Страховать нельзя оставить

Многие страховые компании ответственно заявляют о возможности застраховать частные коллекции или музейные экспонаты. Но так ли доступна эта услуга, как кажется на первый взгляд, и в чем таятся риски для страховщиков? О причинах отказа в страховании культурных ценностей и о том, почему этот вид считается высокорисковым, — в материале «КС».

Оценка всему голова

По заверениям страховщиков, частные коллекции — достаточно закрытый сегмент рынка, и почти все клиенты страховых компаний предпочитают не разглашать свои данные для общественности. Оно и понятно: с каждым годом антикварные вещи становятся только дороже. По словам директора аукционного дома Getart, управляющего партнера новосибирской Галереи Фактор Григория Гапонова, в России реальная ценность антикварных вещей в полной мере начала раскрываться только в 90-е годы, когда люди стали осознавать, чем они на самом деле владеют. Именно в те времена все большее распространение получали воровство и грабежи с убийством.

«Сегодня коллекционеры стали внимательнее относиться к вопросам безопасности: охранная сигнализация, решетки на окнах, и в гостях только проверенные люди, — отмечает Григорий Гапонов. — Для сохранности своих предметов искусства коллекционеры могут отдать их на хранение в специальные учреждения, где соблюден в том числе режим влажности и температуры. В советские годы люди об этом не задумывались и с легкостью общались между собой, обмениваясь ценными экземплярами».

Дорогостоящие коллекции инвесторы все же предпочитают страховать. Коллекционеры среднего сегмента чаще всего не могут себе этого позволить в силу того, что заключению договора о страховании предшествует оценка предмета искусства или даже его экспертиза. Причем, по словам начальника управления страхования транспортных операторов АО «СОГАЗ» Алексея Назина, в оценку также входят как возможные затраты на восстановление экспоната (например, надорванного полотна), так и снижение по этой причине стоимости произведения искусства при выставлении лота на аукцион. Как правило, чтобы обезопасить себя от потенциальных убытков, страховые компании требуют проведения оценки у столичных государственных экспертов. По мнению Григория Гапонова, одной из наиболее авторитетных компаний для коллекционеров, страховых компаний и банков является «АртКонсалтинг», расположенная в Москве.

«Вся сложность в том, что «АртКонсалтинг», как и другие государственные эксперты, находится в Москве, и если возникает необходимость что-либо застраховать, то, помимо высокой стоимости услуг, необходимо еще и выезжать за пределы Новосибирска, — рассказал «КС» Григорий Гапонов. — Зачастую это становится главным препятствием к страхованию. На моей памяти был случай, когда человек, пожелавший приобрести у нас достаточно большую коллекцию, решил проверить действительность заявленной стоимости. В «АртКонсалтинге» ему выставили такой счет, что он передумал и купил коллекцию без оценки. Но в том случае речь шла о предметах искусства советского периода, с которым пока еще не все так сложно: живы наследники, подлинность можно оценить при помощи музейных работников, есть возможность проследить историю. Если дело касается работ XIX века, то здесь без экспертизы не обойтись, слишком много подделок. Поэтому приходится делать экспертизы даже на молекулярном уровне, несмотря на высокую стоимость услуг».

В компании «Росгосстрах» признаются, что из-за дороговизны оценки в Новосибирском филиале уже на протяжении нескольких лет не было случаев страхования культурных ценностей.

«Что касается страхования редких и ценных картин, книг, то в Новосибирском филиале за последние 10 лет таких договоров не заключалось, — рассказал заместитель директора ПАО «СК «Росгосстрах» в Новосибирской области Максим Поправко. — Дело в том, что для этого необходима экспертная оценка стоимости предмета страхования, будь то книга или картина. При этом эксперты должны иметь соответствующую лицензию Министерства культуры. Обращения граждан за подобного рода страховыми полисами были, но после получения информации об обязательной оценке стоимости повторно никто не приходил».

Директор транспортной компании «Байт-Транзит-Континент» Алексей Шпикельман рассказал «КС», что в свое время планировал застраховать известную работу новосибирского художника Григория Ликмана, но столкнулся с рядом трудностей из-за сложной процедуры оценки. «Мы пришли к выводу, что оставим картину не застрахованной, — отметил бизнесмен. — Потому что если начинать процедуру оценки, то не понятно, какого результата мы достигнем, сколько это будет стоить и какого размера окажется сам страховой взнос. Можно сказать, что страхование культурных ценностей для Новосибирска пока дело хлопотное».

Впрочем, есть и те игроки рынка, которые охотно работают в этом сегменте. По заверениям руководителя направления по внешним коммуникациям «АльфаСтрахования» Юрия Нехайчука, в компании могут самостоятельно провести полноценную оценку рисков, связанных с принятием на страхование того или иного предмета искусства.

Застраховано охраной

Получить дополнительную информацию о состоявшихся договорах страхования культурных ценностей в Новосибирской области со стороны различных страховых компаний оказалось достаточно проблематично — из-за соблюдения условий неразглашения конфиденциальной информации. По предположениям Григория Гапонова, с высокой долей вероятности в Новосибирской области не застрахована ни одна частная коллекция.

При запросе в Музей Новосибирска выяснилось, что все его экспонаты также не застрахованы, но при этом находятся под надежной охраной.

«Мы полностью выполняем свои обязательства по хранению абсолютно всех предметов, в том числе особо ценных, — рассказала директор Музея Новосибирска Елена Щукина. — Все здание находится под противопожарной и охранной сигнализацией, а также сейфы и отдельные витрины. Кроме того, музей выведен напрямую к пульту МЧС. Таким образом, нами предприняты все меры по предотвращению воровства или уничтожения музейных экспонатов. Мы регулярно проходим проверку соответствующих государственных инстанций на соответствие перечисленных требований. Страхование наших экспонатов было бы не лишним, но для этого необходим дополнительный бюджет, в котором мы сейчас ограничены».

Стоит отметить, что почти все музеи не страхуют свое имущество — слишком дорого это обходится государственным учреждениям.

Алексей Назин рассказал «КС», что по сложившейся практике музеи страхуют экспонаты, предназначенные для демонстрации на других выставочных площадках. Как правило, с момента упаковки произведения искусства в музее, далее на период экспозиции — и до возвращения экспоната обратно в музей. Постоянные экспозиции и экспонаты в запасниках страхуют очень редко. Основная причина — огромная стоимость музейных коллекций, и на такое страхование у музеев нет денег.

Обычно транспортировку музейных ценностей выполняет Федеральная служба охраны. Как рассказала Елена Щукина, когда в 2014 году музейные предметы вывозились на выставку в Москву, музей Новосибирска пользовался услугами Федеральной службы охраны: «Все предметы были тщательно упакованы, сложены в специальные ящики и опломбированы. Эта служба полностью несла ответственность за перевозку музейных ценностей и являлась своего рода гарантом, заменяя страховую компанию. Таким же образом предметы были возвращены обратно».

Однако бывает, что у музеев и на транспортировку экспонатов сокращено финансирование со стороны государства. Более двух лет назад Музей Новосибирска столкнулся с тем, что учреждение не смогло оплатить страховку предметов из Янтарной комнаты ГМЗ «Царское Село», чтобы привезти их в Новосибирск для экспонирования.

«Руководство музея-заповедника выдвинуло совершенно обоснованные  требования к перевозке уникальных экспонатов специальным транспортом, — добавила директор Музея Новосибирска. — Но стоимость оказалось слишком высокой, и предметы из Янтарной комнаты так и не доехали до нашего города. В годы Великой Отечественной войны эта коллекция, наряду с другими предметами из 20 государственных музеев СССР, находилась в эвакуации в Новосибирске».

Искусство как главная ценность

В целом страховые компании не исключают из своего перечня услуг страхование культурных ценностей. Особенно актуально это для обеих наших столиц, которые оказались средоточием культурного наследия страны, — Москвы и Санкт-Петербурга. Как заметил руководитель филиала «Ренессанс Страхование» в Новосибирской области Алексей Зосин, под страхованием ценностей могут подразумеваться и памятники архитектуры в качестве объекта недвижимости, и имущество клиентов — частные коллекции стоимостью до сотен миллионов рублей.

«Условия и программы для таких объектов подготавливаются индивидуально, в том числе возможны специальные программы перестрахования, установление особых требований по условиям защиты (например, сигнализаций) и так далее. В таких случаях страхование ни перевозок, ни постоянных экспозиций каких-то сложностей не вызывает», — добавил Алексей Зосин.

На столичных просторах особую активность проявляет компания «Ингосстрах» — она сотрудничает с рядом музеев, не только обеспечивая их страховыми продуктами, но и участвуя в совместных проектах и конференциях, направленных на популяризацию искусства. Так, недавно компания получила статус официального страховщика и генерального партнера Института русского реалистического искусства (ИРРИ), открывшегося в декабре 2011 года в одном из старинных корпусов бывшей ситценабивной фабрики. А с Музеем современного искусства «Гараж» «Ингосстрах» представил совместную образовательную программу. В портфеле компании имеются случаи страхования выставок, находящихся в Сибири, например в Томске и Новосибирске. В Новосибирске также страховались объекты недвижимости, имеющие охранный статус исторических памятников.

Немаловажными факторами при страховании музейных экспонатов или предметов из частных коллекций являются условия при транспортировке или хранения. По словам Юрия Нехайчука, при решении о заключении договора по страхованию всевозможных ценностей рассматривается сразу несколько вопросов: хранится ли предмет коллекции или эксплуатируется в ненадлежащих условиях, заботится ли владелец о застрахованных предметах, дабы обеспечить их сохранность в пределах разумной предусмотрительности и обязательств.

Надлежащими условиями принято считать соблюдение температурного режима и режима влажности, полотно картины должно стоять либо висеть на стене, графика должна лежать на горизонтальной поверхности. Под сохранностью понимается физическая охрана не только на время экспонирования предмета или нахождения его в каком-либо помещении, но и при транспортировке. По словам Алексея Назина, именно на этапах процедуры упаковки/распаковки и монтажа/демонтажа экспонатов риск их повреждения или утраты наиболее высокий. «Несоблюдение определенных требований может привести к отказу страховщика от принятия экспонатов на страхование или от выплаты страхового возмещения», — добавил Алексей Назин.

В «Ингосстрахе» отметили, что существуют отдельные правила по страхованию культурных ценностей при перевозке и хранении, они определяют порядок и условия заключения, исполнения и прекращения договоров страхования ценностей. При заключении договора клиент обязан сообщить страховщику все известные обстоятельства, которые могут повлиять на вероятность наступления страхового случая. В том случае, если страхователь действительно не владеет информацией о, например, неисправностях транспортного средства или температурных условиях в хранилище, отдельное внимание будет уделено предоставленным документам, относящимся к перевозке и хранению.

Директор СПАО «Ингосстрах» в Новосибирской области Дмитрий Шевченко вспомнил ситуацию в Новосибирске, когда застрахованные компанией экспонаты в процессе обратной перевозки на место постоянной экспозиции и хранения получили повреждения из-за отказа рефрижераторной установки на автовозе: «В том случае мы оперативно оплатили полную стоимость работ по ликвидации данного ущерба».

По мнению Григория Гапонова, страхование культурных ценностей необходимо, так же как и страхование квартиры или машины. И возможно, со временем и в Новосибирске этот сегмент страхования будет более развит, но для этого необходим спрос со стороны коллекционеров, которых сейчас в городе единицы. «Даже отдавая свои предметы в новосибирские музеи, мы отдаем их на свой страх и риск. Ведь страхуются только те работы, которые музеи отправляют на выставку за границу. В той же Москве если Третьяковская галерея заинтересуется какой-то работой из частной коллекции, то она создаст все условия для безопасного экспонирования на своей площадке, включая полную страховку», — отмечает Гапонов.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ