настоящий бум в сегменте обучающих программ для начинающих молодых предпринимателей. Это и «Бизнес-Молодость», и «Лайк-Бизнес», и многие локальные программы. Однако отношение ко многим из них неоднозначное. Насколько, на ваш взгляд, эти программы действительно можно считать эффективными и полезными, и в какой степени они способствуют развитию предпринимательства?
— Способствуют. На мой взгляд, эффективность такого рода программ ставят под сомнение разве что снобы. Как говорил один из моих любимых предпринимателей — основатель Panasonic Коносукэ Мацусита, «если ваше сознание открыто, то можно учиться даже у шума ветра». «Лайк-Бизнес» и «Бизнес Молодость» делают правильные вещи и формируют предпринимательскую активность. Если люди пробуют заниматься бизнесом, ошибаются и меняют что-то в своей жизни, это уже хорошо.
— Учитывая аудиторию вашего блога, не рассматривали ли вы вариант монетизации своей популярности через собственные масштабные образовательные программы?
— Нет, не рассматривал. Дело в том, что наш блог с точки зрения своей информационной открытости можно считать проектом с социальной миссией. На мой взгляд, уж лучше мы добьемся результата и покажем это подписчикам, чем будем пытаться кого-то учить. Это даст больший эффект.